Способ определения эффективности глушителя турбомашины

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик нн907412 (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 02.06.80 (21) 2935054/25-06 с присоединением заявки М (23) Приоритет— (51) М. Кл.

G 01 М 15/00

1осударственный комитет по делам нзабретеннй н открытий

Опубликовано 23.02.82. Бюллетень № 7 (53) УДК 621.438, .001 42 (088 8) Дата опубликования описания 23.02.82 (72) Авторы (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТ11ВНОСТИ

ГЛУШИТЕЛЯ ТУРБОМАШИНЫ

Изобретение относится к борьбе с шумом и звуковой вибрацией, преимущественно в авиационных турбомапл»нах и в частности к способам определения эффективности шумоглушения глушителя.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является способ определения эффективности глушителя турбомашины, путем регистрации сигналов широкополосной и дискретной составляющих спектра шума при изменении частоты вращения ротора турбомашины, с последующей оценкой эффективности шумоглушителя для смеси составляющих спектра шума для кажцой составляющей в отдельности, по разности измеренных величин с глушителем и без него.

Указанный способ вследствие более высокой разрешающей способности анализа позволяет уменьшить влияние широкополосных случайных шумов на результаты измерений дискретных составляющих (1) .

Однако достоверность определе.н»я эффективности шумоглушения в значительной степени зависит от отношения интенсивностей дискретной составляющей и широкополосного случайного шума. Если они соизмеримы, то достоверность определения эффективности глушителя становится нецостаточным и выявить раздельное влияние глушителя на эти составляющие не представляется возможным.

Кроме того, указанный способ позволяет определить акустические характеристики турбомашин и их глушителей только на выбранных скоростных режимах работы двигателя, что требует больших затрат времени для про ведения измерения на всех нормируемых режимах и, связанное с этим увеличение расхода топлива и выработки ресурса, Цель изобретения — повышение точности.

Поставленная цель достигается тем, что после регистрации сигналы шума дополнительно подвергают узкополосному следящему анализу на частотах определяемых нз соотношеnZm»» f> з = пЕп, .»б где Ещ — число рабочих лопаток m-го колеса турбомашины;

n — частота вращения ротора; — расстройка по частоте = 0 5 и

907412 4 соответственно, для турбомашины с глушите// // лем„а h«i (f,) и Ьп!(тг 3) — ингенсивности акустических сигналов на частотах f, и

f> з, соответственно, для турбомашин без глушителя, Такой способ позволяет повысить точность определения эффективности шумоглушителя.

Форм ула изобретения

Способ определения эффективности глушителя турбомашины, путем регистрации сигналов широкополосной и дискретной составляющих спектра шума при изменении частоты вращения ротора турбомашины, с последующей оценкой эффективности шумоглушения для смеси составляющих спектра шума и для каждой составляющей в .отдельности по разности измеренных величин с глушителем и без него, отличающий ся тем что,сцелью повышения точности, после регистрации сигналы шума дополнительно подвергают узкополосному следящему анализу на частотах определяемых из соотношения иЕ/!! и f э = иЕ !!! +Д, где Z и! — число рабочих лопаток m-го колеса турбомашины; и — частота вращения ротора; — расстройка по частоте 0,5

Оценку эффективности шумоглушения для смеси, производят на частоте fi, для широкополосной составляющей на частотах f г з, а для .дискретной составляющей по соотношению

Ahg = 5h9 IiI — ДЬ,п Д6 — 10Г9 (1 — Š— 9- )

Оценку эффективности 1пумоглчшения для смеси производят на частоте f, для широкополосной составляющей на частотах f> и для дискретной составляющей по соотношению

II

ДЬ9 = Ahg + m — ДЕ!и — Dhg — 10 89 — 10 (1 1 МЗ )

10 где 4hgim — эффективность шумоглушения для смеси широкополосной и дискретной составляющих;

ДН и, — эффективность шумоглушения для широкополосной составляющей шума;

II

ДЬ9 — соотношения уровней mvMa в дискретной и широкополосной составляющих, измеренных на частоте 1,, без глушителя.

На фиг, 1 приведена упрощенная структурная схема, реализующая длишь и способ; на фиг. 2 — типичный участок спектрограммы 2п акустического сигнала, где приняты следующие обозначения: L(t) и и (t) — акустические сигналы и сигналы частоты вращения двигателя соответственно; 1 и 2 — следящие узкополосные анализаторы; Ь(иЕиг) и Ь(идти! +Д) — 25 интенсивности шума на частотах fi = иЕ!и и 1г э = >Zm +Д соответственно.

Акустический сигнал h(t) и сигнал частоты вращения n(t) одновременно подают на узкополосные следящие анализаторы 1 и 2, ЗО которые перестраиваются от сигнала n(t) (папример, от тахометра двигателя) . Анализатор 1 настраивают на частоту дискретной составляющей f,, а анализатор 2 настраивают на частоту f», который измеряет интенсивность ! широкополосного случайного шума около частоты fi

Плавно изменяя скорость вращения ротора п вычисляют соотношение уровней шума на частотах fi u fq 3 для. турбомашины без глушителей. где дЬ9 !ч — "f1+IIi (fi) — !щ (!г!з)

Оценку эффективности шумоглушения производят по разности для смеси дискретной

/П и широкополосной составляющей шума

Д1iЧ h 9 (fi} h 9 (fi) разности для широкополосного шума ДЬg

= hIIi(f,з — h (fa,3) и отдельно для дискретной составляющей из соотношения: — эффективность шумоглушения для смеси широкополосной и дискретной составляющих; — эффективность шчмоглушения для широкополосной составляющей шума; — соотношения уровней шума дискретной и широкополосной составляющих измеренных на частоте f, без глушителя.

Ahg = Ahg + m — ДЬп — ДЬ9—

10lg(1 Е --"g ), 10 где hg+III (fi) и h III(f з) — интенсивности акустических сигналов на частотах fi и 1

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. рефераты докладов íà Vl научно-технической конференции по авиационной акусгике.

И., ЦАГИ, 1978, с. 232 — 233.

907412 д Ущ-Л n Zm tt Ущ+3 фиа Г

Составитель Г. Романов

Техред И.Нинц

Корректор А. Гриценко

Редактор А. Шандор

Заказ 580/51

Подтисное

Тираж 883

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ определения эффективности глушителя турбомашины Способ определения эффективности глушителя турбомашины Способ определения эффективности глушителя турбомашины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх