Планировочная машина
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 11.06.80 (21) 2940649/22-08 с присоединением заявки ¹вЂ” (23) Приоритет 09.01.80 (51) М. К .
Е 02 F 3/62
Государственный комнтет
СССР
Опубликовано 28.02.82. Бюллетень № 8
Дата опубликования описания 05.03.82 (53) УДК 631.312..72 (088.8) ло делам нэооретеннй н открытий
В. А. Ксендзов, П. Ж. Жунисбеков и С. (72) Авторы изобретения
Казахский ордена Трудового Красного сельскохозяйственный институт Мини сельского хозяйства СССР (71) Заявитель (54) ПЛАНИРОВОЧНАЯ МАШИНА
Изобретение относится к сельскохозяйственному и мелиоративному машиностроению, а именно к землеройным машинам послойного резания, в частности к машинам, предназначенным для планировки поверхности поля.
Известна планировочная машина, включающая тягач, раму, опирающуюся на передний и задний опорные мосты и рабочий орган, выполненный в виде ковша, неподвижный относительно рамы в работе (1). 1О
Однако такая машина отличается большой металлоемкостью, плохой маневренностью и недостаточным качеством планировки на краях поля.
Известна также планировочная машина, включающая тягач, ковш, соединенный двуп лечим рычагом с датчиком, задний опорный мост ковша с гидроцилиндром управления и гидросистему автоматического регулирования положением ковша с гидрораспределителем, связанным с двуплечим рычагом (2). эо
Недостатком известной машины является то, что ее гидросистема автоматического регулирования обеспечивает поддержание ковша на определенном расстоянии по отношению к одной точке-полозу, являющемуся ее датчиком, копирующим рельеф поверхности поля. Поэтому нож ковша в работе описывает линию, эквидистантную рельефу поверхности, если не учитывать запаздывание в автоматической системе, и эффект планировки незначителен. Кроме того, наблюдается систематическое накопление погрешностей в положении планируемой в текущий момент поверхности по отношению к первоначальной.
Цель изобретения — повышение качества планировки и улучшение маневренности.
Поставленная цель достигается тем, что ковш шарнирно соединен с тягачом, гидрораспределитель смонтирован на ковше, а датчик выполнен в виде длиннобазовой балки с самоустанавливающимися колесами и направляющими роликами, при этом ковш имеет закрепленную на нем и пропущенную через направляющие ролики стойку, с которой с возможностью возвратно-постуиательного перемещения соединен один из концов двуплечего рычага.
На фиг. 1 изображена планировочная машина, общий вид; на фиг. 2 — то же, в транс909028 портном положении; на фиг. 3 — узел связи датчика со стойкой ковша; на фиг. 4 — гидросистема автоматического регулирования; на фиг. 5 — положение планировочной машины при повороте направо; на фиг. 6 — то же, при повороте налево.
Планировочная машина включает тягач l, ковш 2, соединенный двуплечим рычагом 3 с датчиком 4, задний опорный мост
5 ковша с гидроцилиндром 6 управления и гидросистему автоматического регулирования положением ковша - с гидрораспределителем 7, связанным с двуплечим рычагом 3. Ковш 2 шарнирно соединен с тягачом путем опирания на точку прицепа 8.
Гидрораспределитель 7 смонтирован на ковше, а датчик 4 выполнен в виде длиннобазовой балки с самоустанавливающимися колесами 9 и направляющими роликами 10, при этом ковш имеет закрепленную на нем и пропущенную через направляющие ролики стойку 11, с которой с возможностью возвратно-поступательного перемещения соединен один из концов двуплечего рычага. С тягачом датчик 4 соединен посредством тяги
12, имеющей на концах шаровые шарниры, и закрепленных на нем роликов 10, которые обеспечивают свободные вертикальные перемещения датчика 4.
Выбором длины стойки 11, зазора о между стойкой 11 и роликами 10, свободно вращающихся на осях 13 и опирающихся сбоку на пластинки 14,и расположением датчика 4 по высоте в зависимости от рельефа поверхности обеспечивают перекос в продольной плоскости больше, чем возможные перекосы от копирования рельефа поля. Длина тяги 12 и расположение стойки 11 на ковше 2 таковы, что обеспечивают необходимое удаление датчика 4 от тягача 1 для свободы маневра при поворотах направо и налево. Рычаг 3, служащий для передачи вертикальных перемещений от точки А датчика 4 на гидрораспределитель 7 автоматич еской системы, корпус которого жестко закреплен на ковше планировочной машины, соединен подвижно со стойкой 1, Силовой гидроцилиндр 15 одностороннего действия также, как и силовые цилиндры 6 служит для подъема ковша 2 и датчика 4 в транспортное положение. Гидравлическая система автоматического регулирования положения ковша планировщика включает в себя гидросистему трактора с золотником 16 гидрораспределителя, обратные клапаны
17, 18 и гидрозамки 19, 20 для запирания полостей цилиндров 6, служащих для регулировки глубины срезки в рабочем положении и в транспортном положении цилиндра 15, служащего совместно с цилиндрами 6 для перевода датчика 4 и ковша 2 в транспортное положение. Перевод планировщика в рабочее положение осуществляется установкой золотника 16 трактора в положение
«Опускание» (указанное стрелкой) . При
15 этом слив масла из гидроцилиндра 15 происходит под действием веса датчика 4 рельефа и возвратной пружины гидроцилиндра
15. От золотника 16 масло подается по гидрошлангу, обозначенному сплошной линией к гидрораспределителю 7.
