Патент ссср 895374

 

Союз Советскик

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ (63) Дополнительное к авт. саид-ву (22) 3аявлено 270580 (21)2934223/28-13 с присоединением заявки Йо (23) Приоритет

Опубликовано 070182. Бюллетень ИЯ 1

Датаопубликоваиияописаиия 07.01. 82 (51)м. к„.

А 01 К 61/00

Государственный комитет ссср по деаам изобретений н открытий (53) УДК 639-. 4 ° 062 (088. 8) (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫРЩИВАНИЯ МОЛЛЮСКОВ

Изобретение относится к марикультуре, а именно к устройствам для промышленного выращивания моллюсков в открытом море, в придонных слоях воды.

Известно устройство для выращивания моллюсков, преимущественно устриц, в придонных слоях воды, состоящее из горизонтальной рамы, собран1 ной из продольных брусьев и поперечин, закрепленных в соединительных втулках, стоек с бетонным основанием и емкостей для моллюсков, которые крепят на раме (1).

Это устройство не приспособлено для выращивания моллюсков в открытом море вследствие недостаточной устойчивости в условиях течений и волнения. а также при наклонах дна.

Кроме того, известное устройство невозможно обслужить с судна.

Известно также устройство для выращивания моллюсков в придонных слоях воды в прибрежных районах моря, состоящее из прямоугольного каркаса на ножках и расположенных одна под другой горизонтальных выдвижных полочек с системой ячеек для моллюсков (2).

Размеры контейнера и количество рядов полочек выбирают в зависимости от глубины места, погоды и площади акватории.

Основные недостатки этого устройства — малая устойчивость и невозможность обслуживания с поверхности моря, а также ненадежная работа полочек вследствие сильного обраста10 л ния в море подвижных элементов ко нструкции.

Наиболее близко к предлагаемому устройство, состоящее из подъемного каната с грузом, прямоугольного кар каса и расположенных в последнем съемных садков для моллюсков (3).

Данное устройство устанавливают на дно водоема. Однако при работе в условиях течения, волнений, не20 ровного рельефа дна и слабых грунтов оно имеет Низкую устойчивость.

В стесненных условиях палубы судна устройство неудобно обрабатывать и, кроме того, затруднено обслуживание

его с поверхности моря.

Цель изобретения — повышение устойчивости и надежности работы устройства при установке его на дно открытого моря и удобство обслужива

-З0 ния его на палубе судна.

895374

30

40

Для достижения укаэанной цели и .1с.:зное устройство, включающее прямоугольный каркас, установленные на последнем съемные садки для моллюсков и подъемный канат с грузом, дополнительно снабжено укрепленными на подъемном канате гибкими стропами и опорным механизмом, включающим смонтированные в нижней части каркаса поворотные лапы, несущие на свободных концах грузы, рычаги для фиксации лап, один конец каждого из которых шарнирно укреплен на соответствующей лапе, а другой подсоединен к гибкому стропу, и стопоры, состоящие из реек, закрепленных на каркасе, и зубов, расположенных на рычагах.

На фи1. 1 изображено предлагаемо устройство в рабочем положении (вид сбоку); на фиг. 2 — узел I на фиг.li на фиг.3 — то же,что и на фиг. 1, вид сверху; на фиг. 4 — узел II на фиг. 3; на фиг. 5 — разрез Е-E на фиг. 4; на фиг. 6 — опорный механизм и его работа1 на фиг. 7 — узел III на фиг. 6; на фиг. 8 — разрез Ж-Ж на фиг. 6; на фиг. 9 — вариант выполнения опорного механизма в виде автономного блока; на фиг. 10 — раз. личные системы .сборки устройства из модульных блоков.

Устройство представляет собой прямоугольный каркас 1 с ножками, по нижним продольным ребрам которого расположены щелевые 2, а по верхним — угловые 3 направляющие для кассет, каждая из которых образована основани м с трубчатыми стойками

4 и перекладинами 5 с элементами крепления 6.

