Устройство для регулирования частоты вращения электродвигателя

 

Союз Советскнк

Соцнвлнстнческнк

Республик

О Л И C А H Ê Е 9о9779

ИЗОБРЕТЕН ИЯ (Sl) Дополнительное к авг. свил-ву (22) заявлено 170780 (21) 2959769/24-0 7 с присоединением заявки И (23) Приоритет (53)М. Кл.

H 02 Р S/06

ЬФРРвтваеык квинтвт

Сбсе вв Флам вэобрвтений н Оарытвр

Опубликовано 280282. Бюллетень № 8

Дата опубликования описания 2802.82 (53) УДК621. 316.

718 5(088.8} (72) Авторы изобретения

В.П. Лянзбург и С. В. Касьянов,1

li

Научно-исследовательский институт элек4цомеханики (73) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к электроме.ханике и может быть использовано в автоматизированном электроприводе.

Известно устройство для регулирования частоты вращения электродвига5 геля с фазовым управлением $1 ).

Недостаток его обусловлен дискретностью фазового регулятора, в результате чего в области низких частот вращения электродвигателя его вал вращается скачкообразно, что вызывает сбои в работе фазорегулятора.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является . устройство, содержащее входной преобразователь.и датчик положения с фор" мирователем угла вращения вала электродвигателя, выходы которых соединены с первыми входами операционных усилителей и через формирователи сигналов - со входами двух триггеров фа- " зового дискриминатора, выходы которо" го соединены со вторыми входами операционных усилителей, выходы которы через узел сравнения соединены с блоком регулирования напряжения, причем фазовый дискриминатор снабжен двумя парами схем совпадения (2 .

Недостатком известного устройства является возможность сбоев в переходных режимах.

Цель изобретения - повышение надежности и увеличение быстродействия.

Поставленная цель достигается тем, что в фазовый дискриминатор дополнительно введена третья пара схем совпадения, причем схемы совпадения второй пары соединены между собой по схеме RS -триггера, прямые и инверсные выходы каждого из триггеров попарно подключены ко входам соответственно первой и второй схем совпадения первой пары, прямой и инверсный выходы соответственно первого и второго триггеров связаны со входами соответственно первой и второй схем совпадения третьей пары, выходы пер90977 вой пары схем совпадения соединены со входами RS-триггера, один из выходов которого подключен ко входам первой и второй схем совпадения соответственно третьей и первой пар, а, второй выход - ко входу. первой схемы совпадения первой пары, выходы первой и второй схем совпадечия третьей пары связаны со входами сброса соответственно второго и первого тригге- ip ров.

На фиг. 1 изображена схема устройства; на фиг. 2-4 - диаграммы сигналов.

Устройство содержит входной преобразователь 1 и датчик положения 2 с формирователем 3 угла вращения вала электродвигателя 4, выходы которых соединены с первыми входами операционных усилителей 5 I 6 и через формирователи сигналов 7 и 8 — со входами двух триггеров 9 и 10 фазового дискриминатора 11, выходы которых соединены со вторыми входами операционных усилителей 5 и 6. Выхо2$ ды усилителей 5 и 6 через узел 12 сравнения соединены со входом блока

3 регулирования напряжения, выход которого соединен с электродвигателем

4. Прямые выходы триггеров 9 и 10 соединены со входами схемы 14 совпадения первой пары, а инверсные.выходы - со входами схемы 15 этой пары. Инверсные выходы схем 14 и 15 и входы этих схем соединены со входа- Зз ми схем совпадения 16 и 17 второй пары, соединенных по схеме RS-триггера. Инверсный выход схемы 16 соединен со входами схем совпадения 18 и 19 третьей пары, вторые входы кото- рых соедин ны соответственно с прямым выходом триггера 9 и инверсным выходом триггера 10. Инверсные выходы схем 18 и 19 соединены соответственно со входами сброса триггеров

10 и 9, Устройство работает следующим образом.

На выходах преобразователя 1 и

Формирователя 3 формируются пилооб- 59 разные сигналы 0„„и Q, частоты которых соответствуют требуемой и действительной частоте вращения электродвигателя 4, а величины этих сигналов определяют требуемое и фактическое угловое положение его вала.

Формирователи 7 и 8 формируют им.пульсные сигналы Q> и Q в виде пос"

9 4 ледовательностей пауз между импульсами. Передние фронты пауз между импульсами 0 и Q g соответствуют по 8peMeHI скачкообразным изменениям сигналов U „и U соответственно (фиг. 2„ показано стрелками). Длительность пауз стабилизируется схемой формирователей, в качестве которых могут быть использованы, например, одновибраторы, запускаемые перепадами напряжений 0 п, 0 я, т.е. частота следования передних фронтов пауз пропорциональна частоте вращения электродвигателя 4.

