Транспортная шина
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
«» 925341 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 22.04.80 (21) 2912562/28-13 с присоединением заявки— (23) Приоритет— (43) Опубликовано 07.05.82. Бюллетень № 17 (45) Дата опубликования описания 07.05.82 (51)N. Кл з А 61 F5/04
Государственный комитет ло делам изобретений и открытий (53) УДК 615.477.33 (088.8) 3 а »
4
1 (54) ТРАНСПОРТНАЯ ШИНА
Изобретение относится к медицинской технике, а именно к устройствам для иммобилизации нижних конечностей при переломах.
Известна транспортная шина, которая содержит последовательно соединенные ложементы таза, бедра и голени, расположенные под углом друг к другу, подстопник и элементы крепления. Причем ложемент таза выполнен в виде тазодержателя каплевидной формы (1).
Однако эта шина из-за отсутствия постоянных точек опоры не создает дистракции отломков, что ведет к ретракции мышц с последующим вторичным смещением отломков, нередко сопровождающимся повреждением сосудисто-нервного пучка. При сильном натяжении тазодержателя каплевидной формы к туловищу и бедру ремнями затрудняется акт дыхания, возможно сдавление сосудисто-нервного пучка бедра.
При переломах бедра особенно в верхней трети необходимо отводить конечность, что не предусмотрено в указанной шине.
Цель изобретения — предупреждение ретракции мышц, вторичного смещения отломков, а также предупреждение сдавливания сосудисто-нервного пучка при иммобилизации нижней конечности.
Цель достигается тем, что в транспортной шине ложемент таза выполнен в виде разъемных плавок с дугами и резьбовыми штангами, ложементы бедра и голени выполнены в виде тутора, который снабжен по краям скобами с отверстиями, а подстопник выполнен в виде сапожка, имеющего стержни, причем одна из скоб тутора соединена с резьбовыми штангами, а дру10 гая — с стержнями.
На фиг. 1 изображена транспортная шина, вид спереди; на фиг. 2 — ложемент таза, вид сбоку; на фиг. 3 — то же, вид сверху; на фиг. 4 — тутор, вид сбоку; на
15 фиг. 5 — подстопник, вид сбоку; на фиг. 6— скоба.
Шина состоит из последовательно соединенных ложемента таза, выполненного в виде тазового пояса, ложемента бедра и го20 лени в виде тутора, подстопника в виде сапожка.
Корпус 1 тазового пояса в виде разъемных плавок состоит из передних и задних половин, которые соединены в промежностной части шарниром 2 и имеют соответствующие отверстия 3 для выполнснпя физиологических отправлений. На стороне предполагаемой фиксируемой конечности крылья 4 пояса соединены с корпусом 1. также шарниром 2. По бокам тазового
925341
ЗО
40
65 пояса имеются по два ремешка 5. Дуга 6 тазового пояса имеет элипсоидную форму.
К нижнему краю крыльев 4 пояса жестко прикреплены две штанги 7 с резьбой на всем протяжении, а третья резьбовая штанга 7 на промежностной части тазового пояса фиксирована шарнирно на оси 8. На штангах 7 имеются две гайки 9, которые располагаются выше и ниже металлических скоб 10 с отверстиями 11 для штанг 7. Скобы 10 снабжены осями 12, фиксаторами 13 и размещены на верхнем и нижнем краях тутора.
Тутор состоит из двух половин 14, соединенных шарниром 2 по задней поверхности, а по передней поверхности имеются четыре фиксирующих ремешка 5.
Форма тутора конусообразная и в средней трети смоделирована по контуру коленного сустава. На этом же уровне образован прогиб под углом 5 — 10 . Сапожок состоит из двух смоделированных по нижней трети голени и стопы половин 15, соединенных шарниром 2 по задней поверхности голенища, ось которого соответствует оси тутора. На подошвенной тыльной поверхности и нижней трети голени имеются фиксирующие ремешки 5. К верхнему краю сапожка жестко фиксированы три стержня 16 с гайками 17 для крепления в металлических скобах 10 нижнего края тутора..
