Способ электроэрозионной обработки зубчатых колес и устройство для его осуществления
Союз Совотекнк
Соцнвлнстнческии респубпнк (ii> 901006 (61) Дополнительное к авт. спид-ву (22) Заявлено 050779 (21} 27918бО/25-08 с прнсоепнненнеее заявки М (23) Приоритет
Опубликовано 3001.82 ° Бюллетень И 4
Дата опубликования описания 300182 (51)М. Кл.
В 23 Р I/OO
Гоаударетюа и кенитет
GOING ав делен нзабретенв11 н втефнтвН (53) УДК б21.9 °.048.4.06 (088.8) (72) Авторы изобретения
H.Â.ßöûíà, Ф.К.Иванченко, И. К . Афанасьев и И.С.Нистолькорс у
1 (7I) заявители
{54) СПОСОБ ЭЛЕКТРОЭРОЗИОННОЙ ОБРАБОТКИ ЗУБЧАТЫХ
КОЛЕС И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Изобретение относится к электрофизическим и электрохимическнм мето. дам обработки, в частности к способам и устройствам для электроэрозионной обработки зубчатых колес.
Широко известны способы и устройства для электроэрозионной обработки зубчатых колес, при которых обрабатываемое колесо-деталь,и колесоинструмент подключают к различным полюсам источника технологического тока.
Наиболее близким по технической сути и достигаемому эффекту к предлагаемому является способ, при кото.ром обрабатываемое колесо-деталь вводят в зацепление с колесом-инструментом и вращают их в разные стороны.
При этом величина скорости вращения колес является постоянной, съем про20 исходит за счет многократного взаимодействия выступающих микронеровнос- .. тей колес (1 ), Ф
Поскольку эти взаимодействия носят случайный характер, для осуществления доводки требуется совершить большое число оборотов колес, в связи с чем время обработки является значительным.
Цель изобретения — повышение производительности обработки.
Укаэанная цель достигается тем, что при проведении способа электрозрозионной обработки зубчатых колес, при котором колесо-деталь и колесо,с. инструмент вводят в зацепление между собой и вращают, зубья колеса-детали обраоатывают с правой и с левой сторон после-, довательно один sa другим, причем при обработке правой стороны каждого зу-. ба скорость одного из колес больше скорости другого, а при обработке левой - меньше, при этом изменение величины разности скоростей осуществляют в зависимости от изменяющихся, в процессе обработки параметров технологического тока.
90!006
В устройстве для осуществления способа, содержащем приводы вращения
Обоих колес, приводом вращения одного из колес является двигатель с постоянным числом оборотов, а приводом другого — двигатель с переменным числом оборотов, обмотки управления которого включены в цепь управления источника технологического тока.
Благодаря указанным отличиям, вза- 10 имодействие колес является более эффективнь«м, съем в единицу времени увеличивается, в результате чего возможна обработка колеса-детали эа один его оборот, 15
На фиг . пр едс тавлена принцй-пиальная фу«п(циональная схема устрой".òâà, на фиг. 2 — кипематическая схема устройства на фиг, 3 — схема
«з за««м(«де««ствпя зубьев колеса-детали и колеса-инструмента.
Устр«йство состоит из привода 1 ир«1«««е«11111 колеса-дстали 2 и привода
3 вращения колеса-инструмента 4.
Колесо-деталь 2 и колесо-инструмент
4 «T(!,|Iêë«(f÷ены к источнику 5 постОЯИНОГО f c."HEI«ëÎI «r÷eñê«ÃÎ тОка
lip« ëîä выполнен в виде RcHHxpoH пог«дсчfãilтеля с постояEIEIbM числом
«бора.«««3, а привод 3 — в виде двигазе,«я п«с««я«1««ого тока с переменным ,«(:лом «бора roa, причем его обмотки у«:равнения включены через блок 6
«брати<;Й cB«I. «II т3 1>PIIE> уп1 а«31«е11«ия Нс точилка 5. 3$
Процесс обработки происходит по ме году управляемой обкатки B среде диэлектрической жидкости. Поляр«ость .гока прямая. Генерирование импульсов механическое.
Вначале y= òã«ràâëè«3àþò скорость вра f„;.«I«IEI колеса-инструмента 4 больше скор«стн враще колеса-детали 2 и начинается обработка левой стороны одного из зубьев колеса-детали. В течение времени зацепления этого зу" ба с соответствующим зубом кслесаинструмента скорость его вращения все время меняется таким образом, чтобы обеспечивалась оптимальная величина межэлектродного зазора, 0 величине зазора судят косвенным образом по величине тока или напряжения .
При отклонении этих величич от N эталонных с блока 6 обратной связи поступает команда «а увеличение или уменьп«ение скорости вращения.
Момент окончания обработки левой стороны зуба характери 3уP. гся стабилизацией тока и напряжения и Они становятся равными эталонным.
Тогда с блока 6 поступает команда на уменьшение скорости (3ра«1«е«31«я колеса-инструмента 4 до величины несколько меньшей скорост.. : E«раще«31«я колеса-детали 2, кот«рое продолжает вращаться с постоянной скоро-.тьо, Начинается обработка правой сторон. зуба.
После обработки обеих сторон зубьев, начинается обрабо.-ка левой стороны следующего зуоа и т.д:
Для увеличения интенсивности механического генерирования электрических импульсов в зоне «бработ",1 колесо-инструмент имеет,Ос««е зубы; и ему сообщают осц«.ллпру«.;.:;.,--ее :ce.-:«" движение параллель;О проф:ло з. .:.,.--батываемого издел«1««, (то г«о rv:êèr:3:.:," « сказывается на качеств» обраба.-, и ее производительности с о Ill«вр.- .i-;fным улучшением чистоты об«р.:.б- 1, мой поверхности.