Между трубчатыми стойками 4 кассет установлены один на другом садки 7 для моллюсков. Вдоль оси трубчатых стоек 4 в плоскости кассеты расположены перья 8 и ручки 9 для захода соответственно в щелевые 2 и угловые 3 направляющие каркаса 1, а для закрепления кассет служат фик-, саторы 10.

В нижней части каркаса 1 располо жен опорный1.механизм, включающий укрепленные посредством шарниров 11 поворотные лапы 12, несущие на свободных концах опорные грузы 13, снабженные для лучшего сцепления с грунтом шипами 14. На каждой лапе

l2 с помощью шарнира 15 укреплен ры чаг 16 с проушиной 17, служащей для фиксации лап, а к проушинам 17 подключены гибкие стропы 18, свободные концы которых пропущены через проушины 19, смонтированные в верхней части каркаса 1, и соединены через скобу 20 с подъемным канатом

21.

Для ограничения холостого хода рычагов 16 на лапах 12 имеется выступ 22, а для ограничения рабочегохода лап 12 на контейнере выполнены упоры 23.

Для обеспечения надежного стопорения лап 12 и рычагов 16 устройство снабжено стопорным механизмом состоящим из реек 24 закрепленных на ножках каркаса 1, и зубьев 25, закрепленных на рычагах 16.

Для предупреждения самопроизвольного раскладывания опорного механизма на палубе судна устройство имеет фиксатор 26, накладываемый и снимаемый вручную.

Концы подъемного каната 21 оканчиваются огонами с металлическими коушами 27, один из которых подключен к скобе 20, а другой — к промежуточному грузу 28, предназначенному для удержания сигнальной вехи

29, связанной с грузом 28 буй-линем 30.

Устройство имеет также сигнальный поплавок 31, закрепленный поводком

32 на проушинах 19 каркаса 1.

Длину подъемного каната 21 принимают равной h< -1 3 Н+. 1,5 h (где

Н вЂ” глубина места, h- высота надводной части судна), а длину буйлиня 30- hq =1,5Н +1,5h.

Наличие системы остропки, включающей гибкие стропы 18, подъемный канат 21 и буй-линь 30, а также промежуточный груз 28 позволяет исключить перепад усилий от сигнальной вехи 29, колеблющейся на поверхности моря к каркасу 1, сохраняет подъемный канат 21 и гибкие стропы

18 от преждевременного износа, позволяет определить с учетом направления ветра и положения сигнального поплавка 31 размещение каркаса 1 под водой и границы занятой им акватории, что необходимо для правильного подхода судна и постановки устройства, а также позволяет определить с учетом сигнального поплавка 31 уклон подъемного каната 21, при котором можно начинать подъем каркаса (допускается отклонение от вертикали не более 15 — 20 ).

Опорный механизм устройства может быть выполнен в виде автономного блока, как показано на фиг; 9 и 10.

В этом случае все детали механизма монтируют на раме 33, снабженной элементами 34 быстроразъемного крепления ее на каркасе 1. Последний также снабжают элементами 35 для стыковки нескольких каркасов между собой.

Работает устройство следующим образом.

Сборку и разборку устройства выполняют либо на берегу либо на палубе судна. Судно типа СЧС, МРС может взять на палубу 4-6 устройств и выйти в район культивирования моллюсков. В садки 7 равномерно укладывают

895374 сеголетки моллюсков и устанавливают их один на другой в кассетах, фиксируя пакет садков перекладиной 5. Кассеты поднимают вручную или с помощью

° стрелы и вводят в каркас 1 сверху.

При этом перья 8 кассеты входят в щелевые направляющие 2, а ручки 9 в уголковые направляющие 3. Затем кассеты закрепляют в каркасе с помощью фиксаторов 10 со свободно западающей рукояткой 36, которые расположены по одной иэ длинных сторон каркаса, являющейся рабочей.

Следующей операцией является сборка системы остропки и опорного механизма. Для удобства работы подъемный канат 21 и буй-линь 30 складывают в бухты и размещают их с одной стороны каркаса 1 в такой последовательности: подъемный канат 21. промежуточный груз 28, буй-линь 30 и сигнальная веха 29. Поводок 32 и сигнальный поплавок 31 укладывают в одну иэ ближайших крайних кассет.