Рассмотрим работу фазового дискриминатора (ФД) 11.

Предположим, kTO вначале частота вращения электродвигателя 4 меньше требуемого значения, определяемого частотой f импульсов сигнала U no П off этому частота f>9 импульсов сигнала

0>e fSS Г„п нарастание сигнала

0 в идет более медленно, чем сигнала

0 я (Фиг. 2). До момента времени исходное состояние сигналов Q

= О, Q - =0 и ФД на работу устройства не влияет. На выходах операционных усилителей 5 и 6 формируются напряжения 0 . и U, пропорциональные по величине напряжения 01П,0 я .0 =

= к 0 я, Ug = KU @, где к - коэффициент пропорциональности. В частном случае к = 1, На выходе схемы 12 сравнения возникает сигнал ошибки

М = 0чп-0 1 (при к - I), нарастаеций во времени; Напряжение питания, подаваемое на электродвигатель 4, также возрастает во времени пропорционально величине сигнала ошибки Ь0, вследСтвие чего частота вращения электродвигателя Q увеличивается.До момента времени t элементы ФД име1 ют след аощее исходное состояние: а, = 0, = 0, Q )„S а„-, =

Q Q =- 1. В момент времени t задним фронтом импульса сигнала Q ъ перебрасывается триггер 9 в состояние Qy 1, = О. Состояние остальных элемейтов ФД (фиг. 1) не изменяется.

Напряжение сигнала Q равно U ll<, операционный усилитель суммирует напряжение сигналов 9 H Оуя . 05 =

= 0 по+ Оуп. Поэтому напряженйе

0 продолжает возрастать, несмотря на то, что напряжение 0 п в момент времени t < скачком уменьшилось до нуля, при этом сигнал ошибки b U u

5 909 частота вращения Q увеличиваются.

Так продолжается до момента времени когда напряжение О п уменьшается до нуля, а напряжение U< до величины

U 0, задаваемой сигналом Q>. Сигнал ошибки Ь0 в этот момент времени сохраняет положительное значение: 6 U =

= Up Ugg tде Ups С Up stpt <

Поэтому частота вращения Q. продолжает возрастать, но с меньшим темпом.

Задний фронт импульса Q подтверждает включение триггера 9 в состояние

1. Так продолжается до момента времени t, когда фоомируется задний фронт импульса 0 включающий триггер 9.

1, 0 6 = О, так как сигнал Q 4 к

44 моменту времени имеет значение

1. Переход сигнала П в состоя - 6 нйе а 6= О вызывает измейение состоя4 ния сигнала на выходе схемы 15:

1 к моменту времени Т . На этом

t2 и заканчивается переходный процесс в фазовом дискриминаторе, который оказывается в исходном состоянии

1о Qg= „„ =0, = Q = аЛ9= l. Длительность этого

49 переходного процесса определяется частотными свойствами микросхем и находится в пределах одной или не-!

5 скольких микросекунд. Частота импульсив U è О„язачастую находится в диапазоне 0-100 Гц, поэтому на фиг. 2 переходные состояния сигналов показаны на их диаграммах в виде кратковременных просадок, которые не влияют на процесс регулирования частоты вращения электродвигателя 4.

Так как в момент времени

25 (tg на Фиг.3) триггер 9 переходит в исходное состояние, то напряжение

0 уменьшается на величину ОО, но сигнал ошибки и частота вращения продолжают возрастать (фиг. 2).

5я Описанный процесс переключения

ЭД периодически повторяется до момента времени t<, когда вследствие увеличения частоты вращения электродвигателя 4 соотношение между f @ и

35 изменяется: (В ) f><, и на интервале 4-t6 располагаются два перепады напряжения U g в моменты времени и и t6. В момент времени t6 включается триггер 10 (Q„ = 1), а в момент вре40 мени t начинается процесс его выключения (фиг. 3), где тг5 соответствует

t>, фиг.2). В момент времени с„. (фиг. 3) задним фронтом импульса Q> триггер 9 переводится в состояние

45, (в момент времени с, 4), при этом на входе схемы 14 возникает комбинация Q = ОЛО= 017= 1, которой соответствует ал4= О (t„5 ), что пр водит к перебросу К6-триггера:

5О 46

1 (й ), 0ЛТ= О (t47) На вход схемы 18 образуется состояние сигна" лов Q = 1, О 6= 2, вследствие чего на выходе схемы 18 формируется сигнал 04 = О (t4 ), который вызывает сброс триггера 10 в исходное состоя ние ЯЛО= О (с48). Переход 0 от 1 к

