Устройство для замены ленты на конвейере
(,72). Автор . изобретения
В.П. Зайцев и (71) заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАИЕНЫ ЛЕНТЫ НА КОНВЕЙЕРЕ
Изобретение относится к подъемнотранспортному машиностроению, а именно к устройству для замены ленты на конвейере.
Известно устройство для замены ленты на конвейере, содержащее два барабана, установленные на платформе с ходовыми колесами. Один барабан предназначен для намотки старой ленты, а на другом барабане намотана новая лента (11.
Однако данное устройство малоэффективно в работе, поскольку оно требует применения специального привода для вращения барабана с но- . вой лентой. При использовании привода конвейера для протягивания ленты с рулона возможны случаи обрыва ее в месте соединения со старой лентой.
Наиболее близким по совокупности существенных признаков и обеспечиваемому эффекту является устройство для замены ленты на конвейере, содержащее приводной приемный и подающий
2 барабаны, установленные на осях, закрепленных в подвипниковых опорах, смонтированных на ходовых тележ ках f2).
Недостатком данного устройства .является необходимость оборудовать места замены источником электроэнергии, причем довольно мощным, около
600 кВт, так как усилие вытягивания ленты 3-5 тс, а низкая скорость на30 мотки увеличивает время замены. Подающий барабан с рулоном новой ленты при разматывании необходимо притормаживать, а на приемном необходимо применять сложную схему регулирования скорости вращения барабана или уста" навливать неэлектрические источники энергии (гидродвигатели, двигатели внутреннего сгорания), потому что в процессе намотки меняется наружный диаметр рулона и соответственно возрастает нагрузка.
Все это усложняет и удорожает устройство для .замены ленты. 0 то же
Ъ
3 93934 время на конвейере простаивает мощный привод 200-600 кВт. Но его не включают, так как скорости конвейеров большие и для того, чтобы успеть смотать ленту на приемный барабан, надо не только компенсировать изменение окружной скорости на барабане, но и увеличить мощность привода.
Цель изобретения - повышение эффективности работы устройства путем сокращения времени на замену ленты.
Поставленная цель достигается тем, что устройство для замены ленты на конвейере, содержащее приводной приемный и подающий барабаны, уста- новленные на осях, закрепленных в подшипниковых опорах, смонтированных на ходовых тележках, снабжено установленными на концах осей приемного и подающего барабанов блоками с намотанными на них гибкими тяговыми органами.
Каждый блок выполнен с конусной, поверхностью, имеющей расположенные по спирали канавки.
Блоки выполнены с цилиндрической поверхностью, а гибкий тяговый орган выполнен s виде роликовой цепи и ох ватывающей ее. бесконечной петли зуб" чатой цепи. зо
Устройство снабжено закрепленными на ходовой тележке вогнутыми направляющими, в которых свободно размещены подшипниковые опоры приемного и подающего барабанов, связанных между собой посредством серег.
На фиг. 1 изображено в схематич" ном виде устройство для замены ленты на конвейере; на фиг. 2 - то же, при установке барабанов на самостоятельно ных ходовых тележках, на фиг. 3— приводной и приемный барабаны, общий вид; на фиг. 4 — установка барабанов на ходовой тележке;-на фиг. 5 приводной и подающий барабаны с установленными на них цилиндрическими блоками, огибаемыми гибкими органами; на фиг. 6-8 — варианты выполнения ходовых тележек.
Устройство для замены конвейерной ленты состоит из ходовой тележки 1 с криволинейными направляющими 2, в которых установлены с возможностью перемещения подшипниковые опоры 3 подающего 4 и приемного 5 барабанов, соединенных серьгами 6 (фиг. 6). Ба"- » рабаны 5 и 4 могут быть закреплены на общей раме жестко (фиг. 7) или на отдельных тележках (фиг. 2, й, 8).
2 4
Барабаны выполнены с коническими блоками 7 и цилиндрическими Ю. Устройство снабжено натяжными, обводными роликами 9 и прижимными 10.
Барабаны снабжены гибким тяговым элементом 11 и бесконечным тяговым органом 12. Для подсоединения концов новой ленты 13 и старой ленты 14 имеются заклепки 15 и монтажный строп
16. Приемный барабан 4 соединен цепной передачей 17 с электродвигате- . лем 1Ü.
Замена конвейерной ленты с помощью устройства осуществляется следующим образом.
