Задняя бабка металлорежущего станка
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ . СВИДИТВЛЬСТВУ (61) Дополнительное к аат. саид-ау (22) Заявлено 22.1 070 (21) 2830286/25-08 с нрисоеаинениеш заявки М (23) Приоритет
Опубликовано 070282 < бюллетень МЬ 5
Дата опубликования описания 070282 (5l)M. Кл.
В 23 В 23/00
3Ъеударетеапвй квинтет
СССР
IIo делам нзебретеннй н отхрытнй (53} УДК 621 941. 2 (088. 8) В Щ„ ; ; „ - ;с;
i ИА"! Ел; с;6,. абко Р1 11 -" Е .,А1." ""
ЬИЬЛи„"„ е (72) Авторы изобретения
Я.И.Менделевский, В.Я. Эглитис и С.М. (71) заявители (541 ЗАДНЯЯ БАБКА МЕТАЛЛОРЕЖУЩЕГО CTAHKA
Изобретение относится к области станкостроения.
Известна задняя бабка металлорежущего станка, содержащая корпус со смонтированным в нем с воэможностью вращения и осевого перемещения на гидростатических подшипниках центр, и привод осевых перемещений центра, выполненный в виде гидроцилиндра, поршень которого воздействует на центр, а также полость слива смазки из радиальных гидростатических подшипников (11.
Недостатком известной конструкции является ее невысокие эксплуатацион1j ные характеристики.
Целью изобретения является улучше,ние эксплуатационных характеристик.
Для достижения поставленной цели в корпусе выполнены расточки, а на
20 центре закреплена шайба, причем поршень гидроцилиндра размещен в одной из указанных расточек и выполнен в виде кольца, на одной иэ торцовых поверхностей которого закреплена крышка, а на другой — втулка с.каналами, размещенная в другой расточке корпуса и охватывающая центр, образуя упорные гидростатические подшипники с поверхностями центра и шайбы, 4 при этом шайба размещена в отверстии кольца, а крышка образует с поверхностями кольца и втулки полость слива из упорных гидростатических подшипников, которая сообщена каналами втулки с полостью слива смазки из радиальных подшипников.
На чертеже приведен схематически в разрезе пример исполнения задней бабки по изобретению.
Бабка содержит корпус 1. В коргусе 1 вйполнены карманы 2 гидростатических радиальных подшипников, каждьй из которых через каналы 3, входные дроссели 4 по магистрали 5 сообщен с источником 6 подачи смазки.
Дросселъные выходные щели 7 отделяют карманы 2 от полостей 8 слива смазки, 3 90 сообщенных магистралями 9 с источником 6 подачи смазки. В корпусе l .монтирован с возможностью вращения и осевого перемещения центр 10, на одном конце которого выполнен конус 11, а на другом — цилиндрическая шейка 12 и торцовая поверхность
13. В корпусе l бабки выполнена расточка 14, в которой размещен поршень 15 привода осевого перемещения центра 10. Поршень 15 выполнен в виде кольца, имеющего торцовые поверхности 16 и 17 и отверстие 18. На торцовой поверхности 16 закреплена болтами 19 втулка 20, торец 21,.который ограничивает полость 8 слива смазки. Втулка 20 имеет отверстие
22, охватывающее с зазором 23 цилиндрическую шейку 12 центра 10. На шейке 12 выполнена кольцевая канавка 24, сообщенная каналом 25 в центре 10 с полостью 26 в корпусе 1, Полость 26 магистралью 2? сообщена с источником 6 подачи смазки. На заднем торце 28 центра 10 болтами
29 закреплена шайба 30. На торцовой поверхности 13 центра 10 и на торцовой поверхности 31 шайбы 30 выполнены карманы 32 и 33 упорных гидростатичвских подшипников, отделенные выходными дроссвльиыми щелями
34 и 35 от полости 36 олива смазки.
Шайба ЗО размещена в отверстии 18 поршня 16. Полость 36 слива смазки ограничена крьппкой 37, закрепленной болтами 38 на торце поршня 15, и . сообщена каналами 39 во втулке 20 с полостью 36 слива смазки. На тор" це корпуса 1 болтами 40 закреплена крьпнка 41. Между крышками 41 и
37 может быть установлена пружина
42. Полости 43 и 44 сообщены каналами 45 и 46 через золотниковый распределитель 47 и магистраль 48 с источником 6 подачи смазки. Позицией 49 обозначено обрабатываемое изделие.