О в момент времени „ приводит к возникновению на входе схемы 14 комби

--0,=0 1, а„,= О, у

На фиг. 3 в увеличенном масштабе показаны процессы в фазовом дискриминаторе, а именно, как в момент времени t4 переключается триггер 9 в состояние Q = 1, а в момент времени t< начинается переключение триггеров

10. После завершения переходного процесса в момент времени t > триггер

10 имеет состояние Q<4,. l. При этом на входах схемы 14 совпадения образуется комбинация сигналов 09 0

= а т= 1, вследствие чего схема 14

41 переходит в состояние 0„4-. О. На входах схемы 16 образуется комбинация сигналов 0 = О, а т = О поэтО > лт му она переходит в состояние ал6= 1 за время t -t<, что приводит к переходу противоположного плеча RS-триггера в состояние а„ = 1 и образованию на входе схемы 18 комбинации сиг. налов Q = 046 †1, которая переводит схему 1о в состояние алв= О к моменту времени t6. Сигнал ал = О, воздействуя на вход к триггера 10,сбрасывает его в исходное состояние а, = J, — — 1, которое устанавливается по окончании переходного процесса в момент времени t> . На вход схемы 12 поступает комбинация сигна" лов Q 6= Q«= 1, которой соответствул6 ет сигнал Q =.О, поступающий на

49 > вход сброса триггера 9 и вызывающий

его переход в исходное состояние (Qt О) на интервале времен.; te-t9 °

Но этот переход приводит к образованию на входах схем 15 и.18 комбинаций сигналов,19 —— 0„ = 04 = 1 и

Q = О, 0 6= 1 сООтветственнО пО ко»

9 торым формируются к моменту времени сигналы Q = О и 04 = 1. В свою

Ло Л очередь, сигнал QÄ<= О вызывает переброс RS -триггера в состояние

779 6

7 9097 на ее выходе сигнал Q < 1 при .Ц причем, формирование сигнала

Q44- =1 происходит независимо от состояния сигнала и, так как в мо мент времени t„ }„y = О. Так как равенство Q = 0 равносильно равенст10 ву QЛ = 1, на выходе схемы 19 в момент времени t e образуется группа сигналов О„о= Q — = 1, которой соотЛ6 ветствует состояйие Qgp= 0 (tgp), 10 вызывающее сброс триггера 9 в исходное состояние (). При этом на входе схемы 15 возникает сочетание

l}yg= Q9 = Q 6= 1 которому соответствует Qg5 О (igq ) . Одновременно 15 состояние сигналов на входах схемы

18 нарушается (Q > = О, О = 1), что приводит к изменению состояния ее выхода (}л9 1 (рл ). Сигнал }Л5= О вызь вает сброс Р5-триггера в исходное у0 состояние Q„„= 1 (tz ), 4 . = О (Ф ), что приводит к восстановлению исходных сигналов Q -= 1 Q4< 1. На

1ъ этОм процесс выключения триггера 10 завершается. Зыходное напряжение сиг- 25 нала Я„, равное Uo, напряжение U>g суммируются операционным усилителем

6: U< — — Uo + О, а сигнал ошибки

Й0 изменяет свою полярность

;фиг. 2)> вследствие чего электродви- 50 гатель 4 переходит в режим т";зможения и его частота вращения Я. снижается. Этот режим продолжается до тех пор, пока вследствие снижения частоты вращения электродвигателя 4 на интервале времени tg-й„л не возникнут подряд два перепада напряжения

О!1и (» 9, t<0 ), вследствие чего вступит в работу триггер 9, как это описано выше. Сигнал ошибки вновь изменит 40 свою полярность, и устройство перейдет в режим стабилизации частоты вращения, величина которой определяется сигналом N>. При увеличении (уменьшении) сигнала 14> частота импульсов 45 сигнала U è крутизна нарастания их напряжения возрастают (уменьшаются), вследствие чего увеличивается (уменьшается ) частота вращения.

Таким образом достигается регулирование частоты вращения электродвигателя в широком диапазоне.

79 8 ются триггеры 9 и 10 на входе схемы

14 в момент времени t возникает комбинация сигналов Q 9 — — Q = !} = 1

Ю Л7 вследствие чего изменяется состояние сигнала Q в момент времени

Q<+= О, что приводит к перебросу

Р. -триггера: Q<<= 1 qt4.), Q =. О

/ 1

Л6 и ,t ). На входе схемы 18 возникает комбинация Q9 = Q

6 лт как Я =- 1, на входе схемы 19 образуется сочетание Ол = Q = 1, которому отвечает равенство Q = О pter-ty).

