Зубчато-рычажный кулисный механизм
(72) Автор иэобретеяия
А.С. Кашкин (7l ) Заявнтель (54) ЗУБЧАТО-РЫЧАЖНЫЙ КУЛИСНЬЙ МЕХАНИЗМ
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано ! в машинах-автоматах с периодическим движением звеньев, время выстоя которых можно изменять.
Известен зубчато-рычажный кулисный механизм, содержащий стойку, дифференциальную зубчатую передачу, ползун, жестко связанные с ведущим валом водило и кривошип, шарнирно связанные со стойкой и с полэуном центральные .ведущее и ведомое зубчатые колеса дифференциальной зубчатой передачи, два жестко связанные между собой и шарнирно с водилом сателлита, два вала, с одним из которых жестко связана вращающаяся кулиса, взаимодействующая с ползуном, второй ползун, шарнирно связан- . ный с вращающейся кулисой, жестко связанную со вторым валом качающуюся кулису, взаимодействующую со вторым ползуном, два шарнирно связанных между собой и соответственно один— со стойкой, второй — с качающейся кулиСой рычага и винт, шарнирно свя эанный со стойкой 1 j.
Недостатком этого механизма является то, что регулировка времени
S выстоя осуществляется двумя параметрами, что ведет к сложности рeryлирования.
Цель изобетения — упрощение регу10 лирования выстоя ведомого центрального зубчатого колеса дифференциальной зубчатой передачи.
Указанная цель достигается тем, что винт выполнен с двумя нарезками, отношение шагов которых равно отношению межосевого расстояния ведущего вала и вала качающейся кулисы к межосевому расстоянию ведущего вала и вала вращающейся кулисы, а механизм снабжен ползунами-гайками, взаимодействующими с разными нарезками винта и шарнирно связанными с валами соответственно качающейся и вращающейся кулис, и дополнительньо винтом с дополнительным ползуном-. гайкой, шарнирно связанным с валом качающейся кулисы и имеющим шаг, рав ный шагу основного ползуна-гайки, шарнирно связанного с этим валом, дополнительно центральным зубчатым колесом, жестко связанным с ведущим центральным зубчатым колесом, зубчатым колесом, жестко связанным с валом качающейся кулисы, паразитным !О зубчатым колесом, шарнирно связанным с осью шарнира рычагов, двумя равными зубчатыми колесами, жестко связанными с винтом с двумя нарезками и с дополнительным винтом, паразитным 15 зубчатым колесом, зацепляющимся с двумя разньми зубчатыми колесами и шарнирно связанным со стойкой.
На чертеже изображена кинематическая схема зубчато-рычажного кулис-2!! ного механизма.
Механизм содержит стойку 1, ползун 2, жестко связанные с ведущим валом 3, водило 4 и кривошип 5, шарнирно связанные со стойкой и с 25 ползуном 2 центральные ведущее н ведомое зубчатые колеса 6 и 7 дифференциальной зубчатой передачи, два жестко связанные между собой и шарнирно — с водилом 4 сателлита 8 и 9, щ два вала 10 и 11, из которых 10 жест. ко связан с вращающейся кулисой 12, взаимодействующей с ползуном 2, в .орой ползун 13, шарнирно связанный ьращающейся кулисой 12, жестко связанную с валом 11 качающуюся кулису 14, взаимодействующую со вторым ползуном 13, два шарнирно связанных мо>.,ду собой рычага 15 и 16, из которых один 15 шарнирно связан со стойкой, а второй 16 — с качающейся
0 кулисой 4, и винт 7, шарнирно связанкый со стойкой 1, выполненный с двумя нарезками 18 и 19, отношение шагов которых равно отношению межосе. „ ваго расстояния ведущего вала 3 и вала 11 качающейся кулисы 14 к межосевому расстоянию ведущего, вала 3 и вала 10 вращающейся кулисы 12. Механизм снабжен ползунами-гайками
56
20 и 21, взаимодействующими соответственно с нарезками 19 и 18 винта 17 и шарнирно связанными с валамп 1О и 11.
Механизм также содержит дополнительный винт 22 с дополнительным ползуном-гайкой 23, шарнирно связанным с валом 11 качающейся кулисы 14 и имеющим шаг, равный шагу основного
905547 4 ползуна-гайки 21, шарнирнд связанног с валом 1 1, дополнительное центральное зубчатое колесо 24, жестко связанное с ведущим центральным зубчаты колесом 6, зубчатое колесо 25, жестко связанное с валом !! качающейся кулисы 14, паразитное зубчатое коле-со 26, шарнирно связанное с осью шарнира рычагов 15 и 16. Два равных зубчатых колеса 27 и 28 жестко связаны с винтом 17 и с дополнительно винтом 22 и паразитное зубчатое колесо 29, зацепляющееся с колесами
27 и 28, шарнирно связано со стойкой 1.
