Шестеренный насос
O n N t-" A H И E „„В12ЮЬ8
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Своз Соевтския
Социалисти каски» республик
К ЙАФИКТУ (61) Дополнительный к патенту (22) Заявлено 06. 04. 79(21) 2747553/25-06 (51) M. Кл. (23) Приоритет - (32) 07. 04. 78 (31) 3757/78 (331 Швейцария
F 04 С 2/04 фкударвтненыВ квинтет иср ав лелем «евбретенна
« втнрытн«
Опубликовано 07. 03. 82.бюллетень Ж 9
Дата опубликования описания 09.03.82 (53) УД1(621.662 (088.8) Иностранец
Фритц Хаупт (Швейцария) (72) Автор изобретения
Иностранная фирма
"Maar-Цанрэдер унд Иашинен АГ" (Швейцария) (7I) Заявитель (54) ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС
Изобретение относится к машино" строению, в частности, к шестеренным насосам.
Известен шестеренный насос, содержащий корпус, в котором размещены две находящиеся в зацеплении друг с другом, подающие жидкость шестерни, каждая из которых установлена на своем валу, имеющем по меньшей мере одно ограничивающее рабочее пространство, скользящее кольцевое уплотнение с двумя уплотнительными кольцами, расположенными между торцовыми поверхностями внутренней втулки подшипника вала и неподвижного кольца, жестко соединен- 1а ного с корпусом 1).
Недостатком известного шестеренного насоса является малый ресурс работы при перекачивании оысоковязких и коррозионных жидкостей. 20
Цель изобретения - повышение ресурса работы при перекачивании высоковязких и коррозионных жидкостей.
Указанная, цель .достигается тем, что внутренняя втулка подшипника снаб- 25 жена кольцевым выступом, а скользящее кольцевое уплотнение выполнено
s виде двух подпружиненных относи" тельно неподвижного кольца фасонных колец, установленных концентрично друг другу, лежащих в одной радиальной плоскости и размещенных в кольцевой полости, образованной радиальными и торцовыми поверхностями вала, кольцевого выступа внутренней втул" ки подшипника и неподвижного .кольца, причем уплотнительные кольца распо" ложены на наружной поверхности внешнего фасонного кольца и на внутренней поверхности внутреннего фасонного кольца .и сопряжены, соответственно, с внутренней радиальной поверхHocTbo кольцевого выступа и поверхностью вала, а кольцевая полость между фасонными кольцами соединена с каналом подвода уплотнительной жидкости.
При этом каждая внутренняя втулка подшипника зафиксирована на валу от
3 912056 ф я стяжными гайками риала, обладающего высокой эластичом. ностью и коррозионной стойкостью, тавлен шестеренный осуществляют герметизацию между нераэрез; на фиг. 2 - подвижными поверхностями совместно вращающихся валов 4 и 5, кольцевого ос содержит кор- выступа 9 внутренней втулки 10 подазмещены две нахо - шипника 11 и скользящего кольцевого ии друг с другом, уплотнения. шестерни 2 и 3, Кроме того, для повышения надежустановлена на сво" tO ности уплотнения в кольцевую поорые снабжены по лость ?5 между фасонными кольцами 16 ограничивающим и 17 при работе насоса через канал во 6 скользящим подвода 26 подается уплотняющая жидием, расположенным кость, что полностью исключает утечи 7, образованной д ки рабочей жидкости из рабочего . тью 8 кольцевого пространства 6, ей втулки 10 под- Технико-экономический эФфект. эаой поверхностью 12 ключается в увеличении ресурса рабоа 13, радиальной ты насоса за счет повышения надеж" льцевого выступа 9 2О ности работы скользящего кольцевого о ного из валов 4 уплбтнения.
Формула и зобретения
40 осевого перемещени и зажимным колпачк
На фиг. 1 предс насос, продольный узел 1 на фиг. 1.
Шестеренный нас пус 1, в котором р дящиеся в зацеплен подающие жидкость каждая из которых ем валу 4 и 5, кот меньшей мере одним рабочее пространст кольцевым уплотнен в кольцевой полост торцовой поверхнос выступа 9 внутренн шипника 11, торцов неподвижного кольц поверхностью 14 ко и поверхностью 15 д или 5 и выполненными в виде двух фасонных колец 16 и 17, установленных концентрично друг другу, причем фасонные кольца 16 и 17 поджаты к торцовой поверхности 8 кольцевого выступа 9 пружинами 18, а уплотнительные кольца 19 и 20 установлены на наружной поверхности 21 внешнего фа сонного. кольца 17 и на внутренней по" 3а верхности 22 внутреннего фасонного кольца 16. Кроме того, каждая внутренняя втулка 10 подшипника 11 зафиксирована на валу 4 и 5 от осевого перемещения стяжными гайками 23 и зажимным колпачком 24. Кроме того, . кольцевая полость 25 между фасонными кольцами 16 и 17 соединены с каналом 26 подвода уплотняющей жидкости.
Шестеренный насос работает следующим образом.
При вращении вала 4 совместно с ним начинают вращаться шестерни 2 и
3, обеспечивая процесс всасывания и нагнетания рабочей жидкости. При этом подшипники 11 полностью отделены от рабочего пространства скользящим кольцевым уплотнением, фасонные кольца 16 и 17 которого, выполненные из материала, обладающего высокимц анти" фрикционными и антикоррозионными свойствами, вращаются совместно с кольцевым выступом 9 внутренней втулки 10 подшипника 11 и поджаты пружинами 18 к торцовой поверхности неподвижного кольца 13, а уплотнительные кольца 19 и 20, выполненные иэ мате1. Шестеренный насос, содержащий корпус, в котором размещены две нахо;дящиеся в зацеплении друг с другом, ! ,подающие жидкость шестерни, каждая ,из которых установлена на своем валу, имеющем по меньшей мере одно ограни- чивающее рабочее пространство, скользящее кольцевое уплотнение с двумя уплотнительными кольцами, расположенными между торцовыми поверхностями внутренней втулки подшипника вала и неподвижного кольца, жестко соединенного с корпусом насоса, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения ресурса работы при перекачивании высоковязких и коррозионных жидкостей, внутренняя втулка подшипника снабжена кольцевым выступом, а скользящее кольцевое уплотнение выполнено в виде двух подпружиненных относительно неподвижного кольца фасонных колец, установленных концентрично друг другу, лежащих в одной радиальной плоскости и размеЩенных в кольцевой полости, образованной радиальными и торцовыми поверхностями вала, кольцевого выступа внутренней втулки подшипника и неподвижного кольца, причем уплотнительные кольца расположены на наружной, поверхности .внешнего фасонного кольца и на внутренней поверхности внутреннего фасонного кольца и сопряжены соответственно с внутренней радиальной поверхностью кольцевого выступа и поверхностью вала, а кольцевая полость между фасонными кольцами соединена с каналом подвода уплотняющей жидкости.
2. Насос по и. 1, о тличаюшийся тем, что каждая внутренняя втулка подшипника зафиксирована
12056 б на валу от осевого перемещения ствжными гайками и зажииным колпачком.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
186293, кл. F 04 С 1/04, 1964,