Проводят обработку пар-::1«. тых колес со С3«едую«11111111 I!; «. а с- "."«м«11
m = 2,5 мм, I> =,С мм, ."..-". ., с . = материал 19ХГТ, пем:н и:.л с биной цементируемог!) (.:11«:: «3 - О.--О 7 мм HRC 58-Г>2 (те11(1
9-8-7 по ГОСТ 164 ::: —,1?.
Процесс обработки пр«1(схо,.:т,о методу ynpaвллемОЙ Обкатх11 "::;.ч ":р«. щивающихся осях Обрабать паемог« зубчатого колеса электродом-111«стр ", =««том (Д = 26 ) с осп«131311::р,гч::-...:севой подачей 8< =- 0,3 мм/об .:: срс, . диэлектрической жидкости., и -, -:а «3;..:.-" мой в зону обработк.", под 11:= .и««е«1:.,(.
Я
Р1:= 0,25 кг/мм . ка le(lт««е,.,..«.:,.-. рической жидкости используе. ся раствор на водной основе по«лициния вого спирта с соответст«3ую«пей I(G««ц(.: -::рацией в весовом отноп«е«3 3и 30--- -0 на 1 кг воды, температур.-. ра(тв«1«г
20-22 С.
ИстОчникОм TQKQ. слу««(««т ссленовы1= выпрямитель ВС-500.
В качестве колеса-инстру« е«1:: пользуется косозубое колесо 1, =2 5 мм, z = 91., Ь =. 40 .-«м.
26, материал X12N, HRÑ =: ;!-5«, степень точности 7-6-6 r«О ГОСТ 164 >- 7 :
В качестве инди«п«дуа;п-.ного приз«;.- используется двига тель T::«f тоннfi(.. о тока 11 =- О, 7 квт, г = О-ЗООО Об, мин, Режим
Параметры мягкии выхаживание
6-8
Папряжение,В
1, 5-3
Ток, А
Егo номинальная скорость вращения и „= 980 об/мин.
В таблице приведен режим технологических параметров обработки.
901006 ф зубьев. В весовом.Гроцентном отношен111л износ состав?Нл 0,5-0,87.
Применение предлагаемого способа фин1лшной обработки зубчатых колес злектрозрозионным методом позволяет повысить степень точности зубчатых колес по Bee?i показателям норм точности с одновре»лепно высокой производительностью процесса обработки.
И Процесс обработки отличается стабильностью, IipocTOToй и сравнительно низФ кой злектрозрозионной стойкостью легиров".íiûõ материалов, используемых в качестве материала электрода-инст15 румента., Бремя обработки одной стороны профиля -.,óáüåâ составляет 40-50 с, вторая сторона зубьев обрабатывается без остановки и реверсирования гро- 20 песса обработки при увеличенчи сковости вращения обрабатываемого зубчатога колеса Iio отноше1плю к скорости вращения колеса-инструмента. Полное время обработки одного зубчатого ко.1еса Ост вляет 1 .,- 2 1 мин чтО в пе1эев01?е на Один зуб составляет Ор 05
0,06 мин,. 10 зн?- 1ительно меньше по с1)аБ IOIII»?0 СО всеми пзвестньнли ке тонами яп1лишп.эй оббработки высокотвер- З11
".-„ :y зубчать?х -oiiec с ?-1(?С у 58.
После контрольII ix за: Iepon. 06pa6aт1!Баемых 3 убчать1х колес 13ыявлено ч 10 комплекс показателей норм кпнематической то .-.Ности, плавности работы и 1влт1га конта1" та пбвысился на степени, а rro некоторым показателям напр1»11ер плавности работы и пятну коп-акта — IIa 3-4 степени с чисто о гл лов е1эхь(о" Гч зчбь ев соо ?Б етству10- ф щих 7-8 классу по ГОСТ 2789-73. Поверхность зубьeII IIOCIie обработки имееТ За1Л1»110 ТЫЕ -».PBTC PB. ?ЭаСПОЛОЖЕННЫЕ равномерно го всей поверхности зубьев.
1(роме того, в процессе обработки поверхностный слОЙ претерпевает вторич пу 0 закалку -I имеет повышенные физико-механические свойства (м1лкротвердость. износостойкость при глубине залегания от 60 до 80 мкм) .
gg
При Осмотре колеса-инст1эумента на пред. е . износа обнар живается незначительная эрозия поверхностей формула и аобретения
1 . СпОс06 злак троэ1эозионной Обра ботки зубчатых колес, при котором кОлесо-деталь 11 колесо-инструмент вво,?чт в зацепление между сббой и приводят во Б1эа? 1ение, о т л и ч а н?шийся тем. что, с целью повышения производительности и точности обработки, каждый зуб колеса-детали обр=.;áàòûâàþò с двух сторон последовательно„ причем при обработке первой по направлен1лю вращения стороны зуба скорость колеса-детали устанав.?Плвают боль?пе скорости колеса-инструменTà, а при обработке второй стороны — меньше, Iip-;л этом изменение велиЧИНЫ PB.S 1-10 C T?.I CÊ ÎÐ 0 Ñ ÒÅÉ O C ???iB,8 CTBSI.HI0T
Б заБисимОсти QY изиеня10щихся B процессе обработки параметров техноЛо Г1ЛЧ Е CIq O? О т 0 1; а .
2. Устройство д?Тя электроэразионной Обработки зубчатых колес, IIo II 1, содержащее прпьоды вращения обоих колес, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что приводом вращения одного из колес является двигатель с постоянным числом оборотов, а приводом другого двигатель с переменным числом оборотов, обмотки управления которого
Бкэпочены в цепь управления источника технологического тока.
Источ1л1лки информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
-550265, кл. В 23 Р 1/00, 1975.



