Устройство для регулирования воздушной завесы
Союз Соввтсммн
Соцмвямстмчесммн
Ресмубямм
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
{61) Дояолимтельмое «ввт. свмд-ву (22) Замвлемо 04. 08. 80(21) 2970239/29-06 с ярисоедммеммем заяв«м М (23) Прморитет
Ооублм«овамо 15. 06. 82. Бюллетень М 22 (sl)N. Кл.
F 24 F 9/00
Ввударстае«Ы1 «емнтнт
CCCP но данаи нзебретеннй н юткрытнй (53) УДК 697.92 (088. 8) Дата омублм«оваммя описания 15.06.82
f б ь
П.М.Володин и В.H.Ãóáèí
1
Куйбышевский институт инженеров железнодорожного . транспорта и Куйбышевская ордена Ленина Железная ., дорога (72) Авторы изобретения (71) Заявители (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЗДУШНОЙ
ЗАВЕСЫ
Изобретение относится к области вентиляции, Известно устройство для регулирования воздушной завесы, содержащее заслонку, установленную в приточном канале и регулирующую подачу воздуха через щели воэдуховодов равномерной раздачи fit.
Недостатком данного устройства является низкое качество регулирования воздушной завесы, так как при действии ветра, при изменении температуры наружного воздуха, а также при понижении температуры воздуха в зоне ворот после их открытия изменяется положение нейтральной зоны, разделяющей области давлений снаружи и внутри помещения, что приводит к потерям тепла вместе с воздухом, прорывающихся изнутри помещения наружу или от прорыва внутрь помещения холодного потока наружного воздуха.
Цел ю изобретения является повь шение качества регулирования завесы.
Поставленная цель достигается тем, что устройство дополнительно содержит датчик направления воздушно" го потока, выполненный в виде, установленной под одним из воэдуховодов пластины, имеющей поворотную ось, снабженную рычагом, электрически связанным с заслонкой.
На фиг. 1 схематически показано
10 предлагаемое устройство, общий вид, на фиг. 2 — разрез А-А на фиг, 1, на фиг. 3 - электромеханическая схема регулирования воздушной завесы.
Устройство для регулирования воз35 душной завесы содержит заслонку 1, установленную в приточном канале 2 и регулирующую подачу воздуха через, щели 3, 4 воздуховодов 5, 6 равномерной раздачи, а также дополнительно содержит датчик направления воздушного потЬка, выполненный в виде установленной под воздуховодом 6 пластины 7, имеющей поворотную ось
8, снабженную рычагом 9, электричес.
3 9356 . ки связанным с заслонкой 1, которая кинематически связана с валом электродвигателя 11 через червячный редуктор, содержащий червяк 12, червячное колесо 13, закрепленное на одном валу с зубчатым колесом 14, и зубчатый сектор 15, закрепленный на оси заслонки 1.
Электромеханическая схема (фиг.3) содержит реверсивный магнитный пуска- 1О тель электродвигателя 11 с двумя обмотками 16, 17 соответственно
"вперед" и "назад". Обмотка 16 "впе,ред" предназначена для замыкания
Ф силовых контактов 18 в трехфазной цепи питания электродвигателя 11 и размыкания контакта 19 в цепи питания обмотки 17 "назад", включающей силовые контакты 20 и размыкающий контакт 21 в цепи питания обмотки 16. 20
Цепи питания обмоток 16 и 17 магнитного пускателя содержат также замы вющие контакты 22, 2 3 конечных включателей, расположенных у рычага 9 и размыкающие контакты 24 и 25 25 конечных выключателей, расположенных у рычага 10.
Воздуховоды 5 и 6 соединены боковым воэдуховодом. Устройство обеспечивает регулирование воздушной за- 30 . весы, расположенной в проеме, справа от которого находится обслуживаемое помещение.
Устройство работает следующим образом. 35
При открытии ворот в проеме при расположении нейтральной зоны ниже верхней кромки ворот заслонка 1 располагается в промежуточном положении (фиг. 1) . Весь воздушный поток, поступающий по приточному каналу 2, делится на две части и выходит через щели 3 и 4 нижнего и верхнего воздуховодов 5 и 6 равномерной раздачи.
