Способ управления установкой компенсации реактивной мощности в аварийных режимах
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (п>936214 (6! ) Дополнительное к авт. свид-ву (5l)M. Кл. (22)Заявлено 02.10.80 (21) 2985752/24-07 с присоединением заявки Ле
Н 0" J 3/18
Р еударстеенный камнтет
СССР (23)Приоритет - . ло делам нзабретеннй н вткрытнй (53) УДК 621.3. .072.86(088.8) Опубликовано 15.06.82, Бюллетень М 22
Дата опубликования опнсання15.06.82
А.Х.Есипович, А.С.Зеккель, А.И.Кошелев и В.А.Смирнов (72) Авторы изобретения!
Научно-исследовательский институт постоянного тока (7t) Заявитель (54) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ УСТАНОВКОЙ КОМПЕНСАЦИИ
РЕАКТИВНОЙ МОЩНОСТИ В АВАРИЙНЫХ РЕЖИМАХ
Изобретение относится к электроэнергетике и может быть использовано в системах автоматического регу лирования различного вида устройств компенсации реактивной мощности, устанавливаемых на высоковольных ли- S ниях, например управляемого реактора, источника реактивной мощности.
Известны способы и устройства,предусматривающие измерение для целей управления отключения напряжения и его производных, а также в качестве стабилизирующих параметров — отклонения частоты и ее производной (1).
Недостатком указанного способа регулирования является относительно ма15 лая чувствительность к изменениям режима энергосистемы и не связанным с замет. ным изменением напряжения на зажимах установки компенсации реактивной мощ20 ности °
Известен также способ,предусматривающий дополнительное измерение величины активной мощности электропере2 дачи, к которой подключена установка компенсации, и осуществление максимального (форсировочного) воздействия при превышении активной мощностью заданного значения (2).
Однако и здесь возможности силовой части установки компенсации реактивной мощностью используются не полностью, так квк воздействие осуществляется лишь по превышению активной мощности электропередачи заданного значения и только в аварийном режиме.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является способ управления установкой компенсации реактивной мощности в аварийных режимах, состоящий в том, что воздействуют на изменение индуктивного сопротивления установки в зависимости от величины напряжения, стабилизирующих сигналов и их производных, а также тока примыкающих элементов энергосистемы f3).
3 93621
Недостатком данного способа является возможность неправильной работы при авариях в энергосистеме, связанных с несимметричным режимом электропередач. Это объясняется тем, что в способе используют в качестве основного режимного параметра отклонение напряжения положительной последовательности и предусматривают одинаковое воздействие на все три фазы установки.
Управление всеми тремя фазами установки по этому параметру может привести в режимах повреждения и аварийного отключения отдельных фаз линии электропередачи к недоиспользованию возможностей устройства компенсации: с одной стороны — по ускорению гашения дуги в месте повреждения, а с другой - по повышению пропускной спо о собности неповрежденных фаз, связанных с несимметрией.
Цель изобретения — повышение эффективности управления в аварийных режимах. 25
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу управления установкой компенсации реактивной мощности в аварийных режимах фиксируют
Факт короткого замыкания или отключения повредившейся фазы электропередачи и воздействуют на изменение индуктивного сопротивления установки компенсации, подключенной к повредившейся фазе электропередачи, в направлении максимально возможного снижения напряжения на этой фазе, а на изменение индуктивных сопротивлений других фаз воздействуют в направлении достижения максимального напряжения„ допустимого по условиям работы изоляции.
На чертеже представлена блок-схема устройства, реализующего предложенный способ.
Схема включает блок регулирования 1 с подключенными на входы регулятором тока подмагничивания 2,входы которого соединены с фильтрами тока прямой последовательности 3 и 4 и с фильтром напряжения прямой последовательности
5, блок выявления несимметрии 6, выход которого соединен с логическим блоком 7, датчики фазного напряжения
8, 9 и 10, выходы которых подключены к сумматорам пофазного управления 11.
12 и 13,блок уставок 14,измерительные трансформаторы напряжения 15, управляемый реактор 16, выключатели 17 и
18, трансформаторы тока 19.
Устройство работает следующим образом.
Сигналы тока и напряжения положительной последовательности, поступающие в симметричном режиме, с фильтров 3, 4 и 5 подаются на регулятор тока подмагничивания 2 управляемого реактора 16. Неполнофазный аварийный режим выявляется блоком выявления несимметрии 6. При этом принципиально может быть использована информация, получаемая с обеих сторон линии электропередачи, как от датчиков положения коммутирующих устройств
17 и 18, так и от датчиков тока и напряжения линии. Информация, посту пающая с выхода блока 6 на логический блок 7, позволяет произвести в последнем определение повредившейся или отключившейся фазы электропередачи и выбрать затем значение уставок по каналам отклонения напряжения для различных фаз реактора в блоке уставок 14. Кроме того, с логического блока 7 поступает сигнал на вывод из работы обычного регулятора 2.
Напряжение для шин подстанции, мд которой установлен реактор, подаются на датчики фазного напряжения
8, 9 и 10 и с них на сумматоры пофазного управления 11, 12 и 13.На вторые входы этих сумматоров подаются уставки по напряжению, формируемые в блоке 14. Величины уставок на сумматорах, отвечающих "здоровым" фаз=ì линии, должны быть максимально допустимыми по условиям работы изоляции, а уставка на сумматоре, отвечающем повредившейся или отключенной фаЬе, должна быть близкой к нулю.
Таким образом, обеспечивается быстрейшее погасание дуги на поврежденной фазе линии и одновременное повышение пропускной способности "здоровых" фаз, что позволяет сократить время паузы АПВ и повысить пределы диНамической устойчивости параллельной работы обьединяемых электропередачей энергосистем, т.е. существенно повышается эффективность управления установкой компенсации в аварийных режимах, связанных с несимметрией.
Формула изобретения
Способ управления установкой компенсации реактивной мощности в ава5 936214, 6 рийных режимах, состоящий в том,что возможного снижения напряжения на воздействуют на изменение индуктив- этой фазе, а на изменение индуктивных ного сопротивления установки в зави- сопротивлений других фаз воздействусимости от величины напряжения, ста- ют в направлении достижения максибилизирующих сигналов и их производ- s мального напряжения, допустимого по ных, а также тока примыкающих. эле- условиям работы изоляции. ментов энергосистемы, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повыше- Источники информации, ния эффективнссти управления в ава- принятые во внимание при экспертизе рийных режимах, связанных с несиммет- В 1. Авторское свидетельство СССР рией, фиксируют факт короткого замы- М 359732, кл. H 02 Р 13/14, 1969. кания или отключения повредившейся 2. Авторское свидетельство СССР фазы электропередачи и воздействуют по заявке N 2685596/24-07, на изменение индуктивного сопротивле- кл. Н 02 Р 13/14, 1978. ния установки компенсации, подклю- 3. Авторское свидетельство CCCP ченной к повредившейся фазе электро- по заявке У 2914907/24-07, передачи, в направлении максимально ка. Й 02 J 3/18, 1980.



