Транспортное средство
И С А Н И Е п1887306
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву 770867 (22) Заявлено 06.12.79 (21) 2877380/27-11 (51) М. Кл.
В 60Т 8/26 с присоединением заявки №
ГосУдарстеенный комитет (23) Прпорп (43) Опубликовано 07.12.81. Бюллетень № 45 (53) УДК 629.113-59 (088.8) ло делам изобретений и открытий (45) Дата опубликования описания 07.12. .». (72) Авторы 1 :. изобретения Н. В. Богдан, Г. А. Молош, А. М. Расольфо и Е. А; Романчик: (71) Заявитель Белорусский ордена Трудового Красного Знамени :политехнический;- институт (54) ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО
Изобретение относится к автотракторостроению и, в частности, к управлению транспортным средством в ведущем и тормозном режимах.
По основному авт. св. № 770867 известно транспортное средство, содержащее управляемый передний и задний ведущие мосты, фрикционную муфту включения переднего моста, силовые цилиндры, которые гидравлически связаны с источником давления посредством клапанов управления, один из которых выполнен в виде следящего механизма, кинематически связанного с тормозной педалью, вариатор с органом управления, установленный между фрикционной муфтой и управляемым передним ведущим мостом, золотниковый распределитель рулевого механизма, гидравлически соединенный с источником давления, исполнительным механизмом и сливом, гидравлический цилиндр, разделенный ступенчатым поршнем на штоковую, рабочую и бесштоковую полости, при этом шток поршня соединен с органом управления, а рабочая полость сообщена с золотниковым распределителем, подвески переднего и заднего мостов и трехпозиционного следящего золотникового распределителя, причем в золотнике последнего выполнены каналы для соединения в первой позиции бесштоковой полости гидравлического цилиндра со сливом и штоковой полости с источником давления, во второй позиции — для соединения обеих этих полостей со сливом, а в третьей — для
5 соединения штоковой полости гидравлического цилиндра со сливом и бесштоковой полости с источником давления, при этом торцовые полости, образованные корпусом дополнительного распределителя и торца10 ми золотника, подключены соответственно к подвескам переднего и заднего мостов (1).
Недостатком известного транспортного средства является то, что при движении на затяжных уклонах в результате действия
15 на тормозную;педаль перегреваются тормозные механизмы. При этом происходит структурное изменение фрикционных накладок тормозов, и они теряют свою эффективность, т. е. снижается их долговечность.
20 Целью изобретения является повышение долговечности тормозных механизмов путем использования на затяжных спусках вариатора в качестве бесступенчатого тормоза замедлителя.
25 Это достигается тем, что второй из клапанов управления выполнен в виде золотникового распределителя следящего действия, имеющего каналы для соединения второй рабочей полости гидравлического циз0 линдра и рабочей полости силового цилин887306
3 дра фрикционной муфты с источником давления.
На чертеже представлена кинеыатическая схема предлагаемого транспортного средства.
Транспортное средство содержит управляемые передний и задний ведущие мосты
1 и 2, которые связаны между собой фрикционной муфтой 3 и вариатором 4, и тормозные механизмы 5.
Передний мост 1 имеет рулевой механизм с золотниковым распределителем б, гидравлически связанным с источником 7 давления и исполнительным механизмом 8, в свою очередь соединенным с рулевои трапецией 9.
Гидравлическая система управления тормозными механизмами 5 заднего моста содержит главный тормозной цилиндр 10 и источник давления ll. Управление цилиндром 10 осуществляется с моста водителя тормозной педалью 12, которая кинематически связана со следящим клапаном 13 управления, включенным в нагнетательную магистраль силового цилиндра 14 управления фрикционной муфтой 3. Последняя может быть включена и силовым цилиндром
15, управляемым трехпозиционным золотниковым распределителем 16, имеющим связь с источником 7 давления и сливом. lрехпозиционный золотниковый распределитель
16 может управляться вручную водителем или с помощью датчика, фиксирующего буксование задних колес.
Вариатор 4 состоит соответственно из ведущего и ведомого элементов 17 и 18, а также органа 19 управления, соединенного со штоком гидравлического цилиндра 20.
Последний рабочей полостью 21 соединен с золотниковым распределителем б, бесштоковой полостью 22 и штоковой 23 — с дополнительным трехпозиционным следящим золотниковым распределителем 24, а рабочей полостью 25 — с трехпозиционны "I золотниковым распределителем 16.
В дополнительном трехпозиционном золотниковом распределителе 24 выполнены каналы для соединения в первой позиции бесштоковой полости 22 гидравлического цилиндра со сливом и штоковой 23 — с источником 7 давления, во второй позиции— полостей 22 и 23 со сливом, в третьей— штоковой полости 23 со сливом и бесштоковой 22 с источником 7 давления. При этом торцовые полости 26 и 27, образованные корпусом распределителя 24 и торцами золотника, подключены соответственно к трубопроводам 28 и 29, соединенным с рабочими полостями цилиндров передней и задней подвесок мостов 1 и 2 (на чертеже не показаны).
Предлагаемое транспортное средство работает следующим образом.
При движении транспортного средства на прямолинейном участке без буксования
55 колес заднего моста 2 и при отсутствии нажатия на тормозную: едаль 12 силовые цилиндры 14 и 15 соединены со сливом и муфта 3 пе подключает передний мост 1 к заднему. Распределитель 6 соединяет исполнительный механизм 8 и рабочую полость гидравлического цилиндра 20 со сливом, Трехпозиционный золотниковый распределитель 24 занимает втору1с позицию, при которой полости 22 и 23 т" êæå сообщены со сливом. В случае превышения;;опустимого буксования задних колес водитель (или датчик, фиксирующий оуксование колес) воздействует на трехпозпционный золотниковый распределитель 16, который, перемещаясь вниз, соединяет силовой цилиндр 15 с источником давления и, таким образом, включается фрикциопная муфта
3, а значит, подключается передний мост
1, тем самым повышая проходимость транспортного средства. Вариатор 4 cîõðàíÿåò требуемое соотношение в угловых скоростях колес переднего 1 и заднего 2 мостов.
