Шатун лесопильной рамы
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик („)939183 (61) Дополнительное к авт. свид-ву № 370027 (22) Заявлено 13.01.81 (21) 3237886/29-15 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—
Опубликовано 30.06.82. Бюллетень № 24
Дата опубликования описания 30.06.82 (51) М. Кл.з
В 27 В 3/12
focfдерствелкый комитет (53) УДК 621.827:
:621.993.6 (088.8) ло делам лзооретеннй и открытий (72) Авторы изобретения,Л. А. Шабалин, Е. Г. Кучумов, В. Г. Новоселов и В;:Ф. Виноградов
Р (71) Заявитель
Уральский ордена Трудового Красного Знамени лесотехнический институт им.,Ленинского комсомола (54) ШАТУН,ЛЕСОПИ,ЛЪНОЙ РАМЫ
Изобретение относится к деревообрабатывающему машиностроению и может быть использовано в лесопильных рамах.
По основному авт. св. № 370027 известен шатун лесопильной рамы, состоящий из корпуса, выполненного в виде трубы, жестко соединенного с верхней и нижней головками, дополнительно связанными между собой винтовой стяжкой, расположенной внутри трубы. При сборке шатуна винтовая стяжка помещается в трубу и завинчивается в гнезда верхней и нижней головок, фиксируется штифтами, после чего производится приварка трубы к головкам (1).
Известный шатун имеет небольшую массу и упрощенную технологию изготовления, однако прочность его значительно снижается вследствие того, что, во-первых, в про. цессе сварки торцы трубы оплавляются и под действием предварительного напряжения в стяжке происходит сближение головок, а само предварительное напряжение в стяжке снижается; во-вторых, после охлаждения в околошовных зонах образуются растягивающие остаточные напряжения, которые по величине достигают, а иногда и превышают предел текучести материала; втретьих .охлаждение сварных швов сопровождается усадкой наплавленного металла, а стяжка препятствует сближению головок, . выполняя уже роль распорки, что дополнительно увеличивает растягивающие напряжения в швах. Наличие высоких растягивающих напряжений в околошовных зонах приводит к резкому снижению усталостной прочности шатуна.
Цель изобретения — повышение прочнос,ю ти шатуна
Указанная цель достигается тем, что винтовая стяжка на концах имеет элементы для ее захвата при повороте.
На фиг. 1 изображен шатун, на концах стяжки которого выполнены элементы (для поворота ее в головках) в виде выступов; на фиг. 2 — то же, с элементами в виде углублений.
Предлагаемый шатун лесопильной рамы состоит из корпуса, выполненного в виде трубы 1 и жестко соединенного с верхней
2 и нижней 3 головками, дополнительно связанными между собой помещенной в трубу винтовой стяжкой 4, резьба на одном конце которой имеет правостороннее, а на противоположном — левостороннее направ939183
Формула изобретения
Составитель А Балин
Редактор И. Михеева Техред А. Бойкас Корректор Н. Стец
Заказ 4554/22 Тираж 515 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 7К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ление. На концах стяжки выполнены элементы для вращения ее в головках в виде выступов 5 или углублений 6.
При сборке шатуна винтовая стяжка 4 помещается в трубу 1 и завинчивается в головки 2 и 3, которые затем приваривают5 ся к трубе 1. После охлаждения сварных швов,из-за усадки наплавленного материала в корпусе шатуна и в околошовных зонах возникают высокие остаточные растягивающие напряжения. Вращением стяжки 4 10 за элементы 5(6) производится одновременное ввинчивание одного ее конца в верхнюю 2, а другого — в нижнюю 3 головки. При этом происходит разгрузка сварных швов от остаточных напряжений растяжения и создается предварительное 15 сжатие корпуса шатуна. После окончания сборки винтовая стяжка фиксируется в головках штифтами, производится обработка головок и расточка в них отверстий под подшипники.
Во время работы в лесопильной раме шатун испытывает воздействие знакопеременной нагрузки, при этом напряжения в сварных швах изменяются в режиме пульсирующего сжатия, что позволяет значительно повысить их прочность и несущую способность всего шатуна.
Шатун лесопильной рамы по авт. св. № 370027, отличающийся тем, что, с целью повышения прочности шатуна, винтовая стяжка на концах имеет элементы для ее захвата при повороте.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 370027, кл. В 27 В 3/12, 1972.

