Управляемый делитель частоты следования импульсов
Союз Соватсинн
Социалистические
Республик
Н 03 К 21/36
3ооударетеенный коинтет
СССР (53) ЯК 621 ° 374 (088.8). ао делаи изобретений н открытий
Опубликовано 23. 05.82- Бюллетень ¹
Дата опубликования описания 25 . 05 . 82 (72) Автор изобретения
В. В. Климов
Институт горного дела Иинистерства черно металлургии. СССР
1 (71) Заявитель (54) УПРАВЛЯЕМЫЙ ДЕЛИТЕЛЬ ЧАСТОТЫ СЛЕДОВАНИЯ
ИМПУЛЬСОВ
Изобретение относится к импульсной технике и может быть использовано в устройствах и системах вычислительной техники и автоматики, в измерительных устройствах, а также в
1 микроэлектронике, Известен управляемый делитель частоты, содержащий входную шину, двоичный и-разрядный счетчик на тригге" рах,п двухвходовых элементов И-НЕ многовходовой элемент И-НЕ, и шин управления, которые соединены соот" ветственно с первыми входами и двух входовых элементов И-НЕ, выходы которых соединены с входами многовходового элемента И-НЕ, инверсный выход каждого разряда двоичного счетчика соединен с вторым входом cODTветствующего двухвходового элемента И-НЕ {1 .
Наиболее близким к изобретению является управляемый делитель частоты следования импульсов, содержащий входную шину, и шин управпения, выход, ключ с запоминанием сигнала управления, вход коммутации которого подключен к входной шине, двоичный и"разрядный счетчик, вход управления которого подклю3 чен к первому выходу упомянутого ключа, второй выход которого подключен к входу установки первого разряда и к входам сброса остальных
10 разрядов счетчика, многовходовый элемент И-НЕ, выход которого подключен к входу управления ключа, и двухвходовых элементов И-НЕ, при чем у каждого из этих элементов пер"
3S вый вход подключен к соответствукицей шине управления, второй вход " к инверсному выходу соответствующего разряда счетчика, а выход - к входу многовходового элемента И-НЕ, двухвходовой элемент ИЛИ, первый вход которо<-о подключен к шине управления младшего разряда, двухвходовой элемент И, первый вход которого подключен к второму выходу клю2D
3 93068 ча, а выход - к выходу устройства
RS-триггер, вход сброса которого подключен к выходу элемента И $2) .
Недостаток известных устройствнизкая надежность работы. S
Цель изобретения - повышение надежности работы устройства.
Поставленная цель достигается тем, что в управляемый делитель час тоты следования импульсов, содер- 10 жащий и-разрядный счетчик импульсов, инверсный выход каждого разряда которого соединен с первым входом соответствующего элемента И-НЕ, второй вход которого подключен к соот- t5 ветствующей шине управления, а выходк соответствующему входу и-входового элемента И-НЕ, выход которого соединен с входом управления ключа с запоминанием сигнала управления, вход коммутации которого соединен с входной шиной, первый выход — с счетным входом ll»разрядного счетчика импульсов, а второй выход - с входом установки в единицу первого 25 разряда и с входами установки в нуль остальных разрядов и-разрядного счетчика импульсов, элемент ИЛИ, первый вход которого подключен к шине управления младшего разряда счетчика импульсов и RS-триггер, R-вход которого подключен к выходной шине, введен дополнительный ключ с запоминанием сигнала управления, выход которого подключен к выходной шине, вход коммутации - к второму выходу ключа с запоминанием сигнала управления, а вход управления - к выходу элемента ИЛИ, второй вход которого соединен с выходом RS-триггера, второй вход которого соединен с первым выходом ключа с запоминанием сигнала управления. !
На фиг. 1 приведена электрическая схема четырехрвзрядного управляемого .делителя частоты следования импульсов; на фиг. 2 - возможная принципиальная схема ключа с запоминанием сигнала управления.
Устройство содержит входную шину
1, шины управления 2-5, двоичный и-разрядный счетчик 6 импульсов на триггерах 7-10 элементы И-НЕ 11-14> и-входовый элемент И-НЕ 15, ключи
16 и 17 с запоминанием сигнала управ-55 ления RS-триггер.18, элемент ИЛИ 19.