Новую ленту 13 состыковывают в вулканизационной мастерской до необходимой длины и сматывают на раскатную стойку с приводом. Затем подсоединяют привод вращения 17 и 1Ü к источнику электроэнергии там же. Подсоединяют новую ленту к приемному барабану. Охватывают приемный барабан 5 и рулон новой ленты на раскатной стойке, петлей бесконечной ленты, соединенной из отрезка конвейерной ленты, и перематывают всю ленту на приемный барабан 5 приводом 17, 18. После этого часть ленты сматывает на подающий барабан Ч (на фиг. 7 и 6 показано пунктиром} и в двух рулонах ленту перевозят к месту замены. Такая перемотка необходима, если один рулон занимает габарит выше допускаемого (5-8 м). На месте замены всю ленту сматывают на подающий барабан 4 приводом 17, 18, т.е. необходим источник электроэнергии. Кроме того, вращение барабана 4 можно осуществить от тягача (гидродвигателем, карданная передача от раздаточной коробки). В случае небольшого рулона, до 4 м диаметром, всю ленту, перематывают на подающий барабан 4 (фиг. 4, 6). При перевозке рулонов шарнирное соединение тележек 1, а также консольное их расположение, уменьшающее базу устройства, позво" ляют уменьшить радиус его поворотов.
Размотка ленты на два барабана уменьшает габарит по высоте, что в целом повышает маневренность. В месте замены старую ленту 1Ч разрезают и подсоединяют к концу новой ленты 13 заклепками 15 (фиг. 1).
Чтобы не ослаблять натяжение ленты
14 на конвейере, предварительно барабаны 4 и 5 соединяют гибким элементом 11, а конец новой ленты 13 и
5 9393 приемный барабан 5 подсоединяют к старой ленте монтажным стропом 16 и заклепками. После этого старую ленту разрезают (фиг. 2), включают привод конвейера и сматывают старую
S ленту на приемный барабан 5, одновременно протягивая новую на конвейер. При этом тяговое усилие передается по ленте 14 конвейера на новую ленту 13, которая сматывается 1О с барабана 4 и раскручивает его.
Вращение передается коническим 7 или цилиндрическим Ь блоком подающего барабана, а с них через гибкий тяговый элемент 11 на соответствующие блоки приемного барабана 5, на который сматывается старая лента. Рулон подающего барабана 4 с каждым оборотом уменьшает свой диаметр и вращается сначала медленно, затем быстрее, а приемный барабан 5 наоборот увеличивает диаметр рулона и наминая с максимальных уменьшает свои обороты.
Это требование вытекает из необходимости сохранения поступательной, лиS нейной скорости V ленты, равной скорости конвейера. Поэтому блок и тяговый орган, выполняют роль бессту.пенчатого редуктора (вариатора), автоматически регулирующего обороты обоих барабанов.
Гибкий тяговый орган (канат) 11 предварительно намотан на конические ,блоки 7 приемного барабана 5 по спирали, начиная с максимального диаметра до минимума. Затем конец каната подсоединяют к максимальному диаметру конического блока подающего барабана 4. При включении привода конвейера лента 13 сматывается с бараЮ бана 4, а канат 11 наматывается на блок и при уменьшении диаметра рулона синхронно уменьшается радиус блока. Для этого необходимо, чтобы канат был равен по диамвтру толщине
4S конвейерной ленты. Так как витки каната укладываются по спирали, каждый рядом с друг другом, поэтому, во-.первых, длина каната равна длине конвейерной ленты, а во-вторых, ширина цапф равна числу витков. Чтобы
SO уменьшить базу рамы устройства, подшипниковые опоры 3 располагают между конусными цапфами 7 и барабанами
4и5.
При сматывании каната 11 с блока приемного (пустого) барабана 5 с наименьшего ее диаметра, барабан вращается с максимальной скоростью, 4z 6 что и надо вначале намотки. Правда усилие уменьшается, но в начале крутящий момент и не требуется большой.
По мере намотки ленты 14, канат 11 сматывается с большого диаметра (барабан уменьшает обороты)-, но с постоянной линейной скоростью, так как в это время канат наматывается на меньший диаметр блока подающего барабана 4, который в свою очередь начинает вращаться быстрее, поскольку . диаметр рулона уменьшается. Таким образом, линейные скорости лент 13 и 14, каната 11 и передаваемые ими тяговые усилия остаются постоянными в процессе замены. Это обеспечивает
nocToHHHhIH момент и равное наматывание рулона.
