Трубопроводный компенсатор
Союз Соввтсинк
Соцмапнстнчесинк
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
F 16 L 51/02
3Ьеударстаанвв кемитет
СССР ав делам взебретенив и вткрытк(1
Опубликовано 23.02.82. Бюллетень М 7
Дата опубликования описания 23.02.82 (53) УДК 621.643.
43 (088.8) (72) Авторы изобретения
А. Л. Матвеев, В. Г. Пильтенко и В. В. Шишков (71) Заявитель (54) ТРУБОПЮВОДНЫЙ КОМПЕНСАТОР
Изобретение относится к трубопроводной технике, а именно к устройствам систем подачи воздуха в летательном аппарате.
Известен компенсатор для трубопроводов системы кондиционирования воздуха летательного аппарата, содержащий присоединигельные патрубки, связанные между собой ограничителем их взаимного перемещения и гофрированной оболочкой. Ограничитель выполнен в виде биметаллических пластин, каждая из которых образована полосами из материалов с разными коэффициентами линейного расширения (1) .
Недостатком компенсатора является малая величина рабочего давления, так как для того, чтобы распрямить биметаллические пластины, и тем самым возвратить компенсатор в исходное состояние, достаточно небольшого осевого усилия.
Известен также трубопроводный компенсатор, содержащий присоединительные патрубкн, герметизирующую гофрированную оболочку и раэгружаюшее устройство, снабженное центральным стержнем, жестко соединенным с биметаллическими пластинами, каждая из которых расположена радиально и опирается свободным концом на один из присоединительных патрубков (2) .
Однако у компенсатора величина рабочего давления также невелика, так как распорное осевое усилие от действия избыточного давления воздуха может выпрямить биметаллические пластины, согнуть их в другую сторону и даже вывести из зацепления с прнсоединительным патрубком и разорвать компенсатор.
Кроме того, биметаллические пластины расположены своими плоскостями поперек потока воздуха, чем обуславливают большое гид19 равлическое сопротивление компенсатора, поэтому данный компенсатор применим ири ограниченных величинах давлений и расходов рабочего тела.
Цель изобретения — расширение, диапазона
20 использования компенсатора.
Эта цель достигается тем. что между вен ральным стержнем и биметаллическими пла тинами введена ступица. соединенная и i; i,i источники информации, 30 принятые во внимание при экспертизе
3 90733 ством резьбового соединения с центральным стержнем и жестко с биметаллическими пластинами.
На фиг. 1 показан компенсатор, разрез; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1.
Компенсатор содержит присоединительные патрубки 1 и 2, соединенные между собой герметизирующей гофрированной оболочкой 3.
В присоединительном патрубке 2 с помощью стоек 4 и гайки 5 жестко закреплен централь- п ный стержень 6, имеющий на свободном конце винтовую поверхность 7, взаимодействующую с внутренней винтовой поверхностью в ступице &. К ступице 8 жестко присоединены биметаллические пластины 9, расположенные радиально и ориентированные поверхностью с меньшей площадью вдоль оси компенсатора. Свободные концы биметаллических пластин опираются иа присоединительный патрубок
1 в пазах 10.
Компенсатор работает следующим образом.
При наличии избыточного давления воздуха в системе н нормальной температуре распорные осевые усилия, равные произведению величины избыточного давления на площадь поперечного сечения трубопровода, замыкаются между собой через стойки 4, центральный стержень 6, винтовую поверхность 7, ступицу 8 и биметаллические пластины 9 н не передаются на опоры трубопроводов.
При повышении температуры рабочей среды биметаллические пластины 9 начинают про гибаться, (пунктирная линия на фиг. 2) и проворачивают ступицу 8. Вращательное движение ступицы 8 винтовой поверхностью
7 преобразуется в поступательное движение центрального стержня 6. Распорные осевые усилия при этом замыкаются через центральI 4 ный стержень 6 и не передаются на опоры трубопроводов. Уменьшение длины компенсатора равно сумме удлинений трубопроводов системы, расположенных между жесткими опорами системы. Это достигается подбором материалов биметаллических пластин и шагом винтовой поверхности, Предлагаемое техническое решение эначи4 тельно расширяет диапазон использования компенсатора по давлению и расходу, Формула изобретения
Трубопроводный компенсатор, преимущественно для воздушных систем летательного аппарата, содержащий концевые патрубки, герметизирующую оболочку и разгружающее устройство в виде центрального стержня, связанного с концевыми патрубками посредством стоек и биметаллических пластин, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью расширения диапазона использования, между центральным стержнем и биметаллическими пластинами установлена ступица, соединенная посредством резьбового соединения с центральным стержнем и жестко с биметаллическими пластинами.
1. Авторское свидетельство СССР N 672806, кл. F 16 1 51/02, 1977.
2. Авторское свидетельство СССР ло заявке
N 2657473, кл. В 64 0 13/00, 1978 (прототип) .


