Узел разгрузки дискового клапана (его варианты)
ОП ИСАНИЕ
ИЗЬБРЕТЕ Н ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик ()905568 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 01.02.80 (21) 2877258/25-08 (51) М.К .
F 16 К 39/02 с присоединением заявки № 2877259/25-08 и
2877260/25-08 (23) Приоритет —, Гасударственный кемнтет
Опубликовано 15.02.82. Бюллетен(№ 6. (53) УДК 621.646 (088.8) ло делам наебретеннй н аткрмтий
Дата опубликования описания 25.02.82 (72) Автор изобретения
Э. 3. Гуревич
Киевское специализированное производ предприятие «Спецэнергоавтомати (71) Заявитель (54) УЗЕЛ РАЗГРУЗКИ ДИСКОВОГО КЛАПАНА (ЕГО ВАРИАНТЫ) 1
Изобретение относится к арматуростроению и может найтн применение в клапанах для регулирования расхода жидкой или газообразной среды в различных технологических процессах, например, на тепловых электрических станциях для регулирования питания водой паровых котлов.
Известен дисковый клапан, запорный орган которого кинематически связан с разгрузочным плунжером, расположенным в камере, соединенной обводными каналами с напорной и силовой частями трубопровода, причем кинематическая связь выполнена в виде проставочного шпинделя, воспринимающего действие плунжера, перемещаемого давлением рабочей среды, подаваемой в камеру по обводным каналам (1). . Недостатками этого клапана являются сложность конструкции и невозможность применения его при больших давлениях и расходах рабочей среды, поскольку происходит отрыв дискового запорно-регулирующего органа от седла.
Наиболее близкой конструкцией по технической сущности к предлагаемой является конструкция узла разгрузки дискового клапана, содержащего связанные с корпусом и шпинделем клапана цилиндр и, установленный в нем, плунжер с активными поверхностями большей и меньшей площади, образующими полости, сообщенные с напорным и сливным трубопроводами. Этот узел
s разгрузки обеспечивает возможность использования клапана на больших давлениях и расходах рабочей среды123.
Однако наличие в зоне подвижных элементов четырех уплотняемых разъемов усложняет конструкцию и снижает надежность устройства. Кроме того, использование центральной части плунжера под подшипники и шпиндель приводит к увеличению диаметра цилиндра и, следовательно, всего узла разгрузки.
Цель изобретения — упрощение конструкции, уменьшение габаритов и повышение надежности.
Указанная цель достигается тем, что в плунжере выполнена расточка, образующая с его активной поверхностью меньшей площади полость, сообщенную со сливным трубопроводом, а полость, образованная активной поверхносТью большей площади с внутренней поверхностью цилиндра, сообщена с напорным трубопроводом, причем
905568 плунжер связан со шпинделем через подвижную опору, связанную с корпусом.
По другому варианту цель достигается тем, что плунжер жестко связан с корпусом, а цилиндр связан со шпинделем.
Г1о третьему варианту цель достигается тем, что цилиндр снабжен охватывающим его хомутом, посредством которого плунжер связан со шпинделем, и установленной в полости цилиндра перегородкой, разделяющей активные поверхности плунжера.
На фиг. 1 — 3 изображены варианты выполнения узла разгрузки дискового клапана.
На фиг. 1 основными элементами узла разгрузки, расположенного вне корпуса дискового клапана, у свободного конца шпинделя 1, второй конец которого сочленен с запорно-регулирующим органом, являются цилиндр 2, установленный в нем плунжер 3 с расточкой, плунжер 4 с активной поверхностью меньшей площади, уплотненный, как и плунжер 3, уплотнительным кольцом 5, и подвижная опора 6. Полость 7, образованная активной поверхностью плунжера
3 (большей площади) с внутренней поверхностью цилиндра 2, и полость 8, образованная поверхностью расточки плунжера4 (меньшей площади), сообщены каналами 9 и !О и соединительными трубками (не показаны), соответственно, с напорным и сливными трубопроводами.