Прижимной ролик 10 помогает формированию и укладке каната на конус.
Для этого ролик набран на оси из отдельных дисков, чтобы они вращались с разными угловыми скоростями.
В случае выполнения блоков 8 цилиндрическими гибкий тяговый орган
11 может быть выполнен из ленты или цепи и соответственно тяговый бесконечный орган 12. При вращении барабана 4 гибкий элемент 11 и тяговый орган 12, огибая натяжной ролик 9, обегают блок барабана 5. Причем такая схема работы возможна с обеими ветвями на двух блоках. При этом гибкий элемент просто перематывается с одного барабана на другой, уменьшая диаметр на одном и увеличивается на другом, т.е. постоянно изменяя передаточное отношение. Тяговое усилие передается за счет трения тягового органа 12 о рулон ленты или каната гибкого органа 11. .Лучшим является применение многорядных цепей. Тогда
,тяговый элемент (роликовая цепь) 11 выполняет роль звездочки с переменным диаметром, а зубчатая цепь тягового органа 12 - цепной передачи.
- Возможно также и встречное перематывание гибкого элемента 11 (фиг. 5). В этом случае барабаны на валах закреплены жестко, а блоки свободно на них вращаются и соединяются с ними с помощью обгонных муфт, Поэтом цепь 11, сматывающаяся с большого диаметра на меньший, создает воэможность органу 12 вращать барабан 5 с большой скоростью. Второй блок вращается медленно и поэтому тяговый элемент на маленький диаметр наматывается медленно, а свя9393 2 занный бесконечным органом 12 цилиндрический блок на валу барабана
5 вращается еще медленнее. Обгонная муфта размыкается, так как блок отстает от вращения барабана. Это продолжается до середины ленты. Затем скорости выравниваются и обгонная муфта заклинивается. Тяговое усилие передается по двум тяговым органам
12 и в основном по тяговому гибко- 10 му элементу 11. Это необходимо потому, что в этот момент увеличивается диаметр барабана 5 со статой лентой, а передающий блок 8 уменьшает свой диаметр по сравнению с ведомым блоком. В этом случае вся нагрузка воспринимается гибким тяговым элементом, перемвтываемым с приемного на подающий барабан.
На фиг. 6 показана конструкция 2о ходовой тележки с криволинейными на" правляющими 2. Они позволяют самоус" танавливаться барабаном 4 и 5, в зависимости от массы рулона ленты, намотанной на них, сохраняя при этом 2$ положение центра масс системы относительно колес постоянным. Это делает устройство устойчивым. Для того, чтобы расстояние между барабанами не менялось под действием усилия на" зв мотки, барабаны соединены серьгами
6. В конце намотки приемный барабан окажется на месте подающего, à последний, будучи пустым, отойдет влево (фиг. 6) .
3$
В качестве гибкого тягового weмента и органа может быть применен канат, лента (стальная, резиновая, с армировкой), цепи. На конусных барабанах нарезку можно сделать навивкой-трубы необходимого сечения, приваркой ее к гладкому конусу и затем срезанием половины диаметра на станке. Ходовую раму можно взять от тракторов или грузовых автомобилей, Белаз, Иаз нужной грузоподъемности.
Вышеописанное устройство для замены ленты эффективно в работе, оно позволяет с небольшими затратами времени заменить ленту на конвейере. формула изобретения
1. Устройство для замены ленты на конвейере, содержащее приводной приемный и подающий барабаны, установленные на осях, закрепленных в подподшипниковых опорах, смонтированных на ходовых тележках, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности работы устройства путем сокращения времени на замену ленты, оно снабжено установленными на концах осей приемного и подающего барабанов блоками с намотанными на них гибкими тяговыми органами.
2. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что каждый блок выполнен с конусной поверхностью, имеющей расположенные. по спирали канавки.
3. Устройство по и. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что блоки выполнены с цилиндрической поверхностью, а гибкий тяговый орган выполнен в виде роликовой цепи и охватывающей ее бесконечной петли зубчатой цепи.
4. Устройство по и. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что оно снабжено закрепленными на ходовой тележке вогнутыми направляющими, в которых свободно размещены подшипниковые опоры приемного и подающего барабанов, связанных между собой посредством серег.
Источники информации, . принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США М 3662569, кл. В 65 G 15/00, опублик. 1972.
2. Авторское свидетельство СССР
И 279663, кл. B 65 G 15/00; 1968 (прототип).