Перед пуском „стройства в море гак грузовой стрелы вводят в скобу

20 и освобождают поворотом лап 12 от 25 фиксаторов 26.

При пуске каркаса 1 стравливают канат 21. При ослаблении троса грузовой стрелы следует стравить канат еще на 3-4 м для установки каркаса на дно и раскладывания опорного меха-, низма. После этого гак освобождают иэ скобы 20 подергиванием троса стрелы, промежуточный груз 28 сбрасывают в море (при натянутом канате, отступя З5

3-4 м от сигнального поплавка 31), стравливают буй-линь 30 и сбрасывают сигнальную веху 29.

Раскладывание опорного механизма в рабочее положение (при спуске и установке устройства на дне моря) достигается благодаря силам тяжести.

При касании дна ножками каркаса и снятия натяжения каната 21 и гибких строп 18, поворотные лапы 12 под действием момента сил относительно 45 оси вращения, обусловленного весом опорных грузов 13, разворачиваются вокруг своих шарниров 11 и ложатся на дно. При этом рычаги 16 поворачиваются в своих шарнирах 15 и под дей- 5Р ствием собственного веса западают на лапы 12, стопорясь рейками 24 и зубьями 25. В этом положении каркас благодаря широко расставленным .лапам

12 имеет высокую устойчивость и оказывает низкое удельное давление на грунт.

Поворотные лапы 12 создают дополнительные опоры, которые наряду с низким расположением центра тяжести каркаса значительно увеличивают его опрокидывающий момент и обеспечивают надежную работу его при действии течения, волнения и наклонного рельефа дна. При наличии на дне препятствий (камни, бугры) одна или несколько поворотных лап 12 могут раскрыть=я неполностью, попав на препятствие.

Однако устойчивость каркаса от этого не уменьшится : все опорные лапы будут застопорены рейками 24 и зубьями

25, а уменьшение плеч лап будет скомпенсировано пропорциональным снижением центра тяжести каркаса.

Устройство может быть использовано на слабых грунтах без заглубления и заиления.

Каркас 1, расположенный в придонном слое воды на глубинах 4 — 15 м и вне эоны волнового влияния, оказывается частично защищенным от сильных штормов.

Постоянно действующие на глубине течения и вертикальное перемешивание вод обеспечивает все необходимые условия для жизни и роста моллюсков, а также удаленче их отходов. При этом поток жидкости обтекает ряды кассет, садки 7 в пакетах и профильтровывается через перфорации стенок самих садков с моллюсками. Через них же удаляются отходы и смываются заиления.

Рядное расположение кассет в каркасе обеспечивает хорошую проточность садков. Для сохранения этого качества в различных системах носителей (фиг.10) они располагаются в один ряд.

При выборке устройства к его подводным ориентирам подходят с подветренной стороны. Работы начинают с подъема на борт судна сигнальной вехи

29, затем извлекают буй-линь 30 с промежуточным грузом 28 и гак грузовой стрелы заводят в скобу 27. После того как углон подъемного каната 21 приблизи-.ся к вертикали, начинают подъем. При подъеме опорный механизм складывается в холостые положения, что достигается натяжением каната 21, а через него и гибких строп 18. Вначале при этом расфиксируются рычаги

16, а затем они разворачиваются на угол так, что становятся продолжением строп 18 и,лежат на одной прямой . После этого через шарниры 15 усилия передаются на поворотные лапы 12, и они поворачиваются вокруг своих шарниров 11. Складывание опорного механизма заканчивается при упоре лап 12 в поперечную стойку каркаса 1, а рычагов 16 — в выступ 22.

После этого усилия натяжения каната 21 н строп 18, передаваемые через рычаги 16 и поворотные лапы 12 на каркас 1, возрастают до величины, превышающей его массу, и каркас поднимается на палубу судна.

При подъеме для предупреждения раскладывания опорного механизма, что может привести к несчастным случаям, накладывают фиксатор 26. При подъеме каркаса к поверхности воды его разворачивают длинными сторонами, окрашенными в белый цвет, вдоль

895374 борта судна, а затем принимают на палубу.

