Коробка передач транспортного средства
Союз Советскнк
Соцнапнстнческнк респубики
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (»)893602 (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22}Заявлено 161079 (21) 2863701/27-) 1 с нрисоединением заявки Мт (23) Приоритет
Опубликовано 30 28 1. Ьктллетень 1)й 48 (51)М. Кл.
В 60 К 17/08
9кудерстесккыИ квинтет
СССР ее делам изобретений н еткрнткй (53) УДК 629.113-585.1
--- —.--- -- - -- 088»8) Дата опубликования описания ЗШ 281
1";= ХНЫЧЕЖлЯ ь11ЛМФТЕм А
1 (72) Авторы изобретения
Е.Н.Козлов и А.Д.Кузнецов (7l) Заявитель
Минский тракторный завод им. В.И.Ленина (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к механическим коробкам передач, предназначенным, преимущественно для самоходных транспортных средств.
Известна коробка передач транспортного средства, преимущественно трактора, содержащая параллельно установленные в корпусе ведущий вал с закрепленными шестернями, промежуточный вал с шестернями, установ10 ленными с воэможностью блокирования с ним, часть из которых введена в зацепление с упомянутыми шестернями ведущего вала, и ведомый вал с шестернями, одна иэ которых установлена
15 с возможностью осевого перемещения для связи с одной иэ шестерен промежуточного вала, шестерни заднего хода 11).
Недостатками данной коробки передач являются большие габариты и вес, вызванные расположением блока-шестерни заднего хода на дополнительной оси.
Цель изобретения — уменьшение габаритон.
Указанная цель достигается тем, что шестерни заднего хода свободно установлены на ведущем валу, причем одна из шестерен введена в постоянное зацепление с одной из шестерен промежуточного вала, а другая связана с шестерней ведомого вала, установленной с воэможностью осевого перемещения.
На фиг. 1 изображена коробка передач, продольный разрез, на фиг. 2 то же, с изображением связей шестерен заднего хода с шестернями ведомого вала при включенном режиме заднего .хода.
Коробка передач содержит корпус
1, в котором установлены параллельно друг другу входной 2, промежуточный 3 и выходной 4 валы.
На входном валу 2 жестко закреплены шестерни 5 и 6 и свободно установлена блок-шестерня 7 заднего хода
893602
Формула изобретения венцами 8 и 9. На промежуточном валу 3 свободно с возможностью избирательного соединения с ним установлены шестерни 10-13, На выходном валу 4 установлены шестерни 14 и
15. Механизм блокировки шестерен
10-13 промежуточного вала 3 с последним не показан. Включение режима заднего хода осуществляется дополнительным рычагом 16. Шестерни 5 и 6 входного вала 2 находятся в постоянном зацеплении с шестернями 10 и 11 промежуточного вала 3. Венец 9 блока-шестерни 7 входит в постоянное зацепление с шестерней 13 промежуточ- 15 ного вала 3. Венец 8 блока-шестерни
7 установлен с возможностью зацепления с шестерней 14, установленной подвижно на шлицах выходного вала 4 с воэможностью зацепления с шестерней 12 промежуточного вала 3 и при помощи торцовых кулачков с шестерней 15, свободно установленной на выходном валу 4, находящейся в постоянном зацеплении с шестерней
13 промежуточного вала 3.
Включение режима заднего хода осуществляется дополнительным рычагом 16, который перемещает шестерню
I4, связанную шлицевым соединением с выходным валом 4 из положения I (режим переднего хода) в положение
I 1 (режим заднего хода) . При этом шестерня 14, расположенная на выходном валу 4, входит в зацепление с венцом 8 блок-шестерни 7 заднего хода, расположенной на входном валу
2, а шестерня 15 свободно проворачивается на выходном валу 4.
Передние передачи в этом режиме отсутствуют.
Схема силового потока в режиме заднего хода приведена на фиг.2.
При включении первой передачи заднего хода вращение от входного вала 2 на выходной вал 4 передается через шестерню 5 входного вала 2, шестерни 10 и 13, расположенные на промежуточном валу 3, венцы 8 и 9 блок-шестерни 7 заднего хода и шестерню 14. 50
При включении второй передаЧи заднего хода вращение от входного вала 2 на выходной вал 4 передается через шестерню 6 входного вала 2 шестерни II и 13, расположенные на промежуточном валу 3, венцы 8 и 9 блок-шестерни 7 заднего хода и шестерню 14. При введении в зацепление шестерни 14 с венцом 8 блок-шестерни 7 заднего хода шестерни 15 свободно вращается на выходном валу 4,.
Предлагаемая коробка передач по сравнению с известной проще по конструкции,, имеет меньшие габариты и вес.
Ориентировочный экономический эффект от использования данной коробки передач составляет 40 тыс.руб. при выпуске 15 тыс. тракторов в год.
Коробка передач транспортного средства, преимущественно трактора, содержащая параллельно установленные в корпусе ведущий вал с закрепленны ми шестернями, промежуточный вал с шестернями, установленными с воэможностью блокирования с ним, часть из которых введена в зацепление с упомянутыми шестернями ведущего вала, и ведомый вал с шестернями, одна из которых установлена с возможностью осевого перемещения для связи с одной из шестерен промежуточного вала, шестерни заднего хода, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения габаритов, шестерни заднего хода свободно установлены на ведущем валу, причем одна из шестерен введена в постоянное зацепление с одной из шестерен промежуточного вала, а другая связана"с шестерней ведомого вала, установленной с возможностью осевого перемещения.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе, 1. Патент ФРГ 11 - 2514781, кл. В 60 K I7/08, 1979 (прототип).
893 á02
Сос тави т ель С . Б ело ус ьк о
Редактор Н.Чубелко Техред А.Ач Корректор Л.Бокшан
Заказ 11350/ 23 Тираж 735 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4



