Привод контактов переключателя
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социапистических
Республик
К -АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 04.08.80 (21) 2972260/18-24 (51) М. Кй.з с присоединением заявки ¹
G 05 G 23/00
Государственный комитет
СССР но делам изобретений и открытий (23) Приоритет (53) УДКб21-327 (088. 8) Опубликовано 150882. Бюллетень №30
Дата опубликования описания 15.08.82 (72) Авторы изобретения
В.A Áèëÿð и Б.С.Панеш
Краснодарское специальйое конструкторско-технологическое бюро сейсморазведочной электронной техники (71) Заявитель (54) ПРИВОД КОНТАКТОВ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ
Изобретение относится к электроприводным реверсивным устройствам и предназначено для использования в коммутаторах сейсморазведочных станций.
Известны приводные люфтовыбирающие устройства, содержащие спаренные зубчатые колеса, связанные между собой упругим элементом. На одном из спаренных колес имеются овальные отверстия, через которые проходят специальные винты, завинченные в реэьбовые отверстия другого колеса и допускающие относительный поворот вокруг центра вращения в пределах овальных отверстий. Колеса радиально стягиваются пружинами (1j, Недостатком указанного устройства является наличие упругих стягивающих пружин в зубчатых колесах. Такие устройства не могут быть использованы в качестве привода в коммутаторах с большим числом контактных групп, так как необходимо передавать большие усилия, что влечет за собой уменьшение КПД передачи, усложнение конструкции из-эа наличия спаренных колес в каждой зубчатой паре °
Наиболее близким к предлагаемому техническим решением является приводное устройство переключателя, содержащее двигатель, вал которого через поводок, мальтийский крест и зуб
5 чатую передачу связан с выходным валом, на котором установлен диск с контактами, и неподвижную плату с ламелями (2) .
Недостатком данного устройства является то, что шестерня и зубчатое колесо должны быть изготовлены с высокой степенью точности, допускающей минимальные боковые зазоры передачи, влияющие на совпадение контактов с ламелями платы при реверсе. Для изготовления передачи требуется прецизионное специальное оборудование.
Цель изобретения — повышение точ-. ности привода.
Поставленная цель достигается тем, что привод контактов переключателя, содержащий двигатель, вал которого через поводок, мальтийский крест и зубчатую передачу связан с выходным валом, на котором установлен диск с контактами, и неподвижную плату с ламелями, снабжен люфтовыбирающим механизмом в виде жестко закрепленного на выходном валу кронштейна, рычаг которого сопряжен через
ЗО регулируемый зазор с двумя упорами
951278 на боковой поверхности колеса зубчатой передачи, установленного свободно на выходном валу.
В предлагаемом техническом решении не требуется высокая точность изготовления зубчатых колес. 5
На фиг. 1 представлена кинематическая схема привода контактов переключателя коммутатора сейсморазведочной станции, на фиг, 2 — разрез
А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — диск с 10 контактами и неподвижная плата с ламелями.
Устройство состоит из двигателя
1, вал которого через поводок 2, - мальтийский крест 3 и зубчатую пере- f5 дачу 4, 5 связан с выходным валом б, на котором установлен диск 7 с контактами 8, взаимодействующими с элементами неподвижной платы 9, люфтовыбирающего механизма в виде жестко закрепленного на выходном валу кронштейна 10 с рычагом 11, сопряженного через регулируемый зазор с3 с двумя упорами 12 и 13 на боковой поверхности колеса 5 зубчатой переда- чи, установленного свободно на выходном валу, регулировочного винта 14.
На плате 9 установлены ламели 15.
Устройство работает следующим образом.
При вращении нала днигателя 1 по-" водок 2 входит в зацепление с мальтийским крестом 3 и периодически поворачивает его на определенный угол. Прерывистое движение с помощью зубчатых колес 4 и 5, упоров 12 и
13 и расположенными между ними рычагом 11 с кронштейном 10, выходным валом б и регулировочным винтом 14 передается на диск 7 с контактами
8, расположенными по окружности под 40 углом друг к другу, равным шаговому углу с(диска 7. Происходит переключение контактов 8. Расположенные под тем же углом друг к другу ламели
15 на неподвижной плате 9 совпадают 45 с контактами 8 диска 7.
При изменении направления вращения вала двигателя диск 7 с контактами 8 при первом шаге мальтийского креста поворачивается на угол, меньший угла вследствие боконых зазоров в зубчатой.передаче, что нлечет несовпадение контактов 8 с ламелями 15.. Погрешность несовпадения распространяется в дальнейшем на все переключения в данном направлении на угол, зависящий от величины боковых эазорон в зубчатой передаче 4 и 5. В связи с введением люфтовыбирающего механизма за счет регулируемого с помощью вин та 14 зазора d между упорами 12, 13 и рычагом 11 кронштейна 10 сумма всех зазоров имеет .величину, кратную одному рабочему шагу мальтийского креста, используемого для выборки зазоров в передаче устройстна при реверсе, Следовательно, зазоры в зуб. чатой передаче могут быть выбраны одним шагом мальтийского креста 3 при реверсе или несколькими (в зависимости от суммы зазоров н зубчатых передачах и неличины угла поворота мальтийского креста при одном шаге) .
При этом необходимо условие, чтобы сумма всех. зазоров делилась на шаг мальтийского креста беэ остатка.
Введенный регулируемый зазор Cl с помощью регулировочного винта 14 позволяет избавиться от остатка зазора.
Отсюда сумма зазоров пострянна и кратна шагу мальтийского креста.
При износе зубьев в передаче регулируемый зазор уменьшается и, наоборот, при малых зазорах в зацепле)ниях — увеличивается.
Таким образом, введение люфтовыбирающего механизма способствует устранению влияния боковых зазоров в зубчатой передаче независимо от количества зубчатых пар. Детали люфтовыбирающего механизма (кронштейн, рычаг просты по конструкции и.не требуют спецоборудования и спецоснастки для их изготовления, С введением в привод контактов переключателя люфтовыбирающего механизма снижается трудоемкость изготовления зубчатых колес, так как не требуется высокая точность их изготовления. Кроме того, в отличие от прототипа предлагаемый привод контактов переключателя позволяет уменьшить габариты устройства в целом (в известном устройстве габариты определяются диаметром зубчатого колеса) .
Формула изобретения !
Привод контактов переключателя, содержащий двигатель, вал которого через поводок, мальтийский крест и зубчатую передачу связан с выходным валом, на котором установлен диск с контактами, и неподвижную плату с ламелями, отличающийся тем, что, с целью повышения точности привода, он снабжен люфтовыбирающим механизмом в виде жестко закрепленного на выходном валу кронштейна, рычаг которого сопряжен через регулируемый зазор с двумя упорами на боковой поверхности колеса зубчатой передачи, установленного свободно на выходном валу.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Чубаро Д.Д, Детали и узлы приборов. Справочное пособие, 3-е исправленное и дополненное. М., "Машиностроение", 1965, с. 386-387.
2. Проспект фирмы Lnput †Output, 1.пс. Houston, Texas Rota - Long, мо.цель RLS-100-Т, США (прототип1.
951278
Составитель О.Гудкова
Техред Т.Маточка Корректор Н.Король
Редактор А.Гулько
Филиал ПНП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 594б/54 Тираж 914 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5



