Тренажер водителя транспортного средства
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических респубиик (1938298 (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 16. 10.80 (2I ) 2994825/28-11 с присоединением заявки М ! (23) Приоритет
Одубликовано23.06.82. Бюллетень М 23 (51) М. Кл.
G 09 В 9/04
9жудьрстееввЯ квинтет
CCCP йа ялльм взоьрвтекиЯ и юткриткЯ (З) ДК 629. 113. .014. 9 (088. 8) Дата опубликования описания 25.06.82 (72) Автор изобретения
С. С. Прокопчик!
) (Vl ) Заявитель (54) ТРЕНАЖЕР ВЦЦИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к техническим средствам обучения водителей транспорт ных средств.
Известен тренажер водителя транспортных средств, содержащий кабину с органами управления, установленную с возможностью вертикального перемещения, продольного и поперечного наклона, приводы вертикального перемещения кабины, ее продольного и поперечного наклона, соединенные с датчиками вертикального, продольного и поперечного колебаний, подвижный рельефный макет местности, установленный на опорные, приводные и руле- вые ролики, связанные с органами управления, телекамеру с входным зрачком, расположенным над макетом местности, телеприемник, соединенный с телекамерой, и блок задания условий движения 1 .
Однако известный тренажер имеет сложную конструкцию, искажает величину н характер воспроизводимых колебаний в сравнении с реальным транспортным
2 средством, что снижает качество обучения на нем.
Цель изобретения — повышение качества обучения.
Иель достигается тем, что тренажер снабжен электромагнитами, установленными под макетом местности, гибким световодом, размещенной на макете местности и кинематически связанной с датчиком вертикальных колебаний тележкой, на которой закреплены датчики продольных и поперечных колебаний и входной зрачок, соединенный гибким световодом с телекамерой, которая установлена неподвижно, причем макет местности размещен на ферромагнитном основании.
На:чертеже - изображен тренажер, общий внд.
Тренажер содержит кабину 1 с органами управления, подвешенную посредством
У-образной вилки между боковыми стойками 2 крестообразной рамы 3 на двух цапфах 4. На одной из цапф закреплен
3 9382 рычаг 5, связанный с приводом 6 продольного наклона кабины.
Задняя стойка 7 рамы 3 с помощью шаровой опоры 8 соединена с задней стойкой 9 основания 10. Передняя стойка 1 1 рамы имеет цапфу 12, проходящую через паз 13 в передней стойке 14 основания
10. Конец цапфы соединен с приводом 15 вертикального перемещения кабины 1.
К стойке 9 основания 10 горизонталь-1р но прикреплен Г-образный кронштейн, на конце которого подвешен привод поперечного наклона кабины 16, связанный с стойкой 7. С его помощью рама 3 совместно с кабиной может поворачиваться: 1s в поперечной плоскости на шаровой опоре
8 и соосной с ней цапфе 12. Оси продольных и поперечных колебаний кабины взаимно перпендикулярны и лежат в одной плоскости на уровне центра тяжести мо- N делируемого транспортного средства.
На краю кабины 1 установлена стойка
17 с кронштейном, на котором закреплен телеприемник 18.
Отдельно над кабиной установлена ра- 1$ ма 19, на которой расположен приводной механизм 20 сменного рельефного макета местности 21 на ферромагнитном основаФ нии 22. Механизм имеет тяговые 23, рулевые 24, опорные 25 ролики и элек- зф тромагниты 26. Рулевые ролики связаныс рулевым механизмом кабины, а при-. водные ролики — с ее устройством имитации силового привода транспортного средства. По периметру рамы 19 установлены з ограничительные опоры 27, предотвращающие вьшет макета местности из приводного механизма.
На макете местности установлена тележка 28, шарнирно связанная с телеско пической штангой 29, направляющая которой суановлена в кронштейне 30, закрепленном на раме 19. Штанга удерживает тележку от передвижений и вращения в горизонтальной плоскости, но обес- 45 печивает ее вертикальные перемещения.
С штангой соединены противовес 31 и датчик 32 вертикальных колебаний тележки 28, установленные на кронштейне 30. На нем же закреплены осветитель- о ное устройство 33 и передающая телекамера 34, оптически связанная гибким световодом 35 с входным зрачком 36, расположенным на тележке.
Тележка имеет подпружиненные самоцентрирующиеся ролики 37, связанные между собой попарно планками 38, моделирующими оси подвески транспортного
98 4 средства. Планки шарнирно соединены с основанием тележки и имеют возможность поворачиваться в поперечной основанию тележки плоскости. В качестве шарниров для соединения осей тележки с ее основанием и основания с штангой применены переменные резисторы, служащие датчиками продольных и поперечных колебаний тележки 28. Каждый датчик через блок задания условий движения связан с определенным приводом движения кабины.
Тренажер работает следующим образом.
Входной зрачок 36 воспринимает опти . ческое масштабное изображение местнос1 и.
По световоду 35 оно поступает в передающую телекамеру 34 и далее, преобразованное в видеосигналы, по кабелю— в телеприемник 18. Обучаемый из кабины наблюдает визуальную обстановку движения. и, воздействуя на органы управления, выбирает. нужные траекторию и скорость движения.
Приводной механизм 20 выполняет перемещение макета местности 21. Тележка 28 при прокатывании по поверхтюсти макета приобретает вертикальные переме,щения, колебания в продольной, а ее оси - . и в поперечной движению плоскости. Эти колебания воспринимают датчики и передают свои сигналы в блок задания условия движения. Блок преобразует сигналы датчиков, вырабатывает команды приводным механизмом 6, 15 и 16, которые и выполняют соответствующие колебания кабины.
Имитационные возможности движения в различных дорожных:условиях, например окользкое дорожное покрытие, вязкий грунт, движение с грузом и другие, обеспечиваются изменением величины давления тележки на поверхность макета противовесом 31 и регулировкой фрикцицнного усилия приводного механизма 20 посредством электромагнитов 26.
Конструкция тренажера позволяет обеспечить подобие колебаний, испытываемых водителем моделируемого транспортного средства,и колебаний, воспроизводимых для обучаемого на тренажере, что в конечном счете повышает качество обучения.
Фор мула изобретения
Тренажер водителя транспортного средства, содержащий кабину с органами управления, установленную с возможностьк вертикального перемещения и продольного и поперечного„ наклона, приводы верти5 938298 6 кального перемещения кабины н ее про- водом и размещенной на макете местнос дольного и поперечного наклона, соедн- ти н кинематически связанной с датчиком пенные с датчиками вертикального, про- вертикальных колебаний тележкой, на кодольного и поперечного колебаний, подвиж- торой закреплены датчики продольных и ный рельефный макет местности, уста-. s поперечных колебаний и входной зрачок, новленный на опорные, приводные и руле- соединенный гибким световодом с телевые.ролики, связанные с органами управ- камерой, которая установлена неподвижления, телекамеру с входным зрачком, но, причем макет местности размещен на расположенным над макетом местности, ферромагнитном основании. телеприемник, соединенный с телекаме- 10 рой, и блок задания условий движения, отличающийся тем, что, с гуинятые во вйимание при экспертизе целью повышения качества обучения, он 1. Авторское свидетельство СССР снабжен! электромагнитами, установленны- % 588553, кл. G 09 В 9/04, 1976. ми под макетом местности, гибким свето-1>, (прототип).
ВНИИПИ Заказ 4470/74 Тираж 472 Подписное
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4