Задняя бабка работает следующим образом. Смазка под давлением от источника 6 по магистрали 5, каналам
3 через входные дроссели 4 подается под давлением в карманы 2 радиальных гидростатических подшипников и вытекает иэ них через выходные дроссельные щели 7 в полости 8 слива смазки. Этим известным в технике образом обеспечивается центрирование и поддержание центра 10 относительно корпуса 1. По магистрали 27 смаз2980 4 ка под давлением от источника 6 подается в полость 26 в корпусе 1, и
rto каналу 25 в центре 10 поступает в кольцевую канавку 24, далее про- ходит через входной дросселирующий зазор 23 в карманы 32 и 33 упорных гидростатических подшипников, откуда она вытекает через торцовые выходные дроссельные щели 34 и 35 в полость 36 слива смазки. Этим иэве5
1О стньм в технике образом образуется
I центрирование и поддержание центра
10 относительно кольца 29 и поршня
15. Смазка иэ полости 36 слива по каналам 39 сливается в полость 8
1 .слива и иэ нее по магистралям 9 возвращается в резервуар источника 6 подачи смазки. Перед использованием задней бабки, по магистрали 48 смазка через эолотниковый распределитель
46 подается в полость 44 и давление смазки в полости 44 перемещает поршень 15 в осевом направлении (вниз по чертежу), сжимая пружину 42. При этОм через упорные Гидростатические поднипники с карманами 32 и 33 порнянь 15 перемещает эа собой центр 10.
Обрабатываемое изделие 49 устанавливается на станок, например в патрон (не показан), после этого переклочеиием золотникового распределителя 46 подача смазки иэ магистрали 48 в полость 44 прекращается и осуществляется подача смазки в полость 43. Поршень 15 под давлением смазки в полости 43 и под действием пружины 42 перемещается вверх (по чертежу), перемещая через упорные гидростатические подшипники с карманами 32 и 33 центр 10 к обрабатывае40 мому иэделию 49. Конус 11 на центре
10 центрирует, поджимает обрабатываемое изделие 49 и поддерживает его в процессе вращения и обработки.
При возрастании нагрузки на центр 10, например, в направлении вниз по чертежу, высота выходной дроссельной щели 34 уменьшается, а высота выходной дроссельной щели 35 увеличивается, в результате чего гидросопротивление выходу смазки из кармана 32 через щель 34 возрастает и давление в кармане 32 возрастает, а гидросопротивление выходу смазки нз кармана 33 через щель 35 уменьшается и давление в кармане 33 уменьшается. Образующаяся разность давлений смазки в карманах 32 и 33 обусловливает возникновение осевой
5. 902980 силы, противодействующей нагрузке т на центр 10 и удерживающей его в щ исходном положении. Р
Таким образом, благодаря выпол- и нению задней бабки металлорежущего . 5 в станка по предлагаемому изобретению и отпадает необходимость в перемещении ц корпуса задней бабки, либо в пере- и мещении дополнительной пиноли, и необходимость создания специально, 10 т предназначенных для этого гидроста- . т тических направляющих, так как испол- в нение задней бабки по изобретению з обеспечивает возможность осевых пе- г ремещений самого центра без выполне- )$ ния специальных гидростатических к направляющих, В результате повышается в жесткость и точность задней бабки к за счет ликвидации лишних садыков в дополнительных направляющих. Храме 20 с того, существенно упрощается конструкция задней бабки, и снижаются с энерго-затраты на обеспечение питания дополнительных гидростатических к . направляющих, Таким образси, предла" 25 н гаемая задняя бабка обладает улуч- в шеннон эксплуатационными характеристиками.
Формула изобретения
Задняя бабка металлорежущего станка, содержащая корпус со смоиированньо в нем с возможностью вра- ения и осевого перемещения на гидостатических подшипниках центр, и ривод осевых перемещений центра, ыполненный в виде гидроцилиндра, оршень которого воздействует на ентр, а также полость слива смазки з радиальных гндростатических подшипников, отличающаяся ем, что, с целью улучшения эксплуаационных характеристик, в корпусе
ыполнены расточки, а на центре акреплена шайба, причем поршень идроцилиндра размещен в одной из указанных расточек и выполнен в виде ольца, йа одной из торцовых поерхностей которого закреплена крьапа, а иа другой - втулка с каналами размещенная в другой расточке корпуа и охватывающая центр, образуя упорные гидростатическне подшипники поверхностями центра и шайбы, при этом шайба размещена в отверстии ольца, а крьшвса образует с поверхостями кольца и втулки полость слив из упорных гидростатических подшипников, которая сообщена каналами тулки с олостью слива смазки as радиальных подшипников.
Источники ин4юрмации, принятые во внимание при экспертизе
). Патент СИИ )) 3533316Ä кл. 82-2, )970.



