Газоаналитическая система анализа выхлопных газов автомобильных двигателей
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советсник
Соцнапистнчесних
Республик 1,947729 (61) Дополнительное к авт. свид-ву Р 866484 (22) Заявлено18.07. 80 (21) 2959774/23-26 (51} М. Кп.з с присоединением заявки Ио—
G 01 N 25/36
G 01 М 15/00
Государственный комитет
СССР ио делам изобретений и открытий (23) Приоритет—
ДЗ) УДК 543.27-52 (088. 8) (3публиковано 30 ° 07 82Бюллетень ¹ 28
Дата опубликования описания 300782
A.A.Äàøêoâñêèé, А.И.Крещенский, В.Н.Сухарев;
В.Ф.Примиский, Л.A.Öóêàíoâà, В.Г.Михаль евсЖ46ЮЭЗЭ i . и П.Я.Ровенский !
1А сР1Щ4 . ГРАНИ В." i.>
Киевское научно-производственное объеди ени „
"Аналитприбор" Всесоюзного научно-исслеЬовательИо го института аналитического приборостроения (72) Авторы изобретения (74) Заявитель (54) ГАЗОАНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА АНАЛИЗА
ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫХ
ДВИГАТЕЛЕИ
Изобретение относится к аналитической технике и может быть использовано для количественного определения состава выхлопных газов автомобильных двигателей в автомобильной промышленности.
По основному авт.св. Р 866484 известна гаэоаналитическая система анализа выхлопных газов автомобильных двигателей, содержащая пробоотборный зонд и соединенный с ним линией транспортирования блок фильтрации и очистки, измерители содержания С0, СО, NO> и углеводородов, .соединенйые с соответствующими блоками пробоподготовки в измерительных каналах и через блоки обработки информации с регистрирующими приборами, стойку калибровочных газов, подсоединенную своими выходами к блокам пробоподготовки, дополнительные пробоотборный зонд, блоки фильтрации и .очистки, размещенные в измерительном канале углеводородов и соединенные последовательно линией транспо1зтирования, электронагревательные устройства, взаимосвязанные блоки терморегулирования и термодатчики, при этом дополнительные пробоотборный зонд и блок фильтрации и очистки, блок про боподготовки в измерительном канале углеводородов, измеритель содержанияо углеводородов, блоки терморегулирова" ния и термодатчики размещены в соответствующих электронагревательных .устройствах (1).
Недостатком известной системы яв-. ляется ограниченный температурный т0 диапазон и сильное разрушающее воздействие выхлопных газов на блоки пробоотбора, регулирования и подачи газовой пробы, что снижает эффективность системы в целом.
Цель изобретения — повышение эффективности и расширение области применения за счет увеличения темпера- турного диапазона и возможности работать с агрессивными смесями.
Указанная цель достигается тем, что каждый измерительный канал снабжен отводящим трубопроводом, подклю-. ченным к линии транспортирования по" сле блока пробоподготовки, линией подачи сжатого воздуха, регулятором аб25 c TBoro давления .по е себя., установленным на линии подачи сжатого воздуха, и регулируемым дросселем, при этом соответствующие входы смесителя связаны с отводящим трубопроводом и с линией подачи сжатого воэ947729 духа, а выход через дроссель подключен к отводящему газопроводу первичного измерительного преобразователя.
Иа чертеже представлена блок-схема газоаналитической системы анализа выхлопных газов автомобильных 5 двигателей.
Система состоит иэ выхлопной тру.бы 1 автомобиля, в которой установлены первый 2 и второй 3 пробоотборные зонды.. Система содержит несколь- 10 ко параллельных измерительных кана,лов. Причем, измерительный канал углеводородов выполнен отдельно и подключен к второму пробоотборному зонду 3. Система содержит блок 4 фильтрации и очистки, установленный после первого пробоотборного зонда 2, блоки 5 фильтрации и очистки в измерительном канале углеводородов, блоки 6 и 7 пробоподготовки, измерители 8-11 содержания соответственно
СО, СО, N0 и XCH,блоки 12 обработки информации, регистрирующие приборы
13, электронагревательные устройства
14,15,16 и 17, блоки 18-21 терморегулирования, термодатчики 22-25, стойку 26 калибровочных газов, отводящий трубопровод 27, смеситель 28, линию 29 подачи сжатого воздуха, регулятор 30 абсолютного давления "после себя", регулируемый дроссель 31 и отводящий газопровод 32 измерителя содержания компонента.
