Подшипниковый узел скольжения
О П И С А Н И Е ()903603
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 17.07.80 (21) 2956333/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—
Опубликовано 07.02.82. Бюллетень № 5
Дата опубликования описания 17.02.82 (51) М. Кл.
F 16 С 33/04
Государстееииый конитет (53) УДК 621.822..5 (088.8) па делан изобретеиий и открытий (72) Авторы изобретения
В. И. Игольников, P. М. Матвеевский и А.
Челябинский политехнический институт и (71) Заявитель (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ СКОЛЬЖЕНИЯ
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах трения машин, работающих в условиях тяжел ых нагрузок.
Известен подшипник скольжения, содержащий вал и корпус с размещенным в его углублении подпружиненным смазочным вкладышем (1) .
Однако для такого, подшипника характерна недостаточная эффективность смазки трущихся поверхностей.
Кроме того, этому изобретению в значительной мере присущ недостаток многих подшипниковых узлов с твердой смазкой.
При вращении вала на его поверхности, покрытой смазкой, в результате трения об опорную поверхность, имеющую незначительные неровности, образуется микрорельеф в виде кольцевых рисок. Этот микрорельеф при трении вкладыша о вал полностью им копируется. Граничные контактирующие между собой слои смазки на вапу и вкладыше, имеющие одинаковый профиль, начинают скользить друг по другу и перенос смазки практически прекращается, что также отрицательно сказывается на долговечности узла.
Цель изобретения — повышение долговечности подшипникового узла за счет улучшения смазывания.
Поставленная цель достигается тем, что вал выполнен с наклонной кольцевой каs навкой, а узел снабжен охватывающей смазочный вкладыш обоймой, один из торцов которой размещен в наклонной кольцевой канавке вала.
Такое выполнение узла скольжения обеспечивает постоянный контакт вкладыша со смазываемой поверхностью вала, а наличие выступа у обоймы, входящего в наклонную кольцевую канавку на валу, обеспечивает осевое возвратно-поступательное перемещение смазочного вкладыша по валу, что позволяет разрушать одинаковый микрорельеф слоев мазки вала и контактирующего с ним смазочного вкладыша.
Это обеспечивает высокое качество смазки и повышает тем самым долговечность узла.
На фиг. 1 изображен подшипниковый узел скольжения с твердой смазкой, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1.
903603
Формула изобретения
Составитель Б.Моисеева
Редактор Л. Гратилло Texред А. Бойкас Корректор А. Дзятко
3а к аз 71/17 Тираж 797 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Устройство (фиг. 1 и 2) содержит корпус 1, охватывающий вал 2, смазочный вкладыш 3, размещенный в углублении 4 корпуса 1, обойму 5 с упругим элементом в виде плоской пружины 6 для поджатия смазочного вкладыша 3 к валу 2. Плоская пружина 6 поджата к смазочному вкладышу 3 регулировочным винтом 7, установленным в крышке 8. Выступ 9 обоймы 5 входит в направляющую наклонную кольцевую канавку 10, выполненную на валу 2. Крышка
8 зафиксирована на корпусе 1 винтами 11.
Устройство работает следующим образом
Вал 2, вращаясь, снимает слой смазки с поджатого к нему плоской пружиной 6 смазочного вкладыша 3.
Выступ 9 обоймы 5, входящей в канавку 10, перемещается по ней при вращении вала 2, задавая тем самым обойме 5 со смазочным вкладышем 3 возвратно-поступательное перемещение по валу 2 в осевом направлении.
В процессе вращения вала 2, на распределившейся по поверхности трения вала 2 смазке, контактирующей с внутренней по верхностью корпуса 1, образуется свой микрорельеф (фиг. 3) в виде кольцевых рисок.
Этот микрорельеф периодически разрушается за счет осевого возвратно-поступательного перемещения смазочного вкладыша 3 по валу 2.
Использование предлагаемого изобретения обеспечивает улучшение смазывания за счет равномерности и постоянной обновляемости слоя смазки, что в свою очередь положительно сказывается на долговечности подшипникового узла с твердой смазкой.
Подшипниковый узел скольжения, содержащий вал, корпус с углублением и установленный в нем подпружиненный смазочный вкладыш, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности узла, вал выполнен с наклонной кольцевой канавкой, а узел снабжен охватывающей смазочный вкладыш обоймой, один из торцов которой размещен в наклонной кольцевой ка навке вала. зе
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Воронков Б. Д. Подшипники сухого трения. «Машиностроение», 1979, с. 49 (прототип).

