Устройство для измерения тепловых потоков в двигателях внутреннего сгорания
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз COBOTCKNI
Социапметмчвсмик
Республик
«»922535 (61) Яополмительное к авт, свид-ву(22)Заявлено 29.09.80 (21) 2987375/18-10 с присоединеммем заявкм М (23) Приоритет
Опубликовано 23. 04. 82. Бюллетень Рм 15 (Sl)M K>.
0 01 К 7/16
3Ьеударстваииый комитет
СССР ао делам иэобретеиий м открытий (53) УДК 536. .53(088.8) Дата опубликования описания 25. 04. 82 (72) Авторы изобретения
А.Н. Пойда и Ю.А. Смолин
F. фл ийетмтут .--"-- =., ) (71) Заявитель
Харьковский ордена Ленина политехничес им. В.И. Ленина (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ТЕПЛОВЫХ ПОТОКОВ
В ДВИГАТЕЛЯХ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Изобретение относится к тепловым измерениям и предназначено для измерения плотности локальных нестационарных.тепловых потоков в деталях цилиндро-поршневой группы двигателей внутреннего сгорания.
Известно устройство для измерения нестационарных температур, содержащее термопреобразователь, соеди.ненный через усилитель с дифферен10 циатором и операционным усилителем, сумматор и контур самонастройки Я .
Недостатком устройства является низкая точность измерения.
Наиболее близким к предлагаемому
15 по технической сущности является устройство для измерения температуры, которое может быть использовано для измерения тепловых потоков в двигателях внутреннего сгорания, содержащее усилитель с управляемым коэффициентом усиления, вход которого соединен с термопреобразователем сопротивления, а выход через аналогоцифровой преобразователь соединен с входом вычислительного блока, выход которого соединен с управляющим входом усилителя (2) .
Недостатком устройства является низкая точность измерения, вызванная отсутствием синхронизации сигна» ла термодатчика с положением коленчатого вала двигателя.
Цель изобретения - повышение точности измерения.
Поставленная цель достигается тем, что в устройство введены блок компенсации, управляемый делитель и датчик положения поршня двигателя, выход которого через управляемый делитель соединен с входами аналого-цифрового преобразователя и вычислительного блока, выход которого соединен с управляющими входами делителя и блока компенсации, соединенного с вторым входом усилителя. . На чертеже приведена блок-схема устройства,, 3 92253 ,Устройство содержит термопреобразователь сопротивления 1, например, пленочный, дифференциальный усилитель 2 с управляемым коэффициентом усиления, аналого-цифровой йреобразователь 3, вычислительный блок 4, в качестве которого может быть использована микро-ЭВМ„ датчик 5 поло-, жения поршня, управляемый делитель 6, блок 7 компенсации. ie
Устройство работает следующим образом.
Сигнал с термопреобразователя сопротивления 1 поступает на инвертирующий вход дифференциального усили- 1з теля 2. Сигнал управления с датчи;ка 5 положения поршня через управляемый делитель 6 поступает на управляющий вход аналого-цифрового преобразователя 3, на информационный
/ вход которого поступает сигнал с выхода усилителя .2. В аналого-цифровом преобразователе это напряжение преобразуется в цифровой код, который поступает на информационный вход микро-ЭВМ 4 и записывается в память машины. В соответствии с программой, заложенной в микро-ЭВМ, она анализирует получаемую информацию с выхода аналого-цифрового преобразователя 3 по таким характеристикам, как величина постоянной составляющей измеряемой температуры, амплитуда температурной волны, и в соответствии с этим выдает. команды на блок 7 компенсаци, который вырабатывает и подает на неинвентирующий вход усилителя напряжение, компенсирующее постоянную составляющую температуры. Соответст" вующая команда подается также на управляющий вход усилителя, регулируя коэффициент усиления усилителя таким образом, чтобы обеспечить максимальную чувствительность устройства. . Датчик положения поршня вырабатывает сигналы в моменты времени, соответствующие определенному положению поршня двигателя. Для того, чтобы обеспечить измерение в любой момент времени, сигналы с датчика положения
50 поршня поступают на,управляемый делитель 6, который в зависимости от установленного командой микро-ЭВМ коэф- .
5 4 фициента деления обеспечивает запуск аналого-цифрового преобразователя и .микро-ЭВМ в требуемый момент времени °
Определение тепловых потоков осуществляется по программе, заложенной в микро-ЭВМ на основании ординат,температурных волн, записанных в память машины. При необходимости на печать выводятся дискретные значения температурной волны и плотности тепловогопотока для заданных углов поворота коленчатого вала.
Количество ординат температурной волны за один рабочий цикл может достигать от 140 до 720. Для этих значений в микро-ЭВМ вычисляются коэффициенты Фурье, а по ним определяется плотность теплового потока.
Использование устройства позволяет автоматизировать процесс измерения тепловых потоков, что позволяет повысить точность измерения, а также ускорить процесс измерения.
Формула изобретения
Устройство для измерения тепловых потоков в двигателях внутреннго сгорания, содержащее усилитель с управляемым коэффициентом усиления, вход которого соединен с термопреобразователем сопротивления, а выход через аналого-цифровой преобразователь соединен с входом вычислительного блока, выход которого соединен с управляющим входом усилителя, о т л и ч а ющ е е с я,тем, что, с целью повышения точности измерения, в него введен блок компенсации, управляемый делитель и датчик положения поршня двигателя, выход которого через управляемый делитель соединен с входами аналого-цифрового преобразователя и вычислительного блока, выход которого соединен. с управляющими входами делителя и блока компенсации, соединенного с .вторым входом усилителя.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство CCCP
М 517812, кл. G 01 К 11/26, 1976, 2. Заявка М 2623332/18-10, кл. G 01 К 7/00, 1978 (прототип).
922535
Тираж 883 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 2562/53
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Составитель Я; Соболев
Редактор Л. Гратилло Техред И. Рейвес Корректор Л. Бокшан