Ключ с запоминанием сигнала управления включает в себя входные
2 4 шины 20-22 выходные шины 23 и 24, элементы И-НЕ 25-29.
Устройство работает следующим образом.
В исходном состоянии триггер 7 на ходится в состоянии "1" триггеры 8>
1О и 18 находятся в состоянии "О"> на выходной шине имеется сигнал "О".
Рассмотрим работу устройства при трех значениях сигнала на шинах 2-5.
На шинах управления 2-5 сигнал нулевой, или, иначе, на шины 2-5 поданы сигналы "0". При этом, на выходах элементов И-НЕ 11-14 имеются сигналы "1", íà всех входах элемента l5 сигналы равны "1", а на выходе элемента 15 сигнал равен "О". Сигнал с выхода элемента 15 подается на вход управления ключа 16. Подаваемые на входную шину 1 импульсы проходят на второй выход ключа 16, и, следовательно на цепь сброса счетчика 6 на триггерах 7-10 и на вход коммутации ключа 17, на вход управления которого подается сигнал "О" с выхода элемента 19, не позволяющий импульсам пройти на выходную шину устройства.
Таким образом, при нулевом сигнале на шинах управления 2-5 на выходкой шине устройства имеется сиг- . нал "0", а поступающие на шину 1 импульсы не проходят на выход устройства.
На шинах 2-5 имеется ненулевой сигнал, например, сигнал (1010)2или другими словами, на шинах 2 и 4сигналы "О", а на шинах 3 и 5 — сигналы "1". При этом на выходах элементов И-НЕ 12 и 14 имеются сигналы "0", а на выходе элемента И-НЕ 15-. сигнал "1". Подаваемые нг шину 1 устройства импульсы проходят на первый выход ключа 16, и следовательно, на вход двоичного счетчика 6 на триггерах 7-10. После прихода 9-ти импульсон в счетчике 6 формируется число 10, т.е. (1010) . Следует иметь в виду, что в исходном состоянии, до подачи импульсов на шину 1, триггер 7 установлен в состояние "1" > так как цепь сброса подключена к его входу "установка 1". При этом на выходе элемента 15 формируется сигнал нО", благодаря чему поданный на шину 1 десятый импульс коммутирувтся на второй выход ключа 16, и следо вательно, на цепь сброса счетчика 6 на триггерах 7-10 и на вход ком930682
5 мутации ключа 17. Десятый импульс сбрасывает счетчик 6 в исходное состояние и через ключ 17 проходит на выходную шину устройства. Триггер, 18 переключается в состояние "1" первым из поданных на шину 1 импульсов, а 10-й импульс сбрасывает этот триггер в состояние "0".
Следует обратить внимание на то, что в момент начала действия 10-го t0 импульса происходит сброс счетчика
6, а на выходе элемента 15 сигнал
"О" преобразуется в сигнал "l . Несмотря на это 10-й импульс продолжает коммутироваться на второй выход 15 ключа 16 и не коммутируется на первый выход ключа 16, что обусловлено свойствами ключа 16, который запо- минает сигнал управления в момент начала действия и на все время дей- 20 ствия коммутирующего импульса, в результате чего изменение сигнала управления во время действия коммутирующего импульса не сказывает влияния на коммутацию. 25
Таким образом, при нулевом сигнале на шинах 2-5, на выходнои шине устройства при отсутствии импульсов на ыине 1 имеется сигнал "0", а поступающие на шину 1 импульсы не вызы- зе вают состязания триггеров при сбросе> так как импульс сброса коммутируется через ключ с запоминанием сигнала управления.
На шинах 2-5 имеется ненулевой, ц сигнал, равный "1", или иначе (0001)<.
При этом на выходе элемента И-HE 15 имеется сигнал "0", а подаваемые на шину 1 импульсы коммутируются на второй выход ключа 16, на цепь сброса счетчика 6 на триггерах 7-10 на вход коммутации ключа с запоминанием сигнала управления 17, на вход управления которого подается сигнал и1" с выхода элемента 19. Именно цля реализации этого режима работы используется соединение шины 2 с первым входом элемента ИЛИ 19.
