Способ управления транспортированием гидросмеси
ОП ИСАНИЕ 918217
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскик
Социалистические
Республик (6l ) Дополнительное к авт. свнд-ву(22) Заявлено 21.04.80 (21) 2912379127-11 с присоединением заявки йв (23) Приоритет
Опубликовано 07.04.82. Бюллетень М 1 - .
Дата опубликования описания 09.04.82 (5I)M. Кл.
В 65 G 53/66 евефаврсткеый квинтет
СССР ае делам взебретеккй н еткрытвй (53) УДК 621 .671(088.8) с ,> Жоргуро,в, \
3 М тйй " "" (72) Авторы изобретения
В. И. Груба, Э. К. Никулин и В.
Донецкий ордена Трудового Красно политехнический институт (71} Заявитель (54) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЕМ
ГИД РОС МЕС И
Изобретение относится к области гидротранспорта сыпучих материалов, а именно к способу управления транспортированием гидросмесей, и может быть использовано преимущественно в угольной и горнорудной промышленности, а также других отраслях народного хозяйства.
Известен способ повторного запуска и остановки трубопроводов для транспортирования гидросмеси, заключающийся в
10 периодическом подводе к транспортному трубопроводу несущей жидкости, сниже-, нии скорости потока до величины, равной
5-15% от номинальной, остановке потока и его разгоне цо номинальной скорости (1).
Недостатком указанного способа являются большие удельные затраты несущей жидкости и значительные динамичес кие нагрузки на стенки трубопровода, снижающие производительность- установки по твердому материалу.
° Белью изобретения является повышение экономичности транспортирования пу1 тем уменьшения динамических нагрузок на стенки трубопровода и снижения удельных затрат несущей жидкости.
Это достигается тем, что в известном способе, включаюшем периодический подвод к транспортному трубопроводу несу» щей жидкости, снижение скорости потока до величиные равной 5-15% от номинальной, остановку потока и его разгон до номинальной скорости,„ после разгона потока до номинальной скорости измеряют давление несущей жидкости в начале транспортного трубопровода и плотность гидросмеси, а перед подводом несущей жидкости плотность гидросмеси поддержи. вают постоянной в течение времени Е, =
1,6Ь/VH -1,2Ь/VH причем скорость потока снижают по линейному закону, а увеличивают по параболическому закону ев время q 20 урву В ьЧ
2. р р где 4 - длина трубопровода; м
V - номинальная скорость потока;
3 91821
p — плотность несущей жидкости; ,, - изменение скорости потока от номинальной до ее значения 515 от номинальной;
0 — установившееся давление несуlO щей жидкости в начале транспортного трубопровода при номиналной скорости потока.
Измерение давления несущей жидкости и плотности гидросмеси, осуществляемое 1О в начале транспортного трубопровода пос» ле разгона потока до номинальной скорости, необходимо для определения параметров последующего регулирования скорости потока, обеспечивающих расчетные И характеристики режима транспортирования.
Поддержание постоянства плотности гидросмеси, осуществляемое при номинальной скорости потока в транспортном трубопроводе перед подводом к нему не- 2D сущей. жидкости и снижением скорости. потока, способствует повышению экономичности транспортирования за счет более полного использовануя энергии потока для:перемещения груза, что приводит 25 к уменьшению удельных затрат на 1 тонну транспортируемого материала и к увеличению производительности по твердомуматериалу.
Время, в течение которого поддержи- 36 вают.плотность гидросмеси постоянной, позволяет равномерно распределить твердый материал.гидросмеси по длине трубопровода и за счет этого достичь луч; ших условий для последующего осаждения . З материала и образования заданного профиля осадка твердых частиц в транспортном трубопроводе.
Снижение скорости потока, производимое по линейному закону, обеспечивает,щ одинаковую интенсивность замедления потока во всем диапазоне изменения скорости, вызывает спокойное оседание твердых частиц на дно трубопровода и образование слоя отложения по профилю за- <> легания, совпадающего с характером распределения плотности гидросмеси в трубопроводе до момента регулирования, что является необходимым условием безопасного транспортировытия при остановке потока и его разгоне до номинальной скорости. При этом экономится время и снижаются затраты на управление.
Увеличение скорости потока несущей жидкости, осуществляемое по параболи- Ы ческому закону, обеспечивает дополнительную экономию времени и несущей жидкости за счет более рационального ис7 4 пользования энергии потока при размыве слоя отложения в транспортном трубопроводе.
Время, за которое снижают и увеличивают скорость потока, позволяет повысить надежность транспортирования в переходном режиме путем уменьшения динамических нагрузок на стенки трубопровода, что увеличивает срок службы последнего и уменьшает затраты на его замену.
