Противофлаттерное устройство
1 11898708
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Сома Советских
Социалистических
Республик (61) дополнительное к авт. свид-B) (22) Заявлено 07.03.78 (21) 2587655/40-23 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 23.10.82. Бюллетень № 39 (45) Дата опубликования описания 23.10.82 (51) М. К .
В 64С 13/18
Государственный комитет (53) УДК 629.7.062 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения
Р. И. Виноградов, О. И. Гайнутдинов и В
А; Лев аййтв"
:.;} .".. a. L.; (71) Заявитель (54) ПРОТИВОФЛАТТЕРНОЕ УСТРОЙСТВО
Изобретение относится к области автоматических устройств для предотвращения изгибно-крутильного флаттера несущих поверхностей летательного аппарата.
Известны противофлаттерные устройства, содержащие непосредственный гиростабилизатор, механический демпфер и упругий узел, установленные внутри отсека несущей поверхности на его силовом наборе (1).
Однако эти устройства имеют недостаточную эффективность демпфирования свободных колебаний и автоколебаний и не обеспечивают устранение вынужденных колебаний крыла.
Цель изобретения — повышение эффективности демпфирования свободных колебаний и автоколебаний крыла, а также странение вынужденных колебаниц крыла.
Это достигается тем, что противофлаттер- 20 ное устройство содержит непосредственный гиростабилизатор, механический демпфер и упругий узел, установленные внутри отсека несущей поверхности на его силовом наборе, при этом непосредственный гиростаби- 25 лизатор выполнен в виде двухстепенного гироскопа, ось вращения кожуха которого лежит в плоскости отсека крыла перпендикулярно его оси жесткости, а ось чувствительности гиростабилизатора в исходном 30 положении лежит в плоскости отсека крыла и совмещена с осью жесткости, причем кожух гироскопа соединен с силовым набором отсека крыла посредством механического демпфера и упругого узла.
На чертеже схематически изображено предлагаемое противофлаттерное устрой-. ство.
Противофлаттерное устройство состоит из непосредственного гиростабилизатора, выполненного по схеме гироамортизатора
Арнольда-Моундера, содержащего двухстепенный гироскоп 1 с кинетическим моментом Н, механический демпфер 2 и упругий узел 3. Гироскоп устанавливается на крыле 4 таким образом, что ось вращения кожуха гироскопа О,Х, лежала в плоскости отсека крыла перпендикулярно его ocu жесткости O>Z>, а ось чувствительности
О„У, в исходном положении совпадала с осью O>Z<.
Механический демпфер и упругий узел связывают кожух гироскопа с силовым набором отсека крыла 4.
Устройство работает следующим образом.
При закрутке крыла под действием аэродинамического момента Маэр вокруг его оси жесткости O
Формула изобретения
Составитель М. Хесин
Техред О. Павлова Корректор Т. Добровольская
Редактор Л. Письман
Заказ 1653/7 Изд. № 235 Тираж 445 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раугпская паб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 направленный по оси О,Х,. Так как скорость а носит колебательный характер, то такой же характер будет иметь и гироскопический момент М„, вызывающий колебательное движение кожуха гироскопа вокруг оси О„Х„с угловой скоростью Р. Следовательно, энергия потока, раскачивающая крыло, преобразуется в энергию колебаний кожуха гироскопа. Так как с кожухом связан демпфер, то энергия колебательного движения крыла частично рассеивается, что приводит к постоянному гашению его колебаний.
При указанном движении кожуха гироскопа возникает также гироскопический момент Af„=FI р, направленный по оси O Zi и передаваемый через подшипники силовому набору крыла.
Момент М,, всегда направлен против момента Маэр. Таким образом, крыло приобретает свойство повышенной сопротивляемости моментам внешних сил, т. е. обеспечивается одновременно с демпфированием свободных колебаний и автоколебаний, а также устранение вынужденных колебаний крыла, происходящих, например, под действием атмосферной турбулентности.
Противофл аттер ное устройство, содер жа-щее непосредственный гиростабилизатор, механический демпфер и упругий узел, установленные внутри отсека несущей поверхности на его силовом наборе, отл и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности демпфирования свободных колебаний и автоколебаний крыла, а также устранения вынужденных колебаний крыла, непосредственный гиростабилизатор выполнен в виде двухстепенного гироскопа, ось вращения кожуха которого лежит в плоско15 сти отсека крыла перпендикулярно его оси жесткости, а ось чувствительности в исходном положении лежит в плоскости отсека крыла и совмещена с осью жесткости, при этом кожух гироскопа соединен с силовым
20 набором отсека крыла посредством механического демпфера и упругого узла.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2512632/23, кл. В 64С 13/18, 1978 (прототип).

