Глушитель шума выхлопа для двигателя внутреннего сгорания
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву)$g) фф Кй 3
{22) Заявлено 221N0 (21) 3219227/25-06 с присоединением заявки М (23) Приоритет
Опубликовано 23.0682. Бюллетень М 23
Р 01 М 1/00
Государственный комитет СССР по делам изобретений н открытий (53) УДК 621.43. .065(088.8) Дата опубликования описания 05. 07;82
В.М. Шехместер, А.Д. Старииский к Г.А. Нагорняк (72) Авторы изобретения
Всесоюзный конструкторско-.экспе автобусостроения (71) Заявитель (54) глушитель шли выхлопА для двиГАтеля
ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Изобретение относится к машйностроению и касается глушения шума выхлопа двигателей внутреннего сгорания.
Известны глушители шума выхлопа для двигателя внутреннего сгорания, содержащие корпус с плоскими торцами, внутренняя полость которого разделена перегородками на расширительные камеры: впускную, примыкающую к впускному патрубку, двухступенчатую, образованную центрапьно расположенными перфорированной трубой, подключенной к впускной камере, нерфорированныи стаканом, размещеннин в корпусе с кольцевьзи зазором, и установленной в них диаметрально .тарелкой, и,-по меньией мере, две камеры, размещенные в зоне выпускного патрубкакрайнюю торцевую и промежуточную, примыкающую к двухступенчатой fl).
Известные глушители недостаточно эффективны кз-за однотипности и прямоточности акустической схемы, а также обладают значктельныа гидравлическим сопротивлением.
Цель изобретения — повышение эффективности глушения шума и снижение
:,гидравлического сопротивления.
Эта цель достигается тем, что в глушителе крайняя торцовая камера снабжена двумя дополнительньвди пат рубками, первый из которых соединяет ее с кольцевым зазором между перфорированным -стаканом к корпусом, а второй — с внутренней полостью пер» форкрованной трубы двухступенчатой камеры, а ее перегородка снабжена перфорацией, сообщакв1ей торцовую камеру с промежуточной, выпускной патрубок подключен в промежуточной камере, и диаметральная тарелка samoaкена с сопловым отверстием в центре перфорированной трубы и .установлена с зазором в перфорированном стакане. Впускная камера снабжена допол» нительной перегородкой, охватывающей впускной патрубок, причем последний снабжен перфорацией на участке между, торцом к перегородкой.
На фиг. 1 схематически «эображен глушитель, продольный разрезу ка фиг.2 — сечение А-A на фиг.1.
Глушитель содержит корпус 1 с плоскими торцамк 2 и 3, вкускные 4 к выпускной 5 патрубкк. В корпусе 1 ус-, тановлены перегородки 6-9 образующие камеры шумоглушения 10-14 (последовательиость обозначения, камер
93774 0 ооответствует налравлению движение потока отработавших газоа) .: .Первая резонансная камера 10 содержит параллельно установлейййв лер форированные трубы 15 и,1б, сооберви- иые с впускными латрубкамй 4 и со. второй раоыирительной камерой 11.
Третья двухступенчатая резонансная камера 12 соДержит канцентричио установленные центральную перфорированную трубу 17 и коицентрнчио ей 10 перфорироиаиный; стакан 18 большово диаметра. центральная Перфорированная труба 17 разделена тарелкообравной перегородкой 39, образующей в ией солло 20, à с коицеитричиой.ей лер- 15 форнрованным стаканом 18 большего . диаметра — кольцеобразный просвет 21, смежная с торцевой стенной Э| четвертая камера 13- расширительная сообщена с двухступенчатой камерой 12 20 как посредством центральной перфорированной трубы 17, пересекающей пятую камеру 14, так и посредством патрубка 22, также пересекающего пятую камеру 14. При этом центральная перФорированная труба 17 и патрубок 22 на участке пересечения имн пятой камеры 14 перфорации не имеют. Пятая камера:является выпускной и связана посредством выпускного патрубка 5 с атмосФерой. Перегородка 9, разделяю- З0 щая четвертую 13 и пятую 14 камеры, лерфорирована.
Глушитель работает следующим образом.
