Устройство для защиты регулировочного трансформатора или автотрансформатора
№ 99122
Класс 21с, 68»
СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
: К- АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
I
Я с
А. Н. Кожин
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ РЕГУЛИРОВОЧНОГО
ТРА Н СФОРМАТОРА ИЛ И АВТОТ РАН СФОР МАТОРА,=! й, j !
Заявлено 17 августа 1953 r. за М 6658/448509 в Министерство электростанций и электропромышленности
Опубликовано в «Бюллетене изобретений» № 10 за 1954 r.
i law регулирования напряжения в сети в энергетических системах получили распространение силовые трансформаторы с устройством для регулирования напряжения, состоящим из регулировочного автотрансформатора или трансформатора и последовательного трансформатора.
Предметом изобретения является устройство для защиты указанного регулировочного трансформатора или автотрансформатора, использующее в отличие от типовых схем, основанных на применении рабочих и блокирующих максимальных токовых реле, токовые реле, имеющие тормозную характеристику, Зля получения такой характеристики рабочие обмотки реле, согласно изобрет ению, присоединяются к трансформаторам тока, установленным на первичной стороне регулировочно|о трансформатора или автотрансформатора, через быстронасыщающиеся промежуточные трансформаторы, снабженные дополнительными об>мотками торможения, соединенными с трансформаторами тока, установленными на стороне силового трансформатора, где производится регулир вание напряжения.
Этим обеспечивается повышение чувствительности и быстродействия защиты, а также упрощение ее схемы.
На фиг. 1 представлена однолинейная схема силового трансформа"opa с устройством для регулирования напряжения в виде рсгулировоч ного автотрансформатора и последовательного трансформатора; на фиг, 2 — один из возможных вариантов схемы одной фазы автотрансформаторов; на фиг. 3 показана в однолинейном изобра>кении электрическая схема предлагаемого устройства для защиты регулировочного трансформатора.
Обозначения: 1 †основн силовой трансформатор; 2 †последовательный трансформатор; 3 — регулировочный трансформатор или автотрансформатор; 4 и 5 — трансформаторы тока; б — рабочие токовые реле; 7 — промежуточные трансформаторы с обмотками: 8- рабочей № 99122 (первичной), 9 †вторичн и И— тормозной; 11 — промежуточное реле.
Токовые реле б присоединены к вторичным обмоткам 9промежуточных быстро насьпцаю щах ся трансформаторов 7, на рабочие (первичные) обмотки 8 которых включены трансформаторы тока 4, установленные в цепи регулировочного трансформатора или автотрасформатора 8. Кроме рабочих 8 и вторичных 9обмоток, промежуточные трансформаторы 7 имеют тормозные обмотки 10, присоединенные к трансформаторам тока 4, установленным в цепи высшего напряжения основного трансформатора.
В отличие от защиты на максимальных токовых реле, выполненной по типовой схеме и требующей дополнительной выдержки времени, необходимой для надежного размыкания контактов блокирующих реле и отстройки от бросков тока намагничивания, предлагаемое устройство, не нуждающееся в этой дополнительной выдержке времени, обеспечивает быстродействие. Насыщающийся промежуточный трансформатор дает отстройку от бросков тока намагничивания. Зона действия предлагаемой защиты с реле, имеющим торможение, больше, чем у типовой защиты. Она надежно защищает весь регулировочный трансформатор или автотрансформатор, а не часть его, как это имеет место в случае применения защиты по типовой схеме.
Меньшее число контактов, токовых и промежуточных реле в предлагаемой защите обеспечивает ее повышенную надежность.
Наличие в типовой защите блокирующих реле и определенной зависимости между величинами тока срабатывания этих реле и рабочих реле лимитирует ее чувствительность, Предлагаемая защита может быть выполнена на токе срабатывания рабочих реле ниже номинального значения, т. е. более чувствительной, В случае включения регулировочного автотрансформатора по схеме, представленной на фиг, 3 при положении подвижного контакта в крайнем положении напряже - АВ:.Uat ° Ток короткого замыкания на выводах а — b не ограничивается реактивным сопротивлением автогрансформатора и по своей величине равен току повреждения на выводах низкого напряжения основного трансформатора. Вследствие эгого защита, выполненная по типовой схеме, íа дежно блокируется (как и при сквозных коротких замыкаяиях) и не работает. Следовательно, если принят вариант дифференциальной защиты основного трансфэрматора с исключением из зоны ее дейс гвия регулировочного автотрансформатора, то типовая защита неприменима. Исключение из зоны действия д ифференциальной защиты основного трансформатора регулировочного устройства диктуется необходимостью обеспечения максимальной чувствительности при повреждениях в основном трансформаторе.
Предлагаемая защита в этом случае надежно работает, так как > ))
Т Т,хОМ где I, — ток в регулировочном автотрансформаторе;
I, — ток в основном трансформаторе, I,. „„, и 1,. „,„— соответствующие номинальные значения тока, I, ток срабатывания.
Действие защиты в случае выполнения автотрансформатора по схеме, показанной на фиг. 3, является одним из важнейших преимуществ предлагаемого устройства защиты регулировочного автотрансформатора.
Предмет изобретения
Устройство для защиты регулировочного трансформатора или автотрансформатора, используемого совместно с последовательным трансформатором для регулирования напряжения силового трансформатора, содержащее токовые № 99122
Фиг. 1 рабочие реле, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения чувствительности и быстродействия защиты, реле присоединены ктрансформаторам тока, установленным на первичной стороне регулиро.вочного трансформатора или авто-трансформатора, через проме>куточные быстронасыщающиеся трансформаторы, снабженные тормозными обмотками, соединенными с трансформаторами тока, установленными на той стороне силового трансформатора, где производится регулирование напряжения. № 9912
Фиг. 2
Фиг. 3
Ip
Отв. редактор И. Д. Тихомиров
Стандартгиз. Подп. к печ. 26, Х1-1956 г. Объем 0,25 и. л. Тираж 2000. Бена 50 кои.
Гор. Алатырь, типография № 2 Министерства культуры Чувашской АССР. Зак. 1685



