Устройство для определения прочности сцепления покрытия с подложкой
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскнк
Соцналисткческик
РЕСлублик ()9И245 (61) Дополнительное к авт-. свид-ву (22) Заявлено 140730 (2! ) 29б6190/25-28 с присоединением заявки М(23) ПриоритетОпубликовано 0703,82. бюллетень Йо 9
Дата опубликования описамия 070382
Р М К з
С 01 И 19/04
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (53} УДК 620.179. .4 (088.8) (72) Авторы изобретения
В.С.Лоскутов, Г.П.Лазаренко, A.È.Åðåìèíà (71) Заявитель (54 ) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОЧНОСТИ
СЦЕПЛЕНИЯ ПОКРЫТИЯ С ПОДЛОЖКОЙ
Изобретение относится к испытательной технике, а именно к устройствам для определения .прочности сцепления покрытий с подложками.
Известно устройство для определения прочности сцепления покрытия с подложкой, содержащее подложку для нанесения покрытия с цилиндрическим отверстием и установленный в отверстии подложки заподлицо с ней штифт . 11.
Недостатком известного устройства является низкая точность определения прочности сцепления, так как при нанесении испытуемого покрытия на под ложку и штифт, покрытие проникает в зазор между ними и увеличивает площадь сцепления.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является устройство для определения прочности сцепления покрытия с подложкой, содержащее подложку для нанесения покрытия, имеющую цилиндрическое отверстие, и установленный в отверстии подложки заподлицо с ней штифт, выполненный в виде цилиндрического стержня с резьбой и усеченной конической головкой. В зазоре между головкой штифта и подложкой установлена коническая шайба, предотвращающая попадание покрытия на боковые стенки отверстия подложки и на боковую поверхность штифта (2).
Недостатком этого устройства является низкая точность определения про ;-ности сцепления покрытия с подложjp кой при испытании,так как после нанесения испытуемого покрытия на подломку и головку штифта-и удаления конической шайбы между штифтом и подложкой образуется зазор, что приводит к образованию свободного пространства под покрытием и разрушению испытуемых покрытий в этом месте.
Цель изобретения — повышение точности определения путем исключения зазора между подложкой и штифтом.
Для достижения поставленной цели отверстие в подложке со стороны испытуемого покрытия имеет коническую поверхность для взаимодействия с головкой штифта, а устройство снабжено упорной гайкой с конической на; ружной поверхностью, установленной. на стержне штифта с воэможностью упора в подложку со стороны, противоло3О ложной испытуемому покрытию.
911245
Формула изобретения
На чертеже изображена схема устройства.
Устройство содержит подложку 1 с цилиндрическим отверстием, которое со стороны испытуемого покрытия имеет коническую поверхность 2, установленный в отверстии подложки 1 заподлицо с ней штифт, выполненный в виде цилиндрического стержня 3 с резь бой и усеченной конической головкой
4, взаимодействующей с конической 10 поверхностью 2 отверстия в подложке
1, упорную гайку 5 с конической наружной поверхностью, установленную на стержне 3 с возможностью упора в подложку 1 со стороны, .противопо- 15 ложной испытуемому покрытию 6. Угол при вершине конической головки 4 штифта и конической поверхности подложки выбирается в пределах 60-120
Устройство работает следующим 70 образом.
В отверстие подложки 1 устанавливают штифт таким образом, чтобы
его головка 4 совпала с конической поверхностью 2 подложки 1. На стержень 3 штифта навинчивают гайку 5 для ее упора в подложку 1. При этом коническая поверхность гайки 5 частично заходит в цилиндрическое отверстие подложки 1, и гайка 5 подтягивает стержень 3 штифта и плотно прижимает его головку 4 к конической поверхности 2 подложки 1, тем самым выбирая зазор между подложкой 1 и головкой 4 штифта.
На установленные заподлицо поверхности подложки 1 и головки 4 штифта наносят испытуемое покрытие 6.
Перед испытанием отворачивают гайку
5 и к стержню 3 штифта прикладывают нагрузку до отрыва покрытия 6 от 40 ь
Ф годложки 1, по величине которой < удят о прочности сцепления.
Устройство позволяет повысить точность определения прочности сцепления покрытия е подложкой при испытании за счет исключения зазора между подложкой и штифтом и предотвращения разрушения покрытия путем подтягивания головки штифта конической гайкой, упирающейся с противоположной стороны в подложку.
Устройство для определения прочности сцепления покрытия с подложкой, содержащее подложку для нанесения покрытия, имеющую цилиндрическое отверстие, и установленный в отверстии подложки заподлицо с ней штифт, выполненный в виде цилиндрического стержня с резьбой и усеченной конической головкой, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью повышения точности определения путем исключения зазора между подложкой и штифтом, отверстие со стороны испытуемого покрытия имеет коническую поверхность для взаимодействия с головкой штифта, а устройство снабжено упорной гайкой с конической наружной поверхностью, установленной на стержне штифта с возможностью упора в подложку со стороны, противоположной испытуемому покрытию.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 65912, кл. G 01 N 19/04, 1954.
2. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2773024/25-28, кл. С 01 и 19/04, 1979 (прототип).
ВНИИПИ Заказ 1106/27 Тираж 883 Подписное
Филиал ППП П"тент", г. Ужгород, ",>ф. Р с.>" ек r«а я, 4

