Вал электрической машины

 

М. П. Кухарский, С.С. Самарский, А. И. БезсАертц ый и С.И;Шабалова

" 1 1

Всесоюзный научно-исследовательский и ектноконструкторский и технологический инс итут ""-- электромашиностроения (ВНИПТИЭИ) (72) Авторы изобретения (73) Заявитель (54 ) ВАЛ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к конструкции электрических машин с испарительным охлаждением ротора, в частности к конструкции вала электрической машины, и может применяться, например, 5 в регулируемых электродвигателях постоянного и переменного тока.

Известно устройство с тепловой трубой, в котором для защиты штенгеля от механических повреждений рекомендуется закрывать его после герметизации специальным защитным колпаком tlj.

Однако такой колпак затрудняет центровку вала при его последующей чистовой механической обработке,а также неоправданно увеличивает осевой размер вала и машины, в .которой он используется. При размещении . р штенгеля на боковой поверхности вала затрудняется его приварка к корпусу трубы и последующая чистовая обработка вала и сборка машины.

Наиболее близким к предлагаемому является вал электрической машины, выполненный в виде центробежной тепловой трубы со штенгелем, расположен" ным на наружном торце вала с другой стороны. Штенгель представляет собой медную трубку диаметром 4-6 мм, приваренную к корпусу тепловой трубы и соединяющуюся с ее внутренней полостью через сквозное отверстие.

После вакуумирования и заправки трубы теплоносителем штенгель герметизируется например,, холодной сваркой 2).

Расположение штенгеля на наружном торце вала снижает надежность машины, так как при чистовой обработке вала и сборке машины штенгель легко повредить.

Цель изобретения - повышение надежности вала, выполненного в виде центробежной тепловой трубы, путем устранения возможности механическо- го повреждения штенгеЛя, а также

3994

35 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

Дан ll. и Рей Д.Тепловые трубы.

И., "Энергия", 1979, с. 138.

2. Авторское свидетельство СССР

У 165259, . 21,5á/O1, 1915.

94 упрощение технологии последующей обработки вала и сборки машины.

Поставленная цель достигается тем, что в валу электрической машины, включающий центробежную тепловую трубу, по меньшей мере один массивный хвостовик и присоединенный к тепловой трубе штенгель, массивный хвостовик выполнен со стороны, обращенной к тепловой трубе с осевым углублением, а штенгель расположен на торце тепловой трубы, обращеннном к хвостовику, и размещен в упомянутом углублении.

На чертеже схематически приведен предлагаемый вал, выполненный в виде тепловой трубы, разрез.

Вал состоит из корпуса тепловой трубы 1 со штенгелем 2, расположенным на торце по оси вала, и массивного хвостовика 3 с осевым углублением 4, выпопненного в виде отдельной детали. Тепловая труба 1 и массивный хвостовик 3 вала соединены тугой посадкой и сварены напримеры, электродуговой сваркой 5.

Штенгель 2 размещен в осевом углублении 4 массивного хвостовика 3 вала.

При изготовлении вала. сначала изготовляют собственно тепловую тру. бу 1 со штенгелем 2 на торце. После вакуумирования и заправки тепловой трубы 1 теплоносителем штенгель 2 герметизируют, например, холодной сваркой, затем трубу 1 соединяют тугой посадкой с массивным хвостовиком

3 и обе части вала сваривают между собой.

Размещение штенгеля 2 в осевом углублении 4 исключает возможность его повреждения при чистовой обработке вала и сборке машины, что обеспечивает повышение надежности конструкции. Одновременно. появляется возможность центровки вала обычным способом и упрощается чистовая механическая обработка вала и сборка машины. Кроме того, отпадает необходимость увеличивать длину вала и машины, в которой он применен.

10 Валы предлагаемой конструкции использованы в опытных образцах высокомоментных электродвигателей постоянного тока с тепловой трубой в валу. Валы предлагаемой конструкции

1д использованы также в опытных образцах электродвигателей для подвижного . напольного транспорта и электромобилей.

Формула изобретения

Вал электрической машины, включающий центробежную тепловую трубу, по меньшей мере один массивный хвостовик и присоединенный к тепловой трубе штенгель, отличающийся тем, что,с целью повышения надежности и упрощения массивный хвостовик выполнен со сторойы, обращенной к тепловой трубе с осевым углублением, а штенгель расположен на торце тепловой трубы, обращенном к хвостовику, и размещен в упомянутом углублении.

Вал электрической машины Вал электрической машины Вал электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области тяжелого электромашиностроения

Изобретение относится к области электротехники и касается выполнения электрических машин, заполненных жидкостью, преимущественно асинхронных двигателей, и может быть использована в электроприводе систем с большой продолжительностью пусковых нагрузок при работе на низких оборотах, например в тренажерной технике

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к крупным электрическим машинам, например к турбогенераторам

Изобретение относится к электротехнике, к электрическим машинам, охлажденным тепловыми трубами (ТТ)
Наверх