Шину используют следующим образом.
Соединение шарниром 2 крыльев 4, пояса и промежностной части способствует быстрому и удобному наложению шины на больного. Штанга 7 промежностной части выполнена с шарниром на оси 8 для регулирования отведения и приведения поврежденной конечности. Металлические скобы 10 снабжены оаями 12 и фиксатором
13 для быстрого крепления тазового пояса и сапожка к тутору. С помощью гаек 9 создается умеренная дистракция. Ремешки 5 служат для крепления шины на больном.
Транспортная шина для нижних конечностей предназначена для иммобилизации повреждений тазобедренного сустава, бедра, коленного сустава, голени, голеностопного сустава и стопы. При переломах элементов голеностопного сустава и стопы достаточна фиксация сапожком. При переломах голени применяют тутор в сочетании с сапожком. При этом с помощью стержней 16 соединяют тутор с сапожком и, разводя обе половины 14 тутора и сапожка 15, уклади:DQIoT поврежденную конечность, С помощью ремешков конечность плотно фиксируется и производится умеренная дистракция гайками 9. При этом точкой опоры служит коленный сустав и стопа.
При поврежденвях коленного сустава, бедра, тазобедренного сустава применяют полный комплекс. Сначала одевают тазовый пояс, затем соединяют тутор с сапожком и в разведенном положении накладывают на больного. Штанги 7 фиксируют в, верхних металлических скобах 10 тутора, затем производят фиксацию ремешками 5.
В последующем создается умеренная дистракция, а при переломах проксимального отдела бедра конечность отводится. После этого больной готов к длительной транспортировке. Поворачивая тазовый пояс на
180, можно использовать его для левой и правой конечностей.
Шина может быть изготовлена из алюминиевой пластины толщиной 1,4 мм, по внутренней поверхности покрыта клеенкой.
Толщина штанг 8 мм, резьба М1,25. Рентгенологические исследования можно производить, не снимая шины с больного.
Плотно по телу подогнанная шина с четкими точками опоры на каждом сегменте конечности, позволяющая производить дистракцию каждого сегмента отдельно с предупреждением ретракции мышц и вторичных осложнений (вторичные смещения отломков, повреждения сосудисто-нервного пучка), обеспечивает надежную иммобилизацию при длительной транспортировке.
Нижний край тазового пояса имеет эллипсоидную форму и находится при наложении выше пупартовой связки, что предупреждает сдавление сосудисто-нервного пучка, и при этом не нарушается кровоснабжение конечности. Это особенно важно в зимних условиях при длительной транспортировке.
Штанга, установленная в промежностной части тазового пояса, выполненная с шарниром, позволяет регулировать отведение конечности, что особенно важно при переломах проксимального отдела бедра.
Формула изобретения
Транспортная шина, содержащая последовательно соединенные ложементы таза, бедра и голени, расположенные под углом друг к другу, подстопник и элементы крепления, отличающаяся тем, что, с целью предупреждения ретракции мышц, вторичного смещения отломков, а также преду-. преждения сдавливания сосудисто-нервного пучка при иммобилизации нижней конечности, ложемент таза выполнен в виде разъемных плавок с дугами и резьбовыми штангами, ложементы бедра и голени выполнены в виде тутора, который снабжен по краям скобами с отверстиями, а подстопник выполнен в виде сапожка, имеющего стержни, причем одна из скоб тутора. соединена с резьбовыми штангами, а другая — с стержнями.
Источник информации, принятый во внимание при экспертизе:
1. Авторское свидетельство СССР
Мю 584861, кл. А 61 F 5/04, 1976.
925341 аиг.2 айаг.3
Фиг.6
Составитель Л. Соловьев
Техред А. Камышникова
Редактор E. Хейфиц
Кбрректор С. Файн
Заказ 404/328 Изд. № 135 Тираж 717 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Хин. Харьк. фнл. пред. «Патент»
Г
/ /
1 7,Л аиг.6