Пр и м е р . Управление транспортированием гидросмеси по предложенному способу осуществлялось в промышленных условиях на шахтной гидротранспортной установке, состоящей из приемной емкости, узла дозирования, транспортного насоса и трубопровода. Материал р предназначенный для транспортирования, поступал в смеси с водой в приемную емкость установки, откуда при помаши транспортного насоса транспортировался к потребителю.
Управление осуществлялось в следующем порядке.
При работе установки на расчетной плотности. гидросмеси Р =1150 кг/м и номинальной скорости потока /н =
=2,85 м/с в транспортном трубопроводе длиной, =1650 м и диаметром Э =*0,4м а измеряли давление несущей жидкости и плотность гидросмеси в начале транспортного трубопровода. Перед подводом несушей жидкости плотность гидросмеси поддерживали постоянной в течение при помо4650 ч„- zpsщи дозируюшего устройства. В связи с превышением подачи-транспортного насоса Ц =1300 м/ч над средним притоком гидросмеси Qq =1050 м7ч, уровень гндросмеси в приемной емкости снижался и по достккении его расчетного значения к транспортному трубопроводу через дозирующее устройство подводили только несушую жидкость и одновременно с этим снижали скорость потока по линейному закону до 0,3 м/с за время
4яаЧ 4 46%О-ОООО 2,85-03)
Р 60 2. 000.9,84
При этом в результате оседания твердых частиц гидросмеси в транспортном трубопроводе образовывался равномерный слой отложения, высота которого coeraanmna
43% внутреннего диаметра трубопровода.
Отклонение высоты слоя отложения от средней его величины по всей длине трубопровода составляло не более+ 6% и имело тот же порядок, что и точность, с которой поддерживали плотность гидро5 9182 смеси постоянной до момента регулирования. После истечения расчетного промежутка времени, равного 50 с, низкую скорость потока, равную 0,3 м/с, поддерживали до установления определенного расчетного уровня гидросмеси в приемной емкости. При достижении минимвль ного расчетного уровня насос вьпцпочали и поток в транспортном трубопроводе оо» танавливался, а при достижении макси- 10 мального расчетного уровня скорость потока воды увеличивается от 0,3 м/с до
2,85 м/с по параболическому закону за время 50 с. Одновременно с этим к транспортному трубопроводу подводили гид ю росмесь расчетной плотности Р<
1150 кг/м, затем управление повторя
Э
С ли в описанном порядке.
При возобновлении транспортирования после продолжительной остановки потоМ 20 (no 3-х часов) к транспортному трубопроводу вначапе подводили осветленную воду, заполняли ею транспортную линию и устанавливали в течение 1,5 ч началь» ную скорость потока, равную О,3 м/с, 25 после чего скорость плавно увеличивали до 2,85 м/с по параболической зависи мости за расчетный промежуток времени, равный 50 с, затем цикл управления повторяли в описанном порядке. 30
Заявляемый способ управления транспортированием гидросмеси обеспечивает снижение удельных затрат несущей жидкости и увеличение производительности установки по твердому материалу в сред«з нем на 10-40% за счет экономии времени в 1,5-15 рвз и несущей жидкости в
2-12 рвз нв непроизводительных операциях управления, а также уменьшения динамических нагрузок нв стенки трубопро- 40 вода. при регулировании скорости потока за счет снижения в 5-10 раз амплитуды.
17 . 6 давления в транспортном трубопроводе в переходном режиме, что повьпаает экономичность транспортирования.
Формула изобретения
Способ управления транспортированием гидросмеси, включакипий периодический подвод к транспортному трубопроводу несущей жидкости, снижение скорости потока до величины, равной 5-15% от номинальной, остановку потока и его разгон до номинальной скорости о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения экономичности транспортирования, после разгона потока до номинальной скорости измеряют давление несущей жидкости в начале транспортного трубопровода и плотность гидросмеси, а перед подводом несущей жидкости плотность гидросмеси поддерживают постоянной в течение времени ф. 1,6ЦЧ - 1,24/МЯ 1 причем скорость потока снижают по линейному закону, а увеличиваи т по параболическому закону за время
2оЬРдМ 94 рдЧ 0 РО где Ь - длина трубопровод ц
3 - номинальная скорость потока р - плотность несущей жидкости, - изменение скорости потока от номинальной до ее значения 515% от номинальной, P - установившееся давление несущей жидкости в начале транспортного трубопровода при номинальной скорости потока.
Источники информвщии, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США Ж 3904248, Ka. B 65G 53/04, 1975 (npcvrmaa).
Составитель Г. Киселева, Редактор Н. Аристова Техред M. Рейвес Корректор М. Демчик
Заказ 2025/26 Тираж 972 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4