Цилиндр 2 через опорные детали 11 и 12, установленные, например в бугеле клапана, жестко связан с корпусом клапана. Плунжер 4 через радиально-упорный шарикоподшипник 13 (набор шариков, собираемых через боковое отверстие, закрытое винтом
14) связан со шпинделем и установлен с возможностью совместного со шпинделем осевого перемещения.
Плунжер 3 опирается на подвижную опору 6, установленную в опорной детали 12 и выполненную в виде набора разрезных двуплечих рычагов или в виде эластичной прокладки. Опора 6, в свою очередь, взаимодействует с плунжером 4. т. е. плунжер 3 связан со шпинделем 1 через подвижную опору 6, плунжер 4 и подшипник 13. Связь плунжера 3 со шпинделем 1 может быть выполнена и непосредственно через подвижную опору 6.
На фиг. 2 узел разгрузки, расположенный у свободного кольца шпинделя 1, содержит цилиндр 2, закрытый уплотненной крышкой
3, и расположенный в нем грибообразный плунжер 4, уплотненный по двум диаметрам кольцами 5. Надпоршневая 6 и подпоршневая 7 полости, образованные цилиндром и активными поверхностями плунжера, сообщены каналами 8 и 9, выполненными в плунжере, и соединительными трубками, соответственно, с напорным и сливным трубопроводами.
2$ з
3$
4$
Плунжер 4 через опорную деталь 10, установленную,например у бугеле клапана, жестко связан с корпусом клапана. Цилиндр 2 через крышку 3 и радиально-упорный шарикоподшипник 11 связан со шпинделем 1 и установлен с возможностью совместного со шпинделем осевого перемещения относительно плунжера.
На фиг. 3 узел разгрузки, расположенный у свободного конца шпинделя 1, содержит цилиндр 2, разделенный перегородкой 3 на две части, входящие в его расточки плунжеры 4 и 5, уплотненные кольцами 6, и хомут 7, охватывающий цилиндр и плунжеры
Подпоршневая 8 и надпоршневая 9 полости, образованные расточками цилиндра и плунжерами, сообщены каналами 10 и 11, выполненными в цилиндре, и соединительными трубками (не показаны) соответственно с напорным и сливным трубопроводами. Цилиндр 2 через опорные детали 12 и 13, установленные, например в бугеле клапана, жестко связан с корпусом клапана. Плунжеры 4 и 5 через охватывающий их хомут 7 и радиально-упорный шарикоподшипник 14 связаны со шпинделем 1 и установлены с возможностью совместного со шпинделем осевого перемещения относительно цилиндра.
Узел разгрузки дискового клапана работает следующим образом.
Давления в полостях 7 и 8 (фиг. 1), 6 и 7 (фиг. 2), 8 и 9 (фиг. 3), сообщенных обводными каналами с напорным и сливным трубопроводами, равны, соответственно, давлениям до клапана Р> и после клапана Р . Под действием этих давлений плунжеры 3 и 4 (в варианте узла разгрузки, п редставленном на фиг. 1), цилиндр 2 через крышку 3 и подшипник 1! (фиг. 2), плунжеры 4 и 5 — через хомут7 и подшипник 14 (фиг. 3) воздействуют в осевом направлении на шпиндель 1, а через него— на запорно-регулирующий орган клапана, изменяя давление прижатия его к седлу (не показано).
При этом усилия, передаваемые на шпиндель плунжерами 3 и 4 (фиг. 1) плунжерами 4 и. 5 (фиг. 3), направлены встречно: усилие от плунжера 3 (фиг. 1), обусловленное перепадом давлений Р,-Р и передаваемое через подвижную опору 6, плунжер 4 и подшипник 13, уменьшает контактное давление между запорно-регулирующим органом и седлом (разгружает запорно-регулирующий орган), а усилие от плунжера 4 (фиг. 1) нагружает запорно-регулирующий орган. Аналогичным образом, усилие, обусловленное давлением Р (фиг. 2), способствует разгрузке, а усилие от P, — нагрузке.
