Устройство для аксиального слива охлаждающей жидкости из полых проводников обмотки ротора
Союз Советских
Социапистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву— (53)M. Кл.
Н 02 К 3/22 (22) Заявлено 03.1279 (21) 2845485/24-07 с присоединением заявки М— (23) Приоритет—
Геауаарствапвй кюнвтвт
СССР
00 делан иаабретений и еткрытвй
Опубликовано 1501.82. Бюллетень М 2
Дата опубликования описания 150 1.82 (53) УДК 621.313, ° 713(088.8)4 49®ф к, e (72) Авторы изобретения
В.К. Иванов, К.Н. Масленников, А.А.
Т.И. Погуляйко, В.Ф. Чириков и И .Aj (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АКСИАЛЬНОГО СЛИВА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ
ЖИДКОСТИ ИЗ ПОЛЫХ ПРОВОДНИКОВ ОБМОТКИ
РОТОРА
Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано для слива охлаждающей жидкости . из обмотки электрических машин с непосредственным жидкостным охлаждением.
Известно устройство для подвода и слива охлаждающей жидкости из полых проводников обмотки ротора электрической машины, концы отводов которых под лобовыми частями обмотки введены в аксиальные каналы вала и сопряжены там с водоподводящими изоляционными трубами (11.
Известно также устройство для слива охлаждающей жидкости из полых проводников обмотки, концы отводов
1% которых выведены наружу j 2 1.
Однако в ука з а нных ус тр ойс твах выполнение узла слива воды из обмотки, когда концы отводов от полых провод20 ников введены в вал, не позволяет испытать паяные соединения обмотки . 2. высоким давлением 300 кг/см и выше на прочность в случае проведения укладки обмотки или ее ремонта, так как кольцевые уплотнения, установленные в изоляционных промежуточных деталях, могут работать при давлении
100-200 кг/см . Кроме того, установка и кольцевых уплотнений в узлах слива при аксиальном их расположении может привести во время работы машины к появлению разницы в величине натяга кольца в зависимости от разных радиусов вращения. Возможно даже перемещение массы резинового кольца в верх.— нюю часть канавки при вращении, что может вызывать уменьшение натяга в . нижней части и появление течи. Указанный недостаток также присущ и осевому узлу слива, концы отвода которого выведены за пределы лобовой час- ти наружу.
11 елью изобретения является повьш ение надежности работы электрической машины.
Указанная цель достигается тем, что на каждом из концов отвода нане89855
Формула изобретения сена негигроскопичная изоляция, например фторопластовая, и в средней ее части между сонрягаемыми изоляционными втулками установлено кольцо торцового типа с уплотнением по отводу, у и изоляционной втулке при равномерном поджатии его гайкой через изоляцион ную втулку., На чертеже изображен аксиальный узел слива охлаждающей жидкости, про-!О дольный разрез.
В аксиальном отверстии вала 1 расположен отвод 2 от обмотки ротора, выведенный за пределы лобовой части на- о ружу, Изоляция конца отвода от вала - 1$ осуществляется изоляционными втулками 3 и 4, имеющими уплотнение 5 по отверстию -в валу и уплотнение 6.по наружному диаметру отвода.
Между сопрягаемыми изоляционными втулками установлено кольцо 7 с уп1 лотнением между втулкой и отводом
) проводника с нанесенной на его поверхности негигроскопичной изоляцией 8.
Уплотнение этих деталей достигается д посредством ежатия кольца гайкой 9 через изоляционную втулку.
В процессе работы охлаждающая жидкость, сливаемая из обмотки по кана.лу 10 в отводе 2 в камеру слива 11, может проникать от разбрызгивания в камере в зазоры 12 и 13, а затем через кольцевые уплотнения 7 при потере натяга в уплотнениях 5 и 6 от больших деформаций из-за воздействия на них центробежных сил вращения.
Уплотнение 7 торцового типа, уста,новленное в средней части участка с фторопластовой изоляцией, no - ) маемое равномерно по окружности гай10 кой 9 через изоляционную втулку 4,исМ ключает попадание воды по отводу за это уплотнение в изоляцию обмотки
7 ф ротора, увлажнение этой изоляции и пробой, В этом случае негигроскопичная изоляция 8, нанесенная на отводе, находящемся под напряжением, сохраняя свою работоспособность в воде без снижения электроизоляционных свойст, образует необходимый изоляционный промежуток по поверхности одежду отводом и валом, т.е. необходимую электрическую прочность узла даже в случае попадания воды к этому уплотнению, что исключает вынужценные остановки для проведения сушки изоляции и восстановления работоспособности узла.
Устройство для аксиального слива охлаждающей жидкости иэ полых проводников обмотки ротора, имеющее отводы с концами, выведенными за пределы лобовой части обмотки наружу и установленными в отверстиях вала при помощи уплотнительных колец, расположенных в изоляционных втулках, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности, уа каждом из концов отвода расположена негигроскопичная, например фторопластовая, изоляция, в средней части которой установлено уплотнительное кольцо между сопряженными изоляционными втулками, поджатое гайкой.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1, Авторское свидетельство СССР
N9 230266, кл, Н 02 К 9/19, 1967.
2.Авторское свидетельство СССР по
:заявке Ф 2153039/24-07 кл. Н 02 К 3/22, 1978.
898557
Составитель Л. Карцева
Техред 3.Фанта Корректор Л..Бокшан
Редактор М. Петрова
Филиал ПЛП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 11965/72 Тираж 718 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Рауская наб., д. 4/5


