Способ герметизации резьбовых соединений
О Л И С А Н И Е („)896304
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскии
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 26.09.79 (21) 2823774I25-08 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—
Опубликовано 07.01.82. Бюллетень № 1
Дата опубликования описания 07.01.82 (51) М. К .
F 16 J 15/00
Государственный комитет по делам иэобретеиий и открытий (53) УДК 62-762 (088.8) 3. И. Федоренко, В. А. Попович, В. М. Гл
В. Н. Пчелкин, А. И. Козловский, Ю. А. П
М. В. Пылыпив, Н. А. Сердюченко, В. Н.
В. П. Гирич, И. А. Филиппова, А. И. Ерух
Л. Н. Лемещенко, Л. Ф. Заморуева (72) Авторы изобретения (7l) Заявитель (54) СПОСОБ ГЕРМЕТИЗАЦИИ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ
Изобретение относится к способам герметизации и может быть использовано при изготовлении труб с резьбовыми соединениями, например труб нефтяного сортамента— обсадных, насосно-компрессорных и др.
Известен способ герметизации резьбовых соединений, включающий нанесение противокоррозионного жидкого материала на внутреннюю поверхность резьбового соединения, затем вытеснение противокоррозионного материала путем свинчивания во внутрь трубопровода и последующее отверждение материала (1).
Недостатком этого способа является то, что он не обеспечивает герметичности резьбовых соединений при многократном свинчивании — развинчивании их. Это объясняется тем, что противокоррозионный материал после отверждения (отверждение — процесс необратимый) теряет свои пластические свойства, вследствие чего при повторном свинчивании — развинчивании резьбовых соединений возникают заедания, задиры и т.п., вызывающие нарушения герметичности. Кроме того, способ ухудшает санитарно-гигиенические условия труда, так как при отверждении противокоррозионного материала выделяются токсичные вещества.
Известен также способ герметизации резьбовых соединений, включающий нанесение на резьбовую поверхность металлического покрытия с переменной толщиной слоя, возрастающей от торцов к середине резьбы (2) .
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является способ герметизации резьбовых соединений путем нанесения на резьбовую поверхность равномерного по толщине металлического, в частности гальванического покрытия (3) .
Основным недостатком обоих последних указанных способов является то, что они также не обеспечивают необходимой герметичности резьбовых соединений. Это объясняется тем, что металлические покрытия не обладают достаточной пластичностью и при свинчивании резьбовой пары не полностью заполняют конструктивные зазоры в резьбо20 вом соединении. Кроме того, при сборке резьбовое соединение в этом случае перенапрягается, вследствие чего снижается прочность его на восприятие осевых нагрузок.
896304
Количество труб, выдержавших испытание, шт
Средний крутящий момент, KI M
Отбраковка по негерметичности, 3
Количество труб, подвергнутых гидроиспытаниям, шт
Состав герметизирующего покрытия
Цинковое
1500
Цинковое + полиэтиленовое
1060
Формула изобретения
Целью изобретения является повышение герметичности резьбовых соединений труб.
Цель достигается тем, что в способе герметизации резьбовых соединений, включающем нанесение на резьбу одной из сопрягаемых деталей равномерного по толщине металлического покрытия, на последнее дополнительно наносят термопластичное пластмассовое покрытие переменной толщины с равномерным увеличением ее от захода резьбы к ее сбегу.
Вследствие того, что толщина покрытия увеличивается к сбегу резьбы и находится при свинчивании — развинчивании в пластичном состоянии (термопластичное покрытие нагревают до температуры его размягчения 60 — 90 С) торцовые винты нарезки второй сопрягаемой детали внедряются в этот слой, при этом происходит полное заполнение конструктивных зазоров в резьбовом соединении. Последнее обеспечивает необходимую герметизацию резьбовых соединений.
Предлагаемый и известный способы были опробованы при выпуске и испытании опытно-промышленной партии обсадных труб (40 шт) диаметром 245 мм с толщиной стенки 12 мм группы прочности Е и Л.
При герметизации резьбовых соединений предлагаемым и известным способами на резьбу муфт наносили металлическое покрытие, в частности цинковое, равномерной толщины по всей поверхности резьбы.
Цинковое покрытие наносили из электролита следующего состава, г/л:
ZnSOq 7Н О 200 (NHq)> SO+ 40
КА1(ЯОа), 12НлО 45 при плотности тока 3 — 5 А/дм .
Толщина цинкового покрытия составляла
50 мкм.
Предлагаемый способ по сравнению с известным обладает следующими преимуществами: обеспечивает значительное повышение герметичности резьбовых соединений и уменьшает отбраковку труб нефтяного сортамента при гидроиспытаниях; обеспечивает улучшение условий свинчивания труб (крутящий момент уменьшается на 30%) при
Затем на цинковое покрытие при герметизации предлагаемым способом наносили термопластичный материал, в частности порошковый полиэтилен (ГОСТ 16332 — 70) .
Полиэтилен наносили электростатическим напылением на нагретую до 250 — 270 С муфту.
Для увеличения термопластичных свойств и адгезии полимерного покрытия в полиэтиленовый порошок (перед нанесением его на резьбу) добавляли 5% окиси хрома с разме1О рами частиц 20 — 100 мкм. Переменную толщину покрытия достигали при постоянном расходе порошка за счет изменения скорости нанесения покрытия вдоль оси резьбы, причем скорость увеличивалась при нанесении покрытия от сбега резьбы к ее заходу.
Толщина полиэтиленового покрытия изменялась от 40 до 200 мкм от захода резьбы к сбегу.
Для улучшения адгезии полиэтиленового покрытия к цинковому слою последний подвергался фосфатированию в цинкофосфатном растворе. Во время сборки резьбовых пар одну из сопрягаемых деталей, на котоpyio было нанесено герметизирующее покрытие, подогревали до температуры 70 С (это повышает пластические свойства полиэтиленового покрытия) .
При гидравлических испытаниях опытной партии внутреннее давление составляло
320 ати, выдержка при этом давлении
15 мин.
30 Кроме того, определяли крутящий момент при свинчивании резьбовых пар с полиэтиленовым покрытием и без него по показаниям амперметра. Величина крутящего момента является параметром, характеризующим условия свинчивания (наличие задиров, заеданий на сопрягаемых поверхностях). Результаты испытаний приведены в таблице. строительстве нефтяных и газовых скважин; повышает надежность и срок службы труб, применяемых при добыче нефти и газа.
Способ герметизации резьбовых соединенный путем нанесения на резьбу одной из
896304
Составитель Г. Бутома
Редактор Л. Павлова Техред А. Бойкас Корректор М. Шароши
Заказ 11664/2! Тираж 980 11одписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент>, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 сопрягаемых деталей равномерного по толщине металлического покрытия, отличающийся тем, что, с целью повышения герметичности, на металлическое покрытие дополнительно наносят термопластичное пластмассовое покрытие переменной толщины с равномер- 5 ным увеличением ее от захода резьбы к ее сбегу.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. — 3. Руководство по трубам нефтяного сортамента и их соединениям, применяемым за рубежом. Стандарты американского нефтяного института. Справочник.М., «Недра», 1969, с. 116 — 118.