В случае установки на транспортное средство навесных машин его развесовка изменяется, и трехпозиционный золотниковый распределитель 24, управляемый от подвески, своевременно соединит требуемую полость гидравлического цилиндра 20 с источником 7 давления, Этим вызывается перемещение органа 19 управления вариатором 4 и выравнивание окруж ых скоростей колес.
При прекращении буксования задних колес трехпозиционный золотниковый распределитель 16 возвращается в исходное положение и соединяет силовой цилиндр 15 со сливом. В этом случае фрикционная муфта 3 выключается, т. е. передний мост
1 отключается от заднего моста 2.
При нажатии на тормозную педаль 12 во время движения на прямолинейном участке пути рабочая жидкость от источника давления 11 поступает через клапан 13 управления к силовому цилиндру 14 и к главному тормозному цилиндру 10, а оттуда к тормозным механизмам 5 заднего моста 2.
Увеличение давления в рабочих полостях тормозных механизмов 5 вызывает нарастание тормозных сил на колесах заднего моста 2 из-за включения фрикционной муфты
3 на колесах переднего моста 1.
Устранение кинематического несоответствия, возникающего из-за изменения радиусов колес при торможении, происходит вследствие изменения передаточного числа вариатора 4 в зависимости от перераспределения веса по мостам транспортного средства. Это перераспределение приводит к увеличению давления в рабочих полостях .цилиндров подвески переднего моста 1 и уменьшению давления в упомянутых полостях подвески заднего моста 2. В результате под действием разности давлений в трубопроводах 28 и 29, а значит, и в торцовых
887306
5 о
25 зо
50 полостях 26 и 27 трехпозиционного золотникового распределителя 24 его золотник займет первую позицию. В этом случае от источника 7 давление поступает в штоковую полость 23 гидравлического цилиндра 20, вызывая перемещение органа 19 управления и тем самым приводя в соответствие окружные скорости передних и задних колес.
Поскольку трехпозиционный золотниковый распределитель 24 выполнен следящим, в зависимости от изменения давления в подвесках переднего и заднего мостов он занимает требуемую позицию, изменяя давление в полостях 22 и 23 гидравлического цилиндра 20 пропорционально перераспределению веса между мостами 1 и 2 и этим поддерживая оптимальный режим вращения колес.
При необходимости в момент торможения или буксования задних колес изменения направления движения воздействуют на рулевой механизм, в результате распределитель 6 в соответствии с требуемым углом поворота трапеции 9 подает рабочую жидкость в соответствующие полости исполнительного механизма 8 и рабочую полость 21 гидравлического цилиндра 20. Орган 19 управления вариатором 4 за счет связи со штоком гидравлического цилиндра переместится, изменив передаточное отношение вариатора 4. В результате устранится кинематическое несоответствие, возникающее вследствие движения гередних и задних колес по различным радиусам кривизны. При возвращении на прямолинейный участок пути рабочая полость 21 гидравлического цилиндра 20 соединяется распределителем
6 со сливом, и передаточное число вариатора будет зависеть только от перераспределения веса по мостам транспортного средства.
При оттормаживании тормозная педаль
12 возвращается в исходное положение, а орган 19 управления вариатора 4 устанавливается в нейтральное положение. В результате цилиндр 14 фрикционной муфты 3 соединяется со сливом и снижается давление в тормозных механизмах 5 заднего моста 2.
При движении транспортного средства на затяжных уклонах подтормаживанне тормозными механизмами о нецелесообразно, поскольку это вызывает их перегрев. Поэтому водитель воздействует на трехпозиционный золотниковый распределитель 16, перемещая его вверх.
В этом случае от источника 7 давления жидкость поступает в рабочую полость 25 гидравлического цилиндра 20, вызывая перемещение органа 19 управления, и одновременно в силовой цилиндр 15, включая фрикционную муфту 3, т. е. подключая передний мост 1. Перемещение органа 19 управления увеличивает кинематическое несоответствие, и окружные скорости передних и задних колес транспортного средства, которые ранее были в соответствии, изменяются. Из-за возникающей разницы окружных скоростей колес возникает тормозной момент, который препятствует увеличению скорости движения на затяжных уклонах.
При возвращении водителем трехпозиционного золотникового распределителя 16 в исходное положение силовой цилиндр 15 и рабочая полость 25 гидравлического цилиндра 20 соединяются со сливом. В этом случае фрикционная муфта 3 выключается и передний мост 1 отключается.
Изобретение позволяет повысить долговечность тормозных механизмов в среднем на 15 — 20î/o
Фор мул а изобретения
Транспортное средство по авт. св.
И 770867, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения долговечности тормозных механизмов путем использования на затяжных спусках вариатора в качестве бссступенчатого тормоза замедлптеля, второй пз клапанов управления выполнен в виде золотникового распределителя следящего действия, имеющего каналы для соединения второй рабочей полости гидравлического цилиндра и рабочей полости силового цилиндра фрикционной муфты с источником давления.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
М 770867, кл. В 60Т 8/26, 17.01.1979.
Редактор Г, Бельская
Составитель В. Ляско
Техред А, Каиьппннкона
Корректор О. Тюрина
Заказ 2347/19 Изд. Ко 609 Тираж 749 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретении и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская иаб,, д, 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2



