Гидравлический привод судовой рулевой машины

 

Сеюэ Севетсккх

Сщнакксскчвсккх т есаубккк

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ!

1937268 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 27.10. 80 (21) 2997230/27-11

151)М Кп з с присоединением заявки N9—

В 63 Н 25/30

Государственный комитет

СССР ио делам изобретений и открытий (23) Приоритет—

f53) УДКс 6 29 ° 12 ° .014.6 (088. 8) Опубликовано 23p6$2, Бюллетень М 23

Дата опубликования описания 23. 06. 82 (72) Авторы изобретения

Ю.Ф. Коротков, Л.Ф. Огарков, С.И. Кауров и В.Г. Поляков (71) Заявитель (54) ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПРИВОД СУДОВОЙ РУЛЕВОЙ

ИАШИНЫ

Изобретение относится к судостроению, в частности к гидравлическим приводам судовых рулевых машин.

Известен гидравлический привод 5 судовой рулевой машины, содержащий многокамерный силовой исполнительный механизм, штоки которого кинематически связаны с баллером руля и гидравлически соединены магистралями с клапаном кольцевания, с источником питания и со сливом (1).

Недостатком данного технического решения является то, что оно не обес печивает ступенчатого регулирования скорости перекладки. рулевой машины в зависимости от нагрузки.

Цель изобретения - повьааение надежности путем обеспечения ступенчатого регулирования скорости перекладки в зависимости от нагрузки.

Цель достигается тем, что клапан кольцевания снабжен блоком управления, состоящим из предохранительного клапана„ клапана переключения и регулируемого дросселя, причем полости предохранительного клапана и клапана переключения соединены с полостью силового исполнительного механизма, а вход клапана переключения и выход . предохранительного клапана соединены через регулируеьжй дроссель с полостью клапана кольцевания, при этом выход клапана переключения соединен со сливным устройством.

Кроме того, блок управления снабжен гидроаккумулятором компенсации утечек, установленным на входе клапана переключения.

На фиг. 1 изображена принципиальная схема подключения устройства управления к клапану кольцевания, например трехпоэиционномут на фиг.2то же, к насосу управления и подпитки; на фиг. 3 — то же, к двухпоэиционному клапану кольцевания.

Гидравлический привод судовой рулевой машины содержит силовой исполнительный механизм 1 многокамерной конструкции, гидравлический источник

2 питания, устройства 3 и 4 управления, гидроаккумуляторы 5 и 6 компенсации утечек, трехпозиционный клапан

7 кольцевания, двузспозиционный клапан

8 кольцевания, насос 9 управления и подпитки, гидроклапан 10 ИЛИ. . Силовой исполнительный механизм 1 состоит иэ четырех цилиндров 11-14, плунжеров 15-18, соединенных через шарниры 19 и 20 с румпелей1 21, соединенным с баллером 22 пера руля.

937268 устройства 3 и 4 управления состоят из предохранительного клапана 23, клапана 24 переключения, регулируемого дросселя 25.

Все элементы гидравлического привода судовой рулевой машины соединены 5 магистралями 26»37.

Предлагаемый гидравлический привод судовой рулевой машины работает следующим образом.

При среднем положении руля и от- 10 сутствии подачи рабочей жидкости от гидравлического источника 2 питания, камеры цилиндров 11 и 12 силового исполнительного механизма 1, закольцованы через клапан 7 кольцевания(5 и магистрали 26 и 27, а камеры цилиндров 13 и 14 соединены с источником питания 2 и с клапаном 7 кольцевания магистралями 28 и 29.

При задании угла перекладки, например на левый борт (по часовой стрелке), рабочая жидкость от источника 2 питания по магистрали 28 .поступает в камеру цилиндра 14, вызывая перемещение плунжера 18 влево, а из камеры цилиндра 13 рабочая жидкость вытесняется плунжером

17 и по магистрали 29 поступает к источнику 2 питания. Рабочая жидкость иэ камеры цилиндра ll вытесняется плунжером 15 через магистраль

26, клапан 7 кольцевания, магистраль

27, в освобождаемую плунжером 16 камеру цилиндра 12.

Движение плунжеров происходит эа счет их кинематической связи через шарниры 19 и 20 и румпель 21 соединенный с баллером 22 пера руля.

Доступ рабочей жидкости от источника 2 питания в камеру цилиндра 12, из камеры цилиндра 11 к гидравличес- «О кому источнику 2 питания блокирован клапаном 7 кольцевания до тех пор, пока давление рабочей жидкости в камере цилиндра 14, возрастающее с ростом внешней нагрузки на руле, не пре-45 одолеет усилие пружин клапана 24 переключения и предохранительного клапана 23 устройства 3 управления, соединенных с цилиндром 14 магистралями 28 и 30, причем, если пружина (не обозначено) предохранительного клапана 23 настроена на давление срабатывания — предельное давление, при котором необходимо подключение в работу второй пары гидроцилиндров, то пружина (не обозначена) клапана 24 переключения настроена на давление, меньшее половины давления срабатывания предохранительного клапана. При достижении в цилиндре 14 этого давле- 0 ния клапан 24 переключения устройства

3 управления срабатывает, отсекая правую полость управления клапана кольцевания от слива.

