Электрическая машина
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 22.04.80 (21) 2913831/24-07 с присоединением заявки Лев (23) Приоритет— (51) M. Кл
Н 02 К 9/04
Гасударственный комлтет
Опубликовано 30.01.82. Бюллетень Хе 4
Дата опубликования описания 05.02.82 (53) УДК 621.313..713 (088.8) Ilo делам нзобретевкй и открытий
И. М. Зоненштейн, Б. В. Ивачев, В. А. От и В. А. Кондратьев (72) Авторы изобретения
Чаренцаванский станкостроительный завод Всес объединения «Союзтяжстанк го (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА ря (1).
Изобретение относится к электрическим машинам и может быть использовано в автоматизированных электроприводах и электроприводах бытового назначения.
Известна электрическая машина с полым немагнитным якорем и системой возбуждения, размещенной вне объема якоИз-за большого немагнитного зазора, размеры немагнитной системы этих машин повышены и при размещении индуктора снаружи полого якоря габаритные размеры и масса электрической машины в целом значительно больше по сравнению, например, с электрическими машинами такой же мощности, имеющие ферромагнитный зубчатый якорь.
Известна электрическая машина с полым якорем, содержащая консольно закрепленный на несущей втулке полый немагнитный якорь, в объеме которого расположен индуктор, корпус и подшипниковые щиты, причем охлаждение машины осуществляется естественным путем, т. е. тепловые потери отводятся с якоря через корпус в окружающую среду (2) .
АН И (90215
Однако электрическая машина известной конструкции из-за эффективной системы охлаждения имеет низкие массо-габаритные показатели.
Цель изобретения — улучшение габарит5 ных и динамических показателей за счет интенсификации охлаждения.
Поставленная цель достигается тем, что в электрической машине с полым якорем, содержащей консольно закрепленный на несущей втулке полый немагнитный якорь, в объеме которого расположен индуктор, корпус и подшипниковые щиты, на боковой поверхности несущей втулки расположены вентиляционные лопатки, а в подшипниковом щите и корпусе имеются отверстия для входа и выхода охлаждающего воздуха, расположенные со стороны, противоположной лопаткам.
На чертеже представлена предлагаемая электрическая машина с полым якорем, разго рез
Предлагаемое устройство содержит полый немагнитный якорь 1, консольно закрепленный на несущей втулке 2, на боковой поверхности которой расположены вентиляционные лопатки 3. Внутри полого яко902155
Формула изобретения
1а
4-д б
Составитель Л. Карцева
Редактор М. Янович Техред A. Бойкас Корректор С. Illoìàê
Заказ 12412/66 Тираж 718 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ря размещен индуктор, состоящий из полюсов 4 и ферромагнитной ступицы 5, причем, между соседними полюсами 4 индуктора с цилиндрической поверхностью полого якоря
1 образуются осевые каналы 6, а между валом 7, на котором насажена несущая втулка 2, и ферромагнитной ступицей 5 образуется кольцевой канал 8. В корпусе 9 и подшипниковом щите 10 имеются соответственно отверстия 11 и 12, предназначенные для входа и выхода охлаждающего воздуха.
При вращении якоря 1 воздух затягивается через отверстие 12, проходит по кольцевому каналу 8 и отбрасывается лопатками
3 к боковой поверхности якоря 1. Далее воздух проходит по осевому каналу 6, охлаждая при этом проводники обмотки якоря, в которых выделяются тепловые потери, и выбрасывается в окружающую среду через отверстия 11.
Таким образом, происходит интенсивное охлаждение полого якоря, что позволяет повысить электромагнитные нагрузки в предлагаемой электрической машине, а, следовательно, и значительно снизить ее массу и габариты при данной полезной мощности, повысить ее динамические показатели.
Электрическая машина, содержащая консольно закрепленный на несущей втулке полый немагнитный якорь, внутри которого расположен индуктор с осевым каналом и полюсами, корпус и подшипниковые щиты, <о отличающаяся тем, что, с целью улучшения габаритных и динамических показателей, на боковой поверхности несущей втулки расположены вентиляционные лопатки, а подшипниковый щит и корпус имеют отверстия для входа и выхода охлаждающего воздуха, расположенные со стороны, противоположной лопаткам.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Малоинерционные электродвигатели с печатным цилиндрическим якорем и системы их управления. Новосибирск, 1970, с. 6 — 15.
2. Кондратьев В. А. Моделирование и расчет электродвигателей с полым якорем и внутренним возбуждением. Автореф. канд. дис. Новосибирск, 1976.