Таким образом, при сигнале на шинах 2-5,соответствующем числу н1н все поданйые на шину 1 импульсы проходят на выход устройства.
Длительность импульсов на входной " и выходной шинах одииакова, несмотря на то, что триггер 18 сбрасывается по переднему фронту импульса на вы."
55 ходной шине и, следовательно, при ! коммутации импульсов через ключ 17, в момент начала коммутации изменяется сигнал на входе управления ключа .17. Это однако, не оказывает влия ния на коммутацию, так как ключ запоминает сигнал управления в момент начала действия и на все время действия коммутируемого сигнала.
Рассмотрим работу устройства при коммутации сигналов "0".
В исходном состоянии на шине 20 имеется сигнал "1", на шинах 21 и
22 — сигнал "1" и "0" соответственно,-на шинах 23 и 24 - сигналы - 1".
Работа ключа.
Подача сигнала "0" на шину 20 приводит к появлению сигнала "1" на выходе элемента И-НЕ 25„при этом на .всех входах элемента И-НЕ 28 устанавливаются сигналы "1", а на его выходе, и следовательно, на шине 23сигнал ".0". Изменение .сигнала управления на шинах 21 и 22 во время коммутации сигнала "0" не оказывает влияния на коммутацию из-за наличия обратной связи с шин 23 и 24 на входы элементов И-НЕ 29 и 28, соответственно.
Рассмотрим работу устройства при коммутации сигналов "1".
В исходном состоянии на шине 20 имеется сигнал "0" на шинах 21 и 22сигналы "0" и "1" соответственно, на шинах 23 и 24 - сигналы "0".
Работа ключа.
Подача сигнала н1н на шине 20 при. водит к появлению сигнала "0" на вы" ходе элемента ИЛИ-НЕ 25 при этом на всех входах элемента ИЛЙ-НЕ 28 устанавливаются сигналы "0" а на его выходе и, следовательно, на шине 23сигналы 0 ° а
Техническими преимуществами изобретения являются повышение надежности и улучшение эксплуатационных характеристик. Введение дополнитель" ного ключа с запоминанием сигнала управления и новых связей позволили получить на выходе устройства импульсы одинаковой длительности - в этом и состоит повышение надежности, так. как в известном устройстве длительность импульса на выходе устройства зависит от быстродействия триггера и элемента И, находящихся в режиме состязания. Эксплуатационные характеристики устройства улучшены, за счет стабилизации длительности ! выходных импульсов (в известном устройстве длительность выходных импульсов зависит не только от состя930682 зания элементов триггер - ИЛИ, но и от режима работы) а также за счет исключения возможности переключения триггера сигналами, подаваемыми на шины управления устройства, Формула изобретения
Управляемый делитель частоты следования импульсов, содержащий и-разрядный счетчик импульсов, инверсйый выход каждого разряда которого соединен с первым входом соответствующего элемента И-НЕ, второй вход которого подключен к соответствующей шине управления, а выход - к соответствующему входу и-входового элемента И-НЕ, выход которого соединен с входом управления ключа с запоминанием сигнала управления, вход коммутации которого соединен с входной шиной, первый выход — с счетным входом и-разрядного счетчика импульсов, а второй выход — с входом установки в единицу nepeoro разряда и с входами установки в нуль остальных разрядов и-разрядного счетчика импульсов, элемент ИЛИ, первый вход которого подключен к шине уп/ равления младшего разряда счетчика
i импульсов и RS-триггер R-вход которого подключен к выходной шине, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности в работе в него введен дополнительный ключ с запоминанием сигнала управления
) выход которого подключен к выходной шине, вход коммутации - к второму выходу ключа с запоминанием сигнала управления, а вход управления — к выходу элемента ИЛИ, второй вход которого соединен с выходом RS-триггера, второй вход которого соединен с первым выходом ключа с запоминанием сигнала управления.
20 °
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1, Авторское свидетельство СССР
h 609214, кл. H 03 f: 21/36, 1976.
25 2, Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2795952/18-21, кл. Н 03 К 21/36, 1979.
930682
Фиа2
Составитель О. Кружилина
Редактор Н. Данканич Техред M.Рейвес Корректор И. Коста
Заказ 3528/83 Тираж 954 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Иосква, 3-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4