Устройство 3 управления подготовлено к работе.

При достижении в цилиндре 14 предельного давления срабатывает предохранительный клапан 23 и рабочая жидкость по магистралям 32 и 34 поступает в гидроаккумулятор 5 компенсации утечек, а также через регулируемый дроссель 25 в правую полость клапана 7 кольцевания. Регулируемый дроссель 25 установлен для регулирования скорости срабатывания клапана кольцевания и обеспечения возможности заполнения требуемого объема гидроаккумулятора 5 компенсации утечек.

При срабатывании клапана 7 кольцевания, последний займет крайнее левое положение, при этом цилиндр 12 через магистрали 27 и 28 соединится с цилиндром 14 и с нагнетательной магистралью (не обозначена) гидравлического источника 2 питания, а цилиндр 11 по магистралям 26 и 29 соединится с цилиндром 13 и с всасывающей (сливной) магистралью (не обозначена) гидравлического источника 2 питания. При этом рабочая жидкость из левой полости клапана 7 кольцевания через регулируемый дроссель 25 по магистрали 33, через клапан 24 переключения устройства 4 управления поступит на слив.

Вступление в работу цилиндра 12 вследствие увеличения рабочей площади плунжеров в два раза приводит к скачкообразному снижению давления в два раза в цилиндрах 12 и 14,а также магистралях 27-30,при этом предохра- . нительный клапан 23 устройства 3 управления закроется, отсекая правую полость управления клапана 7 кольцевания от напорной магистрали

30, однако клапан кольцевания останется в крайнем левом положении, вследствие того, что клапан 24 переключения также будет закрыт и полость управления клапана кольцевания будет разъединена со сливом.

Дальнейшая работа гидравлического привода судовой рулевой машины при увеличении нагрузки на руле производится четырьмя цилиндрами.

При уменьшении нагрузки на руле и снижении давления в гидросистеме до величины настройки клапана 24 переключения устройства 3 управления, последний срабатывает и соединяет полость управления клапана 7 кольцевания, а также гидроаккумулятор 5 компенсации .утечек со сливом. Клапан 7 кольцевания займет среднее положение и цилиндры 11 и 12 через магистрали 26 и 27, клапан 7 кольцевания закольцуются.

Вследствие уменьшения рабочей площади плунжеров в два раза давление в цилиндре 14 и магистралях 28,30 увеличится в два раза, при этом сработает клапан 24 переключения устройства 3 управления и отсечет полость

937268 управления клапана 7 кольцевания от слива, однако клапан кольцевания останется в среднем положении, так как давление в его полости управления отсутствует, предохранительный клапан

23 устройства 3 управления не сработает, потому что давление в цилиндре

14 меньше давления настройки этого клапана. При наличии протечек из клапана 7 кольцевания в замкнутый объем правой полости управления клапана 10 кольцевания гидроаккумулятор 5 компенсации утечек не дает возможности вы-. расти давлению до величины срабатывания клапана 7 кольцевания.

При дальнейшем уменьшении давле- 15 ния клапан 24 переключения откроется и соединит полость управления клапана 7 кольцевания со сливом.

Левая полость управления клапана кольцевания во все время движения от среднего положения на левый борт через клапан 24 переключения устройства

4 управления соединена со сливом. При обратном перемещении руля с левого борта к нулю против часовой стрелки напорными становятся магистрали 29 и 31, а в магистралях 28 и 30 давление падает до величины подпитки(слива)гидравлического источника 2 питания.Рабочая жидкость, поступающая в цилиндр 13,воздействует на плунжер 17, а плунжером 18 рабочая жидкость из цилиндра 14 вытесняется в гидравлический источник 2 питания.

Румпель 21, соединенный с баллером

22 пера руля, через шарнир 20 получает движение or плунжеров 17 и 18, а через шарнир 19 передает движение плунжером 15 и 16, при этом рабочая жидкость из цилиндра 12 перетекает в цилиндр 11. 40, В случае роста давления, последнее по магистрали 31 воздействует на клапан 24 переключения и предохранительный клапан 23 устройства 4 управления. При давлении, меньшем по- 45 ловины настройки предохранительного клапана. 23, клапан 24 переключения срабатывает. Устройство 4 управления подготовлено к работе.

При достижении давлением величины настройки предохранительного клапана

23, последний срабатывает, происходит зарядка гидроаккумулятора б по магистралям 33 и 35 и, кроме того, рабочая жидкость через регулируем"й 55 дроссель 25 поступает в полость управления клапана 7 кольцевания, переключая его в крайнее правое положение, при этом магистраль 29, соединенная с напорной магистралью гидравлического источника 2 питания, со-60 единяется с магистралью 26 и в работу вступит цилиндр 11, а цилиндр 12 через магистрали 27. и 28, соединится со всасывающей (сливной) полостью гидравлического источника 2 питания. 65

Увеличение эффективных площадей плунжеров приведет к падению давления, при этом предохранительный клапан 23 устройства 4 управления закроется,но клапан 24 переключения будет также закрыт и клапан 7 кольцевания остайется в крайнем правом положении, и все цилиндры будут соединены с гидравлическим источником питания и совершать необходимую работу.

