Шнековый движитель транспортного средства
ОП ИСАНИЕ
Союз Советских
Социалистических
Республик (») 929
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 07.05.79 (21) 2762732/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.
В 62 0 57/00
В 60 F 3/00
Гееударственнмл комитет
СССР
Опубликовано 23.05.82. Бюллетень № 19
Дата опубликования описания 28.05.82 (53) УДК 629.113. .037 (088.8 ) пп делам изобретений и етермтий (72) Автор изобретения
A. В. Юркин
«1., с:
Мурманское высшее инженерное морско училище им. Ленинского комсомола;(71) Заявитель (54) ШНЕКОВЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА
Изобретение относится к движителям транспортных средств высокой проходимости, а именно к таким, которые предназначены для движения по воде, болотам и другим слабонесущим грунтам.
Известен шнековый движитель, содержащий два побортно расположенных винтовых ротора, с противоположно направленной навивкой спиралей винтовых гребней (1).
Однако, в случае неодинаковой плотности грунта по разным бортам, устройству присуща неустойчивость.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является шнековый движитель, содержащий две пары побортно расположенных параллельных винтовых роторов, в каждой из которых винтовые гребни и впадины роторов выполнены с одинаковым шагом при противоположном направлении навивки винтовой спирали (2). гп
Недостатком движителя является то, что парные шнеки значительно удалены друг от друга, поэтому при их вращении в противоположные стороны в жидкой среде возникают вихревые токи, увеличивающие сопротивление вращению роторов и сопротивление движению транспортного средства. Это происходит потому, что вихревые токи не организованы в единый поток с одним таким направлением, который мог бы сформировать реакцию в нужную сторону.
Цель изобретения — повышение проходимости путем формирования подъемной силы при движении транспортного средства по жидкой среде.
Поставленная цель достигается тем, что каждый винтовой гребень установлен во впадине парного ротора, а поперечное сечение роторов выполнено по закону циклоидального зубчатого зацепления.
На фиг. 1 схематически изображено транспортное средство со шнековым движителем, общий вид; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. l.
Шнековый движитель состоит из двух пар 1 и 2 побортно расположенных параллельных винтовых роторов 3, в каждой из которых винтовые гребни 4 и впадины 5 выполнены с одинаковым шагом, но с противоположным направлением навивки винто929488
Формула изобретения
ВНИИПИ Заказ 3125 24 Тираж 680 Подписное
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 вой спирали. Каждый винтовой гребень 4 установлен во впадине 5 парного ротора, а поперечное сечение роторов выполнено по закону сопряженного циклоидального зубчатого зацепления. Этим обеспечивается невозможность перетекания, жидкости через парные шнеки.
При движении по жидкой среде, например по воде или болоту, гребни 4 парных роторов 3, вращаясь в разные стороны, выбрасывают жидкость вниз и назад, при этом создается подъемная сила, поднимающая транспортное средство над поверхностью жидкости, и тяга. Подъем корпуса транспортного .средства над жидкостью обеспечивает значительное уменьшение гидродинамического сопротивления, что приводит к росту,скорости движения.
Применение изобретения позволяет простыми техническими средствами уменьшить осадку транспортных средств, оснащенных бортовыми парами шнековых движителей, и таким путем уменьшить энергозатраты и увеличить скорость движения.
Шнековый движитель транспортного средства, содержащий две пары побортно расположенных параллельных винтовых роторов, 5 в каждои из которых винтовые гребни и впадины роторов выполнены с одинаковым шагом при противоположном направлении навивки винтовой спирали, отличающийся тем, что, с целью повышения проходимости путем формирования подъемной силы при движении по жидкой среде, каждый винтовой гребень установлен во впадине парного ротора, а поперечное сечение роторов выполнено по закону циклоидального зубчатого зацепления. !
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США № 2379235, кл. 115 — 19, 20 1945.
2. Патент США № 3123039, кл. 115 — I, l960 (прототип).