Планировочная машина работает следующим образом.
При ее движении переднее самоустанавливающееся колесо 9 длиннобазового датчика 4 перемещается по неспланированной поверхности поля, копируя его рельеф, а заднее колесо 9 — по спланированной поверхности.
При копировании передним опорным колесом 9 возвышенности датчик рельефа 4
;:отклоняет рычаг распределителя 7, переводя золотник 16 распределителя 7 в позицию
l5 зо
Зэ
5э
«Подъем». Масло подается через гидрозамок
20 в верхние полости гидроцилиндров 6. При этом происходит подъем ковша 2 до момента, пока золотник гидрораспределителя 7 не возвратится в нейтральное положение, соответствующее исходному заданному положению.ковша 2 по отношению к точке А датчика рельефа 4. В нейтральном положении распределителя 7 масло через обратный клапан 18 уходит на слив. При этом обратный клапан 17 заперт.
При копировании передним колесом 9 впадины относительно спланированной поверхности поля датчик 4 рельефа отклоняет рычаг распределителя 7, переводя его золотник в позицию «Опускание». Масло подается через гидрозамок в нижние полости гидроцилиндров 6. При этом происходит опускание ковша 2 до момента, пока золотник гидрораспределителя 7 не возвратится на нейтральное положение, перекрыв доступ масла в гидроцилиндр 6. Аналогично происходит регулирование при копировании неровностей рельефа колесами заднего опорного моста 5.
При копировании ими, например понижении или образовании более глубокой колеи, ковш с закрепленным на нем корпусом распределителя 7 перемещается вниз. Так как в начальный период заглубления точка А датчика 4 по вертикали неподвижна (предполагаем, что колеса 9 в этот момент движутся по ровной поверхности), то золотник распределителя 7 сместится вверх относительно его корпуса, открывая доступ масла в силовой цилиндр 6. Действие гидравлической системы автоматического регулирования таково, что она стремится возвратить ковш 2 в первоначальное положение по отношению к датчику 4. Для указанного периода копирования поршень силового цилиндра 6 выдвигается, поднимая ковш 2 вверх до момента, пока золотник распределителя 7 не станет в нейтральное положение, перекрыв доступ масла в гидроцилиндр 6, Это произойдет при достижении первоначального положения ковша.2 по отношению к датчику рельефа 4.
909028
Формула изобретения а. г
Таким образом, действие гидросистемы автоматического регулирования заключается в стремлении поддерживать ковш 2 в неизмененном положении по отношению к точке А датчика 4 рельефа.
Перевод планировщика в транспортное положение производится установкой золотника 16 распределителя в позицию «Подъем», т.е. против стрелки. При этом масло подается по гидрошлангу, обозначенному пунктирной линией, к одностороннему гидроцилиндру 15 для подъема передней части датчика
4 рельефа и через гидрозамок 19 к верхним полостям гидроцилиндров 6. При этом обратный клапан 18 заперт и масло не подается к распределителю 7. При достижении транспортного положения золотник 16 распределителя 7 устанавливается в позицию
«Нейтральное».
Предлагаемая планировочная машина имеет значительно меньшую металлоемкость за счет отсутствия массивной рамы и обеспечивает необходимый эффект планировки за счет уменьшения смещения по вертикали рабочего органа ковша от среднего уровня микрорельефа при разнесении рамы датчика облегченной конструкции на всю физическую длину, а также обладает хорошей маневренностью.
Планировочная машина, включающая тягач, ковш, соединенный двуплечим рычагом с датчиком, задний опорный мост ковша с гидроцилиндром управления и гидро» систему автоматического регулирования положением ковша с гидрораспределителем, связанным с двуплечим рычагом, отличаюи1аяся тем, что, с целью повышения качества планировки и улучшения маневренности, 1в ковш шарнирно соединен с тягачом, гидрор аспределитель смонтирован на ковше, а датчик выполнен в виде длиннобазовой балки с самоустанавливающимися колесами и направляющими роликами, при этом ковш имеет закрепленную на нем и пропущенную через направляющие ролики стойку, с которой с возможностью возвратно-поступательного перемещения соединен один из концов двуплечего рычага.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Каталог В/0 «Союзсельхозтехника», Сельскохозяйственная техника. М., «Колос», 1967, с. 300.
2. Авторское свидетельство № 506337, кл. А 01 В 13/00, Е 02 F 3/62, 1974 (прото25 тип).
909028
Редактор Н. Кишеля
Заказ?89/39
Составитель М. Орлова
Техред А. Бойкас Корректор,Л. Бокшан
Тираж ?11 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент>, r. Ужгород, ул. Проектная, 4




