Патент ссср 95584
Класс 18с, 9/40; С 2ld
СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛ6СТВУ
Организация Министерства авиационной промышленности
ТЕПЛОУСТОЙ Ч И ВЫ И ЧУГУН
Занвзено 29 марта 1952 и. за ¹ 12425 в Министерство авиациоиноб промыв IBIIIIocTR СССР
Опубликовано R бюллетене (;11зобрстеиии, иромыиленные образцы, товарные знаки» ¹ 2 за 1967 г.
Известен чугун для отливки поршневых колец авиационных двигателей, в состав которого входят (%): общий углерод 2,69; связанный углерод 0,86; марганец 1,07; кремний 1,56; фосфор 0,16; сера 0,03; хром
0,4; никель 0,48 и медь 1,48. Известны также чугун для поршневых колец, содержащий 0,5% и меньше меди; чугун, содержащий около 0,5% гросфора, чугун с содержанием серы 0,1 — 0.12% и легированный чугун с содержанием хрома 0,1 — 0,2%, никеля 0,15 —.0,2% и титана 0,1%.
Предлагаемый чугун отличается от известных сплавов для поршневых колец наличием 05 — 1,0% вольфрама, а также более высоким содержанием хрома (0,4 — 0,7%) и титана (0,15 — 0,30%); это повышает теплостойкость и износоустойчивость поршнезых колец. Предложенный чугун имеет следующий химический состав (Iljll): общий углерод 2,8—
3,25; связанный углерод 0,65 — 1,0; кремний 1,7 — 2,2; марганец 1,0 — 1,5: фосфор 0,4 — 0,7; хром 0,4 — 0,7; вольфрам 0,5 — 1,0; титан 0,15 — 0,30: никель не более 0,4; медь,не более 0.5 н сера не более О,l.
Для изготовления поршневых колец из этого чугуна прибегают к отливке il3 центробежных машинах ll металлические формы. ЧугjH HJIBвится дуплекс-процессом: вагранка — — электропечь. Нр» выпуске жидкий чугун модпфицируется 0,1 — 0,3% молотого графита.
Ферровольфрам и ферротитан добавляют в электропечь, Нагретый до 1400"С металл выдают через 25 — 35 ли н после присадки ферротита а. за это время происходит распад образовазшегося карбида титана и растворение титана в расплаве, а также всплывание окислов титана, что улучшает форму графита в отливках и увеличивает жидкотекучесть чугуна.
Предел прочности описываемого чугуна при растяжении 27,8—
28,2 кгlмл1з, ударная вязкость образцов без надреза 0,39 — 0,49 кг/с,ие и № 95584 твердость по Бринеллю 285 — 302 кг/мм- Изготовленные из него поршневые кольца имеют повышенную по сравнению с серийным чугуном упругость после в!»!дер>кки 100 !ас при повьпцеш;ых температурах 200- — 150 Ñ) .
С целью повышения износоустойчивости, поршневые кольца, изготовленные из теплоустойчивого чугуна, подвергают травлению для образования на их рабочей поверхности пор, заполняющихся маслом.
Травление ведут в 15%-ном водном растворе азотной кислоты в течение 1,5 — 2,0 мин с последующей промывкой в воде и нейтрализацией содовым раствором.
Предмет изобретения
Редактор Е. А. Кречетова
Техред T. П. Курилко Корректоры: T. Н. Костикова н А. M. Смак
Поди. к печ. 21 11.!967 Заказ 92/18 Тираж 150
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений н открытий прн Совете Министров СССР
Москва, Центр, пр. Серова, д. 4
Подписное
Тнпографик, пр. Сапунова, 2
Теплоустойчивый чугун, состоящий из углерода общего и связан-!!Ого, маргЯнца, никеля, кремния, хром !Я, вольфрама, титана и неизбежных вредных примесей, от гичаюцийся тем, что, с целью повышения его износоустойчивости, тенлостойкости и пригодности для изготовления ответственных деталей двигателей внутреннего сгорания, в него входит
j%): углерод общий 2,8 — 3,25, углерод связанный 0,65 — 1,0, кремний
1,7 — 2,2, марганец 1,0 — 1,5, хром 0,4 — 0,7, вольфрам 0,5 — 1,О, титан
0,15 — 0,30, фосфор 0,4 — 0,7, никель не более 0,4, медь не более 0,5 и сер а не более 0,1.