Механизм работает следующим образом.
При вращении кривошипа 5 приходи1 ,во вращение кулиса 12, которая через второй ползун 13 сообщает качательное движение кулисе 14 ° Одновременно с кривошипом 5 водило 2 приводит во вращение ведущее центральное зубчатое колесо 6 и через жестко связанные между собой сателлиты 8 и 9 ведомое центральное зубчатое колесо 7.
На определенном угле поворота кривошипа 5 ведущее центральное зубчатое колесо 6 и водило 4 имеют разные скорости, что обеспечивает остановку ведомого центрального зубчатого колеса 7 ° Угол поворота кривошипа 5, при котором ведомое центральное зубчатое колесо 7 имеет остановку, может изменяться от нуля до 260
Изменение угла поворота кривошипа 5, соответствующего остановке ведомого центрального зубчатого колеса 7, осуществляется за счет вращения винта 17 и 22,,связанных зубчатыми колесами 27-29. При вращении винтов 17 и 22 ползуны .гайки 21;
20 и 23 перемещаются с одинаковой скоростью, что ведет к перемещению вала 10 вращающейся кулисы 12 и вала
11 качающейся кулисы 14, а следовательно к изменению упомянутых ранее межосевых расстояний, между которыми существует линейная зависимос ть, Остановка ведомого центрального зубатого колеса 7 обеспечивается при передаточных отношениях j.69 - 1 и = -8,6, одинаковых зубчатых колес 6 и 24. аЗ
Таким образом, при Вращении кривошипа 5 и ведущего центрального колеса 6 ведомое центральное зубчатое
905547 колесо 7 имеет периодическую остановку, время которой можно изменять за счет вращения зубчатого колеса
27 или 28.
Данное устройство позволяе t pery лировать время выстоя периодически вращающегося ведомого центрального колеса дифференциальной зубчатой передачи. формула изобретения
Зубчато-рычажный кулисный меха,низм содержащий стойку, дифференФ
15 циальную зубчатую передачу, ползун, жестко связанные с ведущим валом водило и кривошип, шарнирно связанные со стойкой и с ползуном центральные ведущее и ведомое зубчатые колеса дифференциальной зубчатой передачи, 20 два жестко связанные между собой и о шарнирно с водилом сателлита, два вала, с одним из которых жестко связана вращающаяся кулиса, взаимодей25 ствующая с ползуном, второи. ползун, шарнирно связанный с вращающейся кулисой, жестко связанную с вторым валом качающуюся кулису, взаимодействующую с вторым ползуном, два шарнирно связанных между собой и соот- 30 ветственно первый — со стойкой, второй - c качающейся кулисой рычаг и винт, шарнирно связанный со стоикой,отличающийсятем, что, с целью упрощения регулирова- 35 ния выстоя ведомого центрального зубчатого колеса, винт выполнен с двумя нарезками, отношение шагов которых равно отношению межосевого расстояния ведущего вала и вала качающейся кулисы к межосевому расстоянию ведущего вала и вала вращающейся кулисы, а механизм снабжен ползунами-гайками, взаимодействующими с разными нарезками винта и шарнирно связанными с валами соответственно качающейся и вращающейся кулис, и дополнительным винтом с дополнительным полэуном-гайкой, шарнирно связанным с валом качающейся кулисы и имеющим шаг, равный шагу основного ползуна-гайки, шарнирно связанного с этим валом, дополнительным центральным зубчатым колесом, жестко связанным с ведущим центральным зубчатым колесом, зубчатым колесом, жестко связанным,с валом качающейся кулисы, паразнтным зубчатым колесом, шарнирно связанным с осью шарнира рычагов, двумя равными зубчатыми колесами, жестко связанными с винтом с,цвумя нарезками и с дополнительным винтом, паразитньм зубчатым колесом, зацепляющимся с двумя равными зубчатыми колесами и шарнирно связанным со стойкой
Источники информацки, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
М -б38775, кл. F 16 Н 3/20, 1977 (прототип) .
905547
Составитель К.Матвеев
Техред N.Tenep
Редактор H.Ãîðâàò
Корректор Г.Огар
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ. 334/5! Тираж 980 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
I!3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4!5