Для варианта на фиг. 3 усилие от плунжера 4 уменьшает контактное давление, способствуя разгрузке, а усилие от плунжера 5 — нагружает запорно-регулирующий орган.
905568
Величина и знак результирующего усилия, передаваемого от узла разгрузки на запорно-регулирующий орган, определяются величинами давлений Р, и Р,, рабочих площадей плунжеров и цилиндра, воспринимающих эти давления, и соотношением размеров (плеч рычагов) подвижной опоры 6 (фиг. 1).
Площади, воспринимающие давление Р, больше, чем площадь, воспринимающая давление Р1 . При больших перепадах давлений на клапане, когда P, )) P2. и запорно регулирующий орган с большой силой прижимается к седлу, шпиндель 1 передает на запорно-регулирующий орган от узла разгрузки значительное усилие разгрузки, которое уменьшает контактное давление между запорно-регулирующим органом и седлом до оптимальной величины: По мере снижения перепада уменьшается и усилие прижатия. Еще быстрее падает усилие разгрузки, которое при некотором расчетном перепаде становится равным нулю. При дальнейшем уменьшении перепада усилие, воспринимаемое шпинделем, меняет свой знак и прижимает запорный орган к седлу, обеспечивая герметичность при малых перепадах давлений, а также при отсутствии перепада (Р, = Р ).
Технико-экономическая эффективность узла разгрузки по предлагаемому изобретению заключается в упрощении конструкции, поскольку число уплотнений в зоне подвижных элементов уменьшено вдвое, соответственно, вдвое уменьшено и количество уплотнительных поверхностей, требующих высокой точности и чистоты обработки.
Уменьшение количества требующих уплотнения разъемов повышает надежность узла, а использование центральной части плунжера, которая в устройстве занята под подшипники и шпиндель, а также усиление усилия, передаваемого подвижной опорой, обеспечивает уменьшение габаритов цилиндра и всего узла разгрузки.
Формула изобретения
1. Узел разгрузки дискового клапана, содержащий связанные с корпусом и шпинделем клапана цилиндр и, установленный в нем, плунжер с активными поверхностями большей и меньшей площади, образующими полости, сообщенные с напорным и сливным трубопроводами, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, уменьшения габаритов и повышения надежности, в плунжере выполнена расточка, образующая с его активной поверхностью меньшей площади полость, сообщенную со сливным о трубопроводом, а полость, образованная активной поверхностью большей площади с внутренней поверхностью цилиндра, сообщена с напорным трубопроводом, причем плунжер связан со шпинделем через подвижную опору, связанную с корпусом. 5 2. Узел разгрузки дискового клапана, содержащий связанные с корпусом и шпинделем клапана цилиндр и, установленный в нем, плунжер с активными поверхностями большей и меньшей площади, образующими полости, сообщенные с напорным и сливным трубопроводами, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, уменьшения габаритов и повышения надежности, плунжер жестко связан с корпусом, а цилиндр связан со шпинделем.
3. Узел разгрузки дискового клапана, содержащий связанные с корпусом и шпинделем клапана цилиндр и, установленный в нем плунжер с активными поверхностями большей и меньшей площади, образующими полости, сообщенные с напорным и сливным
30 трубопроводами, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, уменьшения габаритов и повышения надежности, цилиндр снабжен охватывающим его хомутом, посредством которого плунжер связан со шпинделем, а в полости цилиндра установлена разделяющая активные поверхности плунжера перегородка.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 393525, кл. F !6 К 31/12, 1967.
2. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2565971/25-08, кл. F 16 К 31/122, 1978 (прототип).
905568
Редактор И. Касарда
Заказ 335/52
Составитель Т. Колясннская
Техред А. Бойкас Корректор В. Синицкая
Тираж 980 Подписное
ВНИИ ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4




