Складная вантово-стержневая оболочка
О Il И C А Н И Е ()950867
ИЗО6РЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 29.12.80 (21) 3228023/29-33 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.
Е 04 В 1/32.Гееударствелмй камлтет (53) УДК 69.024. .4 (088.8) Опубликовано 15.08.82. Бюллетень № 30
Дата опубликования описания 25.08.82
llo делам изобретений и ютхра1тий (72) Авторы изобретения
В. А. Савельев, Г. С. Лазарева и Н. А. У
Ордена Трудового Красного Знамени централ исследовательский и проектный институт ст металлоконструкций (71) Заявитель
F (54) СКЛАДНАЯ ВАНТОВО-СТЕРЖНЕВАЯ ОБОЛОЧКА
Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для проектирования легких складных зданий с тентовым покрытием.
Известна односетчатая складная оболочка положительной гауссовой кривизны, об- 5 разованная четырехугольными ячейками, сторонами которых служат жесткие стержни, а по диагоналям расположены ванты.
Стержни соединены между собой в узлы с помощью звездчатой узловой детали, имею- 1о щей центральное отверстие, в котором закреплены концы вант. Жесткие стержни прикреплены к лучевым ребрам узловой детали с помощью цилиндрических шарниров (1).
Недостатками этого решения являются: большое количество типоразмеров узловых деталей, ограниченная подвижность узлов в процессе трансформации оболочки, неустойчивое равновесие узловых деталей в рабочем положении. го
Известна также складная вантово-стержневая односетчатая оболочка, включа1ощая трубчатые стержни, ванты, шаровые узловые детали, каждая из которых состоит из двух полусфер, соединенных между собой болтом, пропущенным через центральное отверстие. Ванты закреплены в узловой детали укладкой в специальные пазы. Трубчатые стержни снабжены наконечниками, имеющими боковые вырезы для пропуска тросов, и соединены с узловой деталью посредством упругой накладки (2).
Недостатками этого технического решения являются сложность изготовления и сборки конструкции, отсутствие механизма фиксации положения узловой детали.
Наиболее близким техн.1ческим решением является складная вантово-стержневая оболочка, включающая жесткие трубчатые стержни, ванты, шаровые узловые детали с центральным отверстием и радиальными прорезями, соединительные элементы, выполненные в виде тросов, втулок и витых пружин (3) .
Недостатком этого технического решения является сложность сборки конструкции, требующей большой производствеHной площади. Кроме того, наличие прорезей на жестких трубчатых стержнях снижает их несущую способность, а необходимость выполнения упоров на вантах усложняет из950867 з готовление и делает невозможным их унификацию по длинам.
Цель изобретения — уменьшение трудоемкости изготовления и монтажа.
Указанная цель достигается тем, что в складной ва нтово-стержневой оболочке, включающей жесткие трубчатые стержни, ванты, шаровые узловые детали с центральным отверстием и радиальными прорезями и соединительные элементы, выполненные в 10 виде тросов, втулок и витых пружин, узловая деталь со стороны, противоположной основным радиальным прорезям, имеет уширение в виде конуса и дополнительные радиальные прорези, соединенные под углом 60 друг к другу и расположенные в плоскостях,15 повернутых на 30 по отношению к плоскостям основных радиальных прорезей, при этом ванты укреплены в дополнительных прорезях каждой узловой детали гайками, расположенными на втулке соединительного элемента, а каждый трубчатый стержень на концах имеет внутренние вытупы для упора пружин.
На фиг. 1 изображена складная вантово-стержневой оболочки, общий вид; на фиг. 2 — узловое соединение; на фиг. 3 — 25 сечение А — А на фиг. 2; на фиг. 4 — сечение Б — Б на фиг. 2; на фиг. 5 — узловая деталь; на фиг. 6 — сечение  — В на фиг. 5; на фиг. 7 — вид Г на фиг. 6.
Складная вантово-стержневая оболоч30 ка состоит из жестких трубчатых стержней 1, вант 2, шаровых узловых деталей 3. Каждая узловая деталь имеет центральное отверстие 4, основные радиальные прорези 5 и дополнительные радиальные прорези 6, пересекающиеся под углом 60О причем плоскости дополнительных прорезей 6 повернуты по отношению к плоскостям основных прорезей 5 на 30 . Кроме того, узловая деталь 3 имеет уширение 7 в виде конуса. Соединительные элементы выполнены в виде трех тросов 8, один конец которых закреплен во втулке 9, а второй снабжен упором 10.
Между втулкой 9 и упором 10 расположена витая пружина 11. Соединительные элементы закреплены в узловой детали с помощью гайки 12, а в стержнях 1 упором пружины во 45 внутренние выступы 13. Ванты 2 расположены в прорезях 6 и закреплены гайкой 14.
Сборку конструкции производят в следующем порядке.
С одного из торцов пакета трубчатых стержней 1 производят установку соединительных элементов путем ввинчивания пружин 11 между упорами 13. Затем на втулки 9 соединительных элементов одевают узловые детали 3. Затем устанавливают узловые детали 3. причем втулки 9 вводят в отверстие 4, а тросы 8 размещают в прорезях 5. Крепление осуществляют с помощью гайки 12. Ванты 2 вставляют в прорези 6 и фиксируют гайками 14. Указанный процесс сборки повторяют на другом торце пакета стержней .
Таким образом, данное конструктивное решение обеспечивает возможность монтажа вантово-стержневой оболочки в сложенном состоянии.
Формула изобретения
Складная вантово-стержневая оболочка, включающая жесткие трубчатые стержни, ванты, шаровые узловые детали с центральным отверстием и радиальными прорезями и соединительные элементы, выполненные в виде тросов, втулок и витых пружин, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения трудоемкости изготовления и монтажа, узловая деталь со стороны, противоположной основным радиальным прорезям, имеет уширение в виде конуса и дополнительные радиальные прорези, размещенные под углом 60 друг к другу и расположенные в плоскостях, повернутых на 30 по отношению к плоскостям основных радиальных прорезей, при этом ванты укреплены в дополнительных прорезях каждой узловой детали гайками, расположенными на втулке соединительного элемента, а каждый трубчатый стержень на концах имеет внутренние BblcTvffbl для упора пружин.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе !. Авторское свидетельство СССР № 400674, кл. Е 04 В 1/32, 1971.
2. Авторское свидетельство СССР № 462917, кл. E 04 В 1/32, 1972.
3. Авторское свидетельство СССР № 750002, кл. Е 04 В 1/32, 1978.
950867 иг.
Вид Г
Фиг, 7
Составитель Н. Павлова
Редактор Г. Гербер Техред А. Бойкас Корректор А. Гриценко
Тираж 724 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
i l 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4



