Устройство для гашения вибраций роторных машин
Союз Соввтскик
Социвпистичвскик
Респубики
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (ii> 887833 (61) Дополнительное к ввт. свид-ву— (22) Заявлено 30. 01 ° 79 (21) 2720269/25 28 с присоединением заявки М (23) Приоритет (5t)N. Кл.
F l6 F 5/20
Гюеударстаекы4 каиитвт
СССР во делам иае4ретений и открытки
Опубликовано 07 12.81 Бюллетень М 45 (53) УДК 620.1- . . 05: 5 31 . 24
Государственный научно-исследовательский институт машиноведения им. акад. А.А. Благонравова.(71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГАШЕНИЯ BHSPAQKf
РОТОРАХ ИАШИН
Изобретение относится к машиностроению и может бить использовано для гашения вибраций машин с вращающимися частями.
Известно устройство для гашения вибраций роторных машин, содержащее зубчатую передачу, кинематически соединяемую с ротором, и грузы, установленные на колесах передачи 11.
Недостатком известного устройства является то, что оно не позволяет управлять взаимным расположением гру зов в зависимости от фазовых соотношений между источником возмущений и ротором.
Наиболее близким по технической сущности к изобретению является устройство для гашения вибраций роторных машин, содержащее корпус, исполнительньп узел, выполненный в виде первого зубчатого колеса с радиальным пазом и второго зубчатого колеса со спиральным пазом, устанавливаемых на ротор с возможностью вращения от2 носительно него, и груза, взаимодействующего .с пазами первого и второго, колес, приводной механизм, выполненный в виде третьего зубчатого колеса, жестко закрепляемого на роторе, овл нный а корпусе механизм управления исполнительным узлом, выполненный в виде трех конических дифференциалов с одним водилом всех сателлитов и трех зубчатых колес, жестко закрепленных на осях центральных колес дифференциалов и взаимодействующих с первым, вторым и третьим колесами 2
Недостатком данного устройства яв13 ляется сложность его конструкции.
Цель изобретения — упрощение конструкции устройства.
Цель достигается тем, что исполнительный узел выполнен в виде первого зубчатого колеса с грузом, устанавливаемого HcL ротор с возможностью вращения относительно него, и второго зубчатого колеса с грузом, установ887831 ленного с возможностью вращения на периферии первого зубчатого колеса параллельно его торцу, приводной ме-. ханизм — в виде закрепляемых на роторе третьего зубчатого колеса и чет5 вертого зубчатого колеса, взаимодействующего со вторым колесом, а также пятого зубчатого колеса, взаимодействующего с третьим колесом, а механизм управления — в виде конического дифференциала, водило сателлитов которого прикреплено к пятому колесу параллельно его торцу, и шестого зубчатого колеса, закрепленного на оси одного из центральных колес дифферен15 циала и взаимодействующего с первым колесам.
На чертеже изображена кинематическая схема предлагаемого устройства.
Устройство содержит корпус 1, первое зубчатое колесо 2 с грузом 3, устанавливаемое на ротор 4 с возможностью вращения относительно ротора, второе зубчатое колесо 5 с грузом 6, установленное с возможностью вращения на периферии колеса 2 параллель25i но его торцу, закрепляемые на роторе
4 третье зубчатое колесо 7 и четвертое зубчатое колесо 8, взаимодействующие с колесом 5, а также пятое зубчатое колесо 9, установленное в корпусе 1 и взаимодействующее с коле- сом 7.
Устройство содержит также конический дифференциал 10 с двумя сателлитами 11, 12, двумя центральными коле- )5 сами 13, 14 и водилам 15 сателлитов, прикрепленным к колесу 9 параллельно его торцу, шестое зубчатое колесо 16, закрепленное на оси центрального колеса 13 и взаимодействующее с колесом 40
2, и управляемый фиксатор 17 центрального колеса 14.
Колеса 2, 5 с грузами 3, 6 образуют исполнительный узел устройства, колеса 7, 8, 9 — приводной механизм, а 45 конический дифференциал 10 и колесо
16 — механизм управления исполнительным узлом.
Устройство работает следующим образом. 50
При вращении ротора 4 измеряют амплитуды колебаний роторной машины и, если ани превышают допустимые, осуществляют управление исполнительным узлом, в состав которого входят грузы 3 и б. Для этого с помощью фиксатора 17 центральное колесо 14 ди Ьференциала 10 освобождают от фиксирования и поворачивают в ту или иную сторону. Результатом этого по-. ворота является вращение колеса 2, обеспечивающее изменение положения грузов 3 и 6 относительно ротора.
Необходимое для работы исполнительно-. го узла приводное движение обеспечивается колесами 7, 8, 9. Колесо 14 поворачивают до тех пор, пока амплитуда не достигнет допустимого значения, после чего его стопорят фиксатором 17. В этом случае груз 3 и 6 будут вращаться с угловыми скоростями, равными угловой скорости ротора 4, не изменяя своего положения по отношению к нему.
Изобретение значительно проще по своей конструкции и характеризуется большей надежностью в работе.
Формула изобретения
Устройство для гашения вибраций роторных машин, содержащее корпус, исполнительный узел, приводной механизм, кинематически связанный с ним, и установленный в корпусе механизм управления исполнительным узлом, о т л и ч а î å å с я тем, что, с целью упрощения конструкции, исполнительный узел выполи и в виде первого зубчатого колеса с грузом, устанавливаемого на ротор с возможностью вращения относительно него, и второго зубчатого колеса с грузом, установленного с возможностью вращения на периферии первого колеса параллельно его торцу, приводной механизм — в виде закрепляемых на роторе третьего зубчатого колеса и четвертого зубчатого колеса, взаимодействующего со вторым колесом, а также пятого зубчатого колеса, взаимодействующего с третьим колесом, а механизм управления — в виде конического дифференциала, водило сателлитов которого прикреплено к пятому колесу параллельно его торцу, и шестого зубчатого колеса, закрепленного на оси одного из центральньж колес дифференциала и взаимодей"твующего с первым колесом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 219326, кл. F 16 F 15/12, 1968, 2. Авторское свидетельство СССР
Р 682780, кл. G 01 И 1/38, 1977. (прототип).
887831
Составитель В. Туляков
Редактор Г..Бельская Техред P.Îëèÿí, Корректор Г. Огар
Закаэ 1070277 Тираж 1009 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий
113035 Москва Ж-35 Раушская наб. д» 4Д
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4