Разбирают каркас в обратном порядке. При этом наряду с профилактическим осмотром, чисткой моллюсков очищают каркас и подвижные соединения устройства от обрастаний.

При использовании устройства с автономным опорным механизмом в виде блока системы собирают непосредственно перед спуском их в море. Выбирают систему на основе конкретных условий: скорости течения, рельефа дна, содержания в воде фитопланктона, кислорода и т. и., a также плотности эаиления акватории.

Каркас делают из профилированной (угольник, швеллер, трубка, стержень) и листовой стали, защищенной от коррозии и обрастания специальными покрытиями, садки — из полимерных материалов, а грузила — из железобе- тона, стойкого к морской среде. В системе остропки используют капроновые канаты.

Сопрягаемые элементы, конструкции (направля ащие кассет, фиксаторы, шарниры и т. и.) выполнены с минимальными площадями контакта и защище ны специальными покрытиями, вследствие чего мало засоряются органическими обрастаниями и не теряют работоспособности после длительной эксплуатации в море.

Предлагаемое устройство по сравнению с известными обеспечивает повышение эффективности выращивания моллюсков и рентабельности работы культурных хозяйств благодаря:

-использованию дна открытых районов моря, имеющих более чистые воды, высокую кормность и обширные акватории, а также частично защищенных от штормов; повышению устойчивости и надежности работы при различных гидрологических условиях, строении и рельефе дна; — обеспечению возможности и . удобств обслуживания с.поверхности моря без использования водолазных средств; использованию судов и средств механизации на обслуживающих работах;

- повышению вместимости моллюсков в единице объема; повышению удобств обслуживания на палубе судна и снижению трудоемкости работ по сборке (разборке) постановке на дно, профилактической обработке.

Формула изобретения

Устройство для выращивания моллюсков, включающее прямоугольный каркас, установленные на последнем съем20 ные садки для моллюсков и подъемный канат с грузом, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью повышения устойчивости и надежности работы при установке устройства на дне открытого моря.и удобства обслуживания его на палубе судна, оно снабжено укрепленными на подъемном канате гибкими стропами и опорным механизмом, включающим поворотные лапы, смонтированные в нижней части каркаса и несущие на свободных концах грузы, рычаги для фиксации лап, один конец каждого из которых укреплен на соответствующей лапе, а другой подсоединен к гибкому стропу, и стопоры, состоящие из реек, закрепленных на каркасе, и зубов, расположенных на рычагах.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Франции Р 2176549

40 кл. А 01 К 61/00, опублик. 1973.

2. Патент Франции Р 2058694 кл. A 01 К 61/00, опублик. 1971.

3. Патент США Р 2989945, кл.11945 4 опублик 1961

895374

Составитель С.Филиппова

Редактор Б.Федотов Техред И.Гайду Корректор E Рошко

Заказ I1524/4 Тираж 698 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Патент ссср 895374 Патент ссср 895374 Патент ссср 895374 Патент ссср 895374 Патент ссср 895374 Патент ссср 895374 Патент ссср 895374 Патент ссср 895374 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к рыбоводству, в частности к способам получения гибридов рыб

Изобретение относится к области охраны окружающей среды, а именно к способам экологического контроля водных сред разного целевого назначения с помощью биотестирования

Изобретение относится к рыбоводству и может быть использовано в рыбной промышленности для создания необходимых условий обитания рыбы: физико-химического, гидрологического режимов и естественной кормовой базы, что позволяет увеличить продуктивность существующих рыбных водоемов

Изобретение относится к рыбоводству и может быть использовано для лечения отравлений рыб токсикантами, загрязняющими водную среду

Изобретение относится к рыболовству, а именно к устройствам для разведения раков

Изобретение относится к способам повышения выживаемости и жизнеспособности личинок и молоди рыб и рыбообразных в условиях воздействия стрессорных факторов, возникающих в процессе пересадки, сортировки, транспортировки рыб, а также при воздействии некоторых токсикантов, загрязняющих водную среду, и может быть использовано в рыбоводстве

Изобретение относится к рыбоводству, а именно к способам разведения раков
Наверх