Нижняя плоская струя воздуха направлена навстречу потоку холодного наружного воздуха, а верхняя струя- навстречу потоку теплого воздуха, прорывающегося изнутри наружу. Если при этом расход воздуха через верхнюю щель 3 недостаточен, то под действием избыточного давления внутри помещения часть теплого воздушного
Ф потока прорывается изнутри помещения наружу. При этом пластина 7 отклоняется наружу и рычагом 9 замыкает контакт 22 конечного выключателя.
На обмотку 16 магнитного пускателя
80 поступает питание, в результате чего замыкаются силовые контакты 18 пуска теля и размыкается контакт 19. При поступлении питания на электродвигатель 11 вращение (условно "вперед") от вала через червяк 12, червячное колесо 13, зубчатое колесо 14 и зубчатый сектор 15 передается на ось заслонки 1 таким образом, что она начнет поворачиваться против часовой стрелки (фиг.1 и 3). При этом в боковом воздуховоде и в верхнем воздуховоде 6 происходит увеличение расхода воздуха. При достижении равновесия напора, создаваемого, верхней струей, и давления изнутри помещения прорыв теплого воздуха прекращается (схема воздушных потоков на фиг.2). Под действием силы тяжести ,пластина 7 занимает вертикальное положение, контакт 22 размыкается электродвигатель 11 останавливается, заслонка 1 прекращает свое перемещение. Под действием напора воздуха в воздуховоде заслонка не перемещается, так как в редукторе имеется червяк 12 и червячное колесо 13.
При изменении перепада температур снаружи и внутри помещения, а также под действием ветра может произойти смещение нейтральной зоны вверх, тогда под действием давления снаружи внутрь помещения у верхней кромки проема происходит прорыв холодного воздуха. При этом пластина 7 наклоняется внутрь помещения, замкнув рычагом 9 контакт 23 конечного выключателя. Обмотка 17 "назад" магнитопускателя получает питание и, разомкнув контакт 21, замыкает контакты 20. Происходит вращение электродвигателя 11 в обратную сторону.
Заслонка 1 перемещается по чосовой стрелке, уменьшая расход воздуха в верхнем воздуховоде 6 и увеличивая расход, а., следовательно, и шиберующее действие нижней струи. Прорыв холодного воздуха прекращается, пластина 7 вновь занимает вертикальное положение, разомкнув контакт 23, электродвигатель отключается. Если при перемещении заслонка 1 доходит до крайнего верхнего или нижнего положения, то рычаг 10, воздействуя на размыкающие контакты 24 или 25 конечных выключателей обеспечивает питаемую обмотку магнитного пускателя, в результате чего останавлива935680
Формула изобретения
5 ется электродвигатель ll и сама заслонка 1. Чувствительность органов регулирования устройства к изменению положения нейтральной зоны определяется размерами пластины 7 и же- 5 сткостью пружин конечных выключателей.
Таким образом, предлагаемое устройство позволяет воздушной завесе при крайних положениях заслонки 1 .16 работать как нижняя или верхняя.
При расположении нейтральной зоны в пределах высоты защищаемого проема (промежуточное положение заслонки) в верхнем и нижнем воэдуховодах 15 равномерной раздачи обеспечиваются соответствующие расходы воздуха, создающие шиберующее действие завесы как против потока холодного наружного воздуха, так и против теп- zo лого потока воздуха изнутри помещения наружу.
Устройство для регулирования воздушной завесы, содержащее заслонку, установленную в приточном канале и регулирующую подачу воздуха через щели воздуховодов равномерной раздачи, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с цемью повышения качества регулирования завесы, устройство дополнительно содержит датчик направления воздушного потока, выполненный в виде установленной под одним из воздуховодов пластины, имеющей поворотную ось, снабженную рычагом, электрически связанным с заслонкой °
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР по заявке и 2748130/06, кл. Г 24 F 9/00, 1979.
935680
Составитель В.Кириллова
Техред К Иыцьо Корректор S.Синицкая
Редактор С.Тимохина
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 4184/38 Тираж 799 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Иосква, 5-35, Рауаская наб., д. 4/5




