Контактный узел
(72) Автор изобретения
В. М. Фрыгнн (7! ) Заявитель
Куйбышевский политехнический институт им. В. В. Куйбышева (54) КОНТАКТНЫЙ УЗЕЛ
Изобретение относится к электротехнике, в частности к контактным узлам с эластичными промежуточными контактами, пропитанными токопроводяшим материалом.
Известен контактный узел, содержащий подвижный электрод и неподвижные электроды, выполненные в виде плоских шин со сложенными вдвое пористыми эластичными прокладками, пропитанными токопроводящим материалом (1).
Недостатком известного контактного узла
1О является низкая долговечность за счет окисления рабочих поверхностей прокладок.
Цель изобретения — повышение долговечности.
Поставленная цель достигается тем, что коиIf тактный узел, содержащий подвижный электрод и неподвижные электроды, выполненные в виде плоских шин со сложенными вдвое пористыми эластичными прокладками, пропитаи26 ными токопроводящнм материалом, содержит подпружиненные к краю шин полэуны .с открытыми камерами, в которых расположены пористые эластичные прокладки, подвижные концы которых закреплены у края камер полз унов.
На фиг. изображен контактный 1 узел, вид сбоку; на фиг. 2 — неподвижный контакт, вид со стороны подвижного контакта.
Контактный узел содержит подвижным электрод l и неподвижные электроды 2, выполненные в виде плоских шнн со сложенными вдвое пористыми эластичнымн прокладами 3, пропитанными токопроводящим материалом; например жидким металлом. Нижние слои прокладки 3 закреплены соответственно на поверхностях неподвижных электродов 2 и яа неподвижной площадке 4. Верхние слои прокладки 3 прикреплены к упругим тонким покрытиям 5, например, при помощи клея БФ.
Пористые эластичные прокладки 3 расположены в открытых камерах 6 ползунов 7, которые подпружинсны пружинами 8 к краю шин. Ползун 7 покрывает сверху покрытие
5, а отогнутые его края входят в зацепление с направляющими 9. Подвижные концы прокладок 3 закреплены у края камер 6 ползунов 7.
909721
Риа1
ВНИИПИ Заказ 902/73 Тираж 758 Подписное
Филиал ППП "Патент", г,ужгород, ул.Проектная,4
В выключенном состоянии неподвижные электроды 2 разъединены. Подвижный электрод 1 располагается на нижнем слое прокладки 3, укрепленной на площадке 4. Электрод 1 как во включенном, так и в выключенном состоянии удерживается фиксатором (не показан). В выключенном состоянии ползун 7 прижимается к подвижному электроду 1 пружиной 8, а полэун 7, принадлежащий электродам 2 — пружинами 8 к выступам 10.
При включении электрод 1 перемещается по направлению к электродам 2. При этом ! верхний слой прокладки 3, расположенный иа-площадке 4, перемещается по нижнему вслед за электродом 1 за счет усилия пружины 8.
Верхние же слои прокладок 3, расположенных иа электродах 2, сдвигаются электродом 1.
Так как покрытие 5 выполнено иэ твердого, но легко гнущегося упругого материала, а ползун 7 из боле8 жесткого, то верхние слои эв прокладок 3 при коммутациях скользят по. нижним слоям, не создавая между ними пустот, образуя лишь одну перемещающуюся на границе перехода верхнего слоя в нижний складку.
Во включенном состоянии верхний слой, zg расположенный на площадке 4 прокладки 3, покрывает ее нижний. Коммутируемая цепь замкнута через нижние слои прокладок 3, рас положенных на электродах 2, и через подвижный электрод 1.
Отключение устройства производится перемещением подвижного электрода 1 в направлении, противоположном направлению включения.
При этом работа прокладки 3, расположенной на площадке 4, происходит так же, как прокладок 3, расположенных на электродах 2 при включении, а последние работают так же, как прокладка 3, расположенная на площадке
4, при включении.
В предлагаемом контактном узле верхние слои прокладок не имеют участков, выходящих за пределы нижнего слоя, и поэтому надежнее защищают контактирующие поверхности от окисления, что повышает долговечность узла.
Формула изобретения
Контактный узел, содержащий подвижный электрод и неподвижные электроды, выполненные в виде плоских шин со сложенными вдвое пористыми эластичными прокладками, пропитанными токопроводящим материалом, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения долговечности, узел содержит подпружиненные к краю шин ползуны с открытыми камерами, в которых расположены пористые эластичные прокладки, подвижные концы которых закреплены у края камер ползунов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1, Авторское свидетельство СССР 8Р 660112, кл, Н 01 Н 29/00, 1977 (прототип).