При дальнейшем движении руля к среднему положению и уменьшении нагрузки на руле в гидросистеме привода происходит понижение давления.

При понижении давления до величины настройки клапана 24 переключения устройства 4 управления, клапан 24 сработает и соединит левую полость управления клапана 7 переключения, а также гидроаккумулятор 6 компенсации утечек по магистралям 33 и 35 со сливом. Клапан 7 кольцевания займет среднее положение и цилиндры

11-12 через магистрали 26-27 и клапан 7 закольцуются. Вследствие уменьшения эффективной площади плунжеров в два раза давление в цилиндре 13 и магистралях 29 и 31 увеличится в два раза и превысит величину давления, необходимого для срабатывания клапана 24 переключения устройства 4 управления. Клапан 24 сработает и отсечет полость управления клапана 7 кольцевания от слива. Однако клапан

7 кольцевания останется в среднем положении вследствие того, что давление в его полости управления отсутствуе... Клапан 23 не сработает, так как давление в напорных магистралях

29 и 31 и цилиндре 13 меньше давления настройки этого клапана.

При наличии протечек из клапана 7 кольцевания в замкнутый объем левой полости управления клапана кольцевания гидроаккумулятор 6 компенсации утечек не дает возможности вырасти давлению до величины срабатывания клапана 7 кольцевания.

При подходе руля к среднему положению происходит дальнейшее уменьшение давления в напорных магистралях

29 и Зl,а также цилиндре 13,при этом клапан 24 переключения откроется и соединит левую полость управления клапана 7 кольцевания со сливом.

Правая полость управления клапана 7 кольцевания во все время движения руля с левого борта к нулю соединена со сливом.

Работа гидравлического привода судовой рулевой машины от среднего положения на правый борт (против часовой стрелки) и обратно к среднему положению происходит аналогично описанной работе привода при перекладке на левый борт (по часовой стрелке) и обратно.

93726

Напорные полости предохранительных клапанов 23 устройств 3-4 управления соединены со вспомогательным насосом 9 управления и подпитки гидравлического истрчника 3 питания с насосом (на чертежах не обозначен) 5 переменной производительности магистралями 36 и 37.

Двухпозиционный клапан 8 (фиг.3) кольцевания управляется одним устройством 3 управления, соединяющимся lo попеременно с напорными магистралями 28 и 29 через гидроклапан 10 ИЛИ, поэтому вне зависимости от направления перекладки полости управления клапанов 23-24 устройства 3 управле- )5 ния находятся под давлением, определяемым нагрузкой на руле.

При исполнении гидравлического привода судовой рулевой машины (фиг.3) возможен вариант подключения насоса

9 управления и подпитки гидравлического источника 2 питания с насосом переменной производительности к напорной полости предохранительного клапана 23 (не показано).

Технико-экономический эффект данного технического решения — ступенчатое регулирование скорости перекладки рулевой машины в зависимости от нагрузки, повышение уровня унификации за счет применения унифицированных клапанов кольцевания и элементов устройстза управления, что ведет к снижению стоимости рулевой машины.

Формула изобретения зУ

1. Гидравлический привод судовой рулевой машины, содержащий многока8 8 г мерный силовой исполнительный механизм, штоки которого кинематически связаны с баллером руля, полости гидравлически соединены магистралями с клапаном кольцевания, а также источником питания - со сливным устройством, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем обеспечения ступенчатого регулирования скорости перекладки руля в зависимости от нагрузки, клапан кольцевания снабжен блоком управления, состоящим иэ предохранительного клапана, клапана. переключения и регулируемого дросселя, причем полости предохранительного клапана и, клапана переключения соединены с полостями силового исполнительного механизма, а вход клапана переключения и выход предохранительного клапана соединены через регулируемый дроссель с полостью клапана кольцевания, при этом выход клапана переключения соединен со сливным устройством.

2. Гидравлический привод по п.1, отличающийся тем, что, с целью компенсации утечек в полости клапана кольцевания при нахождении его в крайнем положении, блок управления снабжен гидроаккумулятором компенсации утечек, установленным на входе клапана переключения °

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 540769, кл. В 63 H 25/30, .1974.

937268

Тираж 462 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, X-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 4349/22

Филиал пппб Патент, г., ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель A. Честной

Редактор С. Патрушева Техред Е. Харитончик Корректор И. Муска т

Гидравлический привод судовой рулевой машины Гидравлический привод судовой рулевой машины Гидравлический привод судовой рулевой машины Гидравлический привод судовой рулевой машины Гидравлический привод судовой рулевой машины Гидравлический привод судовой рулевой машины Гидравлический привод судовой рулевой машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, а именно к приводным системам гребных винтов и способу обеспечения движения судна и управления им по курсу
Наверх