Обнуление выхода схемы 19 приводит к сбросу триггера 14 в исходное состояние: Q 9 = 0 (t - te), ÷òî обусловливает возникновение на входе схемы

15 комбинации сигналов Q 9= Ол =

«Й7 — 1 и вследствие этого — переход фя е нуяееое состояние: Q := О

Л5 (tg ty что вызывает переброс

g9-триггера в исходное состояние (} — — 1, Q<®= О. Кроме того, в момент времени tg схема 18 переходит в состояние О = 1. Переброс R5 -триггера приводит к переходу схемы 19 в состояние Q >-- 1. На этом заканчивается переходный процесс, в результате которого оба триггера 9 и lO оказываются в исходном состоянии Qy =

= Q<<= О. Как и в предыдущем случае, длительность переходного процесса определяется частотными свойствами микросхем, и поэтому находится в пределах одной или нескольких микросекунд. На диаграммах Q 9 и Q формируются при укаэанных переключениях в виде коротких пиков, не влияющих на работу устройства. Итак, совпадение во времени фронтов импульсных сигналов на входах фазового дискриминатара не приводит к появлению сигналов на его выходе.

Рассмотрим режим одновременного скачка сигналов U >!! и 0 18от макси" мального значения до нуля, чему соот- 55 ветствует совпадение во времени С, задних фронтов импульсов Q> и Q < (фиг.4). Этими фронтами перебрасываТаким образом, переключение элементов. дискриминатора происходит последовательно во времени, что исключает появление сбоев при переключениях. Совпадение во вРемени сигналов на входах дискриминатора воспринимается

Формула изобретения

9 90 им как отсутствие этих сигналов.Все это обусловливает четкую работу устройства без сбоев, что повышает его надежность. Отсутствие ложных сигналов при совпадении фронтов входных сигналов исключает бросы частоты вращения электродвигателя и тем самым уменьшает время переходного процесса.

Устроиство для регулирования частоты вращения электродвигателя,содержащее входной преобразователь и датчик положения с формирователем угла. вращения вала электродвигателя, выходы которых соединены с первыми входами операционных усилителей и через формирователи сигналов - с входами двух триггеров фазового дискриминатора, выходы которых соединены с вторыми входами операционных усилителей, выходы которых через узел сравнения соединены с блоком регулирования напряжения, причем фазовый дискриминатор снабжен двумя парами схем совпадения, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью повышения надежности и увеличения быстродействия, 9779 10 в фазовый дискриминатор дополнительно введена третья пара схем совпадения, причем схемы совпадения второй пары соединены между собой по схеме

РЯ-триггера, прямые и инверсные выходы каждого из триггеров попарно подключены к входам соответственно первой и второй схем совпадения первой пары, прямой и инверсный выходы соот1О ветственно первого и второго триггеров связаны с входами соответственно первой и второй схем совпадения третьей пары, выходы первой пары схем совпадения соединены с входами

15 К триггера, один из выходов которого подключен к входам первой и второй схем совпадения соответственно третьей и первой пар, а второй выход - к входу первой схемы совпадения первой щ пары, выходы первой и второй схем совпадения третьей пары связаны с входами сброса соответственно второго и первого триггеров.

25 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

N 474891, кл. Н 02 Р 5/06, 1971.

2. Авторское свидетельство СССР зо по заявке и 2475289/24-07, кл. Н 02 Р 5/0б, 1977 (прототип).

909779

Составитель Ю. Воробьев

Редактор А.Фролова Техред И.Гергель Корректор И.Демчик

Заказ 908/76 Тираж 719 Подписное

ВИИИПМ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, I-35 Рауаская наб., д. ч/5

Филиал ППП "Патент", г, Ужгород, ул.Проектная, 4

Устройство для регулирования частоты вращения электродвигателя Устройство для регулирования частоты вращения электродвигателя Устройство для регулирования частоты вращения электродвигателя Устройство для регулирования частоты вращения электродвигателя Устройство для регулирования частоты вращения электродвигателя Устройство для регулирования частоты вращения электродвигателя Устройство для регулирования частоты вращения электродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к системам управления реверсивными вентильными электроприводами постоянного тока с раздельным управлением групп вентилей преобразователя, и может быть использовано в металлургической, бумагоделательной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к электротехнике, в частности к позиционным электроприводам постоянного тока, и может быть использовано для автоматизации металлорежущих станков, электромеханических роботов и других механизмов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к системам стабилизации скорости вращения двигателей постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического управления для регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока
Наверх