Способ испытаний на пассивную безопасность машины с шарнирно-сочлененной рамой и устройство для его осуществления
Оп ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Сов"тских
Социапистическик
Республик
< «924541 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву(22) Заявлено 170780 (2) ) 2996174/30-15 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет )М К з
6 01 М 17/00
G 01 N 7/00
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий
Опубликовано 300482 Бюллетень ¹ 16
Дата опубликования описания 3004.82
{53) УДК 620, 1 (088.8) (72) Автор . изобретения
A.Â.×åðåïàùóê (d (Одесская научно-исследовательская станция
Государственного союзного ордена Трудового
Красного Знамени научно-исследовательского тракторного института
1 (с (71) Заявитель (54) СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ НА ПАССИВНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
МАШИНЫ С ШАРНИРНО-СОЧЛЕНЕННОЙ РАМОЙ
И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к методам испытаний и оборудованию для испытаний тракторов и других машин.
Известен способ. испытаний на пассивную безопасность. лешины с шарнирно-сочлененной рамой, включающий движение машины по склону в поперечном направлении с заездом одним бортом на площадку с крутизной, большей кру.тизны склона для опрокидывания машины (1) .
Известно уст(ройстъо для осуществления способа, содержащее гидросистему управления машиной с гидрораспредели" телем управления поворотом (2).
Недостатком данного способа и устройства для его осуществления является то,. что при опрокидывании машин с шарнирно-сочлененной рамой части рамы машины вследствие шарнирного. их. соединения имеют воэможность неконтролируемого независимого перемещения относительно друг друга,что приводит к получению неопределенных результатов и невозможности их воспроизведения в идентичных условиях. Цель изобретения - упрощение про цесса испытаний п«зи опрокидывании машины, получение сравниваемых и наиболее полно приближающихся к реалы ным условиям эксплуатации результатов испытаний.
Поставленная цель достигается тем, что опрокидывание машины производят при ее движении вдоль склона с последующим поворотом на 90, а устройство для осуществления этого способа снабжено гидрораспределителем управления поворотом с рычагом и гибким элементом, один конец которого соединен с рычагом гидрораспределителя управления поворотом, а другой имеет приспособление для закрепления его на склоне.
На фиг.1 показана схема движения машины на склоне до момента ее опрокидывания; на фиг. 2 — гидросистема управления машиной.
Устройство для осуществления спо-. соба включает: испытываемую машину 1 с гидросистемой управления, гибкий элемент 2, опору 3. Гибкий элемент
2 одним концом закреплен на опоре 3, а другим соединен с рычагом 4 гидрораспределителя 5 управления поворотом машины 1.
Гидросистема управления машиной 1 включает гидрораспределитель 5 управ924541 ления поворотом, гидроусилитель 6, регулятор 7 потока, насос 8. Предохранительный клапан 9, дроссель 10, эолотниковый гидроаппарат 11, гидрораспределитель 12 поворота, гидрозамок 13. клапаны 14 — 16, гидррцилинд-,,5 ры 17 - 18 поворота,гидробак 19 и регулирующие органы 20 и 21.
На раме машины 1 смонтирован рычаг
22, который соединен с рейкой топливного насоса (воздушной заслонкой) 10 и предназначен для отклонения двигателя машины в момент завершения поворота.
Устройство для осуществления способа работает следующим образом. )5
Машина 1 устанавливается так, чтобы при движении ее продольная ось была направлеиа вдоль склона. Движение машины 1 может быть осуществлено при помощи ее силовой установки или скаты— ванием вдоль склона (реализацией потенциальной энергии, накопленной при уста- . новке машины 1 на вершину склона ).Движение машины 1 осуществляется до тех пор, пока не натянется гибкий элемент 5
2, удерживаемый на склоне опорой 3.
С натяжением гибкого элемента 2 приводится в движение рычаг 4 гидрораспределителя управления поворотом и и рекрываются соответс твующие трубо проводы регулирующими органами 20 и 21. Рабочая жидкость от насоса 8 через регулятор потока 7 не может дальше следовать к гидрораспределителю 12 поворота, а направляется к гидрораспределителю 5 управления поворотом и дальше через гидрозамок
13 к гидроцилиндрам 17 и 18 поворота.
Происходит поворот машины 1 на 90 ° с
В конце поворота рычаг 22 воздействием на соответствующий элемент 40 (рейку топливного насоса, воздушную заслонку и пр.) выключает силовую
УстановкУ ° Опрокидывание машины 1 происходит при неработающем двигателе,а следовательно,при зафиксирован-I 45 ном положении обеих частей рамы машины 1, так как клапаны 14 и 16 гидрозамка 13, из-за отсутствия давления рабочей жидкости, перекроют соответствующие трубопроводы. 50
Обычно машины с ширнирно-сочлененной рамой снабжены дополнительным гидронасосом рулевого управления с приводом от трансмиссии или с возможностью переключения основного гид-55 ронасоса на привод от трансмиссии. С помощью предлагаемого устройства можно осуществить испытание защитной кабины методом опрокидывания и при неработающем двигателе. В этом случае гидронасос рулевого управления необходимо переключить на привод от трансмиссии.
При необходимости гидрораспределитель 5 управления поворотом, регулирующие органы 20 и 21 и рычаги 4 и
22 могут быть установлены на другую машину.
Применение предлагаемого способа испытания на пассивную безопасность машины с шарнирно -сочлененной рамой и устройства для осуществления этого способа позволит проводить испытания с достаточной достоверностью, производить сравнение результатов испытаний различных образцов защитных кабин, упростить испытания и улучшить безопасность проводимых работ по испытаниям.
Формула изобретения
1. Способ испытаний на пассивную безопасность машины с шарнирно-сочлененной рамой, включающий движение машины по склону и опрокидывание ее, отличающийся тем, что, с целью упрощения процесса испытаний, получения сравниваемых и наиболее полно приближающихся к реальным ус ловиям эксплуатации результатов испытаний, опрокидывание машины производят при ее движении вдоль склона с последующим поворотам на 90
2. Устройство для осуществления способа по п.1, включающее гидросистему. управления машины, о т л и ч аю щ е е с я тем, что оно снабжено гидрораспределителем управления поворотом с рычагом и гибким элементом, один конец которого соединен с рычагом гидрораспределителя управления поворотом, а другой имеет приспособление для закрепления его на склоне.
Источники информации, принятые во внимание прй экспертизе
1. Методы испытаний прочности защитных каркасов и кабин тракторов и землеройных машин, Вып.1.М., ЦНИИТЭИТтрактор сельхозмаш, 1979, с.8,13,1517