Ноток отработавших газов от двига-35 теля через впускные патрубки 4 пос- тупает чарез первую резонансную ка» меру.10, работающую по принципу акул» тических фильтров | во вторую .расинрительиую.камеру ll,,где.отработав- 40 шне газы, расширяясь, теряют скорость и звуковую энергию, после чего направляются в центральнув перфорированную трубу 17, где газовый ноток иа участке до сопла 20 разделяется и 45 отработавшие газы частично идут в четвертую расширительную камеру 13, а частично через перфорацию трубы 17 в .лространство между лерФорироэаииьии трубами 17 и 18, оттуда в пространство между ЛЕРФорированиой трубой 18 и корпусом 1, и далее через патрубок
22 в четвертую камеру 13. При прохождении газами сопла 20 скорость ии увеличивается, следоватально, .давле« ние в этом месте падает и вследствие. 55 этого лроиоходит эжектирование газа еа участке эа соплом 20 иэ npocvyag"ства между лерфорироваинмяи труЬами.
:11 и-18. ф.воэрастанием частоты эра.щаиня «оленчатого .вала двигателя уве-40 личивается скорость потока отработавщих газов, ооответствеино повишаетсй: уровень шума, в то же. время возрастает разрежение в центральной перфори. рованной трубе 17 эа соплом 26, след"45 Ьтвием чего является эжекция газов не:только с пространства между. перФорировавньэчи трубами 17 и 18, но и иэ .пространства между перйорированной трубой 18 и корпуаом lт.е. отработавшие газы проходит больше перФорнрованных элементов . Таким образом| благодаря воэможности многократного сложения различных сочетаний разделенного ранее потока отработавших газов автоматически регулируется в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя эффективность глуыения шума, регулируя одновременно и противодавление. В четвертой
Камере газы. меняют направление потока и расширяются, после чего, пройдя через перфорацию в перегородке 9| поступают в пятую выпускную камеру и через выпускной патрубок 5 в атмосферу. Благодаря тому, что четвертая камера сообщена с двухступенчатой камерой как посредством центральной йер=
Форироэанной трубы 17, так и через патрубок 22, а также благодаря эжекции газа в центральную перфорированную трубу 17 гидравлическое сопротивление глушителя уменшается, улучшается очистка цилиндров двигателя, что определяет уменьшение величины потери мощности в системе выпуска отработавших газов двигателя.
Таким образом, s предлагаемом глушителе за счет многократного сложения различных сочетаний ранее разделенного потока отработавших газов с автоматическим регулированием этих сочетаний в .зависимости от режима работы двигателя посредством изменения величины эжекции ловыаается эффективность глушения шума н происходит снижение гидравлического сопротивления. еормула изобретения
1. Глушитель шума выхлопа для двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус с плоскими торцами, внутренняя полость которого разделена перегородками на расширительные каМеры:впускную примыкающую к впускйому латрубку, двухступенчатую, образованную центрально расположенными йерфорироваиной трубкой, подключенной к впускной камере, перфорированньэю стаканом, Раэмещенньзю в корпусе с кольцевыя зазором, и установленной в них диаметрально тарелкой, и, по меньшей мере, две камеры, размещенные в зоне выпускного .натрубка — крайнюю торцовую и промежуточную, примыкающую.к двухступенчатой, о т л и ч а ю.BL.и и с я тем| что| с целью повьыеиия эффективности шумоглуыения и снижения гидравлического сопротивления, крайняя торцовая камера снабжена двумя дополнительньвии патрубками, пер937740
17 6 Ю
Фиа1
4-
Фж8
Составитель С. Амандиков
Редактор Л. Гратилло Техред A. Ач Хорректор В. Вутяга
Заказ 4407/46 Тираж 539 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раущская наб., д. 4/5
<филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 вый из которых соединяет ее с кольцевиа зазором между пврфорированньм стаканом и корпусом, а второй — с внутренней полостью перфорированной трубы двухступенчатой камеры, а вв перегородка снабжена перфорацией, сообщающей торцовую камеру с промежу точной, выпускной патрубок подключен к промежуточной камере, и -диаметральная тарелка выполнена е сопловьм отверстием в центре .перфорированной трубы и установлена с зазором в перфорированном стакане.
2. Глушитель по п.1 о т л и ч а ишийсятем, что впускная камераснаб« жена дополнительной перегородкой, охватывающей впускной патрубок, причем последний снабже н перфорацией на
5 участке между торцом н перегород кой.
Источники; информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР В 705132, кл. F Ol М 1/02, 1976 °