Система работает следующим образом.
Из выхлопной трубы автомОбиля 1 35 пробоотборные зонды 2 и 3 отбирают газовую пробу соответственно в первый 4 и второй 5 блоки фильтрации и очистки. Далее с них газовая проба поступает на первый 6 и вто- 4О рой 7 блоки пробоподготовки. С блоков 6 и 7 пробоподготовки анализируемый гаэ поступает на измерители
8-11 (газоанализаторы) содержания компонентов, на выходе которых возникает электрический сигнал, пропорциональный концентрации анализиРуемых компонент (CO, СО,N0„,XСН).
После газоанализаторов 8-11 электрические сигналы в каждом измерительном канале масштабируются, усиливаются, линеаризуются и т.д. в блоках 12 обработки информации, после чего фиксируются в регистрирующих приборах 13.
С целью предотвращения выпадения . в конденсат углеводородов блоки и устройства измерительного канала на углеводороды 3,5,7,11 находятся в устройствах 14-17 электрообогрева, степень нагрева каждого из них определяется схемой терморегулирования, которая воспринимает сигналы от термодатчиков 22-25, соответственно установленных в устройствах 14-17 электрообогрева. о 65
Первичные измерительные преобразователи 8-11 чувствительны к давлению газовой пробы, подводимой к ним на вход. Поэтому для поддержания стабильного давления к газопроводу, соединяющему блоки.6 пробоподготовки с соответствующими преобразователями 8,9 и 10 и второй блок 7 пробоподготовки с измерительным преобразователем 11, подсоединен отводящий газопровод 27. Через него часть газовой пробы поступает в смеситель
28; В смесителе 28 эта высокотемпературная, агрессивная часть анализируемого газа соприкасается с потоком сжатого воздуха стабилизированного давления, подаваемого в смеситель 28 по линии 29 и регулируемого регулятором 30 абсолютного давления.
Изменение номинального давления на входе газоанализатора и соответственно в отводящем трубопроводе 27 вызывает изменение давления сжатого воздуха в линии 29. Регулятор 30 абсолютного давления "после себя" отрабатывает, создавая подпор или разрежение в смесителе 28, до тех пор, пока ни уравновесится давление на входе первичных измерительных преобразователей 8-11 и в линии 29.
Затем газовая смесь из смесителя
28 через регулируемый дроссель 31 поступает в отводящий газопровод 32 на сброс.
Применение изобретения, в котором регулирование давления высокотемпературной агрессивной смеси заменено регулированием сжатого воздуха, позволит получить технико-экономический эффект в 132 тыс.руб. в год.
Формула изобретения
Газоаналитическая система анализа выхлопных газов автомобильных двигателей по авт.св. Р 866484, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения эффективности и расширения области применения за счет увеличения температурного диапазона и возможнос-. ти работать с агрессивными смесями, каждый, измерительный канал снабжен отводящим трубопроводом, подк рченным к линии транспортирования после блока нробоподготовки, линией подачи сжатого воздуха, регулятором абсолютного давления "после себя", установленным на линии подачи сжатого воздуха, и регулируемым дросселем, при этом соответствующие входы смесителя связаны с отводящим трубопроводом и с линией подачи сжатого воздуха, а выход через дроссель подключен к отводящему газопроводу первичного измерительного преобразователя.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 866484, кл.G 01 N 25/36, 1979.
947729
Составитель Н.Романникова
Редактор М.Янович Техред 3. Палий Корректор Н. Король
Заказ 5622/бб Тираж 887 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП "Патент", г.ужгород, Ул.Проектная,4


