Наклонный бескамерный судоподъемник
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскик
Социалистическив
Республик
< о 883237 (61) Дополнительное к авт. свид-ву Р 611966 (22) Заявлено 310180 (21) 2903082/27-11 с присоединением заявки Нов
{23) Приоритет—
Опубликовано 23.11.81. Бюллетень Й943
Дата опубликования описания 231181 (51)М. Ки.з
Е 02 С 3/00
Госудврствеяяый комитет
СССР яо делам язобретеяий и открытия (53) УДК 626 (088.8) (72) Авторы изобретения
В.Я. Кошкин и В. В. Еремеев
Ленинградское отделение Всесоюзного ордена Ленина проектно-изыскательского и научно-исследовательского института "Гидропроект" им. С.Я.Жука (71) Заявитель (54 ) НАКЛОН НЫИ ВЕСКАМЕРНЫЙ СУДОПОДЪЕМНИК!
Изобретение относится к гидротехнике, в частности к наклонным бескамерным судоподъемникам, используемым для перевода судов из бьефа в бьеф.
По основному авт. св. В 611966 известен наклонный бескамерный судоподъемник, включающий лоток, щит, установленный с возможностью перемещения по лотку при помощи привода, понтон с направляющими элементами и швартовыми устройствами, причем понтон связан шарнирно со щитом и расположен в лотке, а направляющие элементы смонтированы на понтоне и сопряжены со стенками лотка (1$.
Недостаток этого судоподъемника состоит в том, что судно должно заходить в лоток судоподъемника с ог.раниченной скоростью, не более
1,0 м/с, чтобы произвести торможение без ударов о днище лотка. Ограничение по скорости захода судна в лоток уменьшает пропускную способность судоподъемника.
Цель изобретения — повышение пропускной способности судоподъемника.
Поставленная цель. достигается тем, что в наклонном бескамерном судоподьемнике понтон снабжен отбойным элементом, выпОлненным в виде подвижно смонтированной балки, и амортизаторами, выполненными в ниде гидроцилинд ров, взаимодействующих со щитом,при этом отбойные элемент и амортизаторы смонтированы на противоположных концах понтона.
На фиг. 1 изображен план наклонного бескамерного судоподъемникау на фиг.. 2 — разрез A-A на фиг. 1.
Наклонный бескамерный судоподъемник включает лоток 1, передвижной щит 2 с приводными тяговыми тележками
3 и клапанным затвором 4, и понтон 5, который выполнен в виде катамарана и состоит из двух частей, соединенных поперечными рамами 6. Со стороны верхнего бьефа в теле понтонов выполнены пазы с путями 7, по которым пе20 ремещается отбойный элемент 8 с по,.мощью канатной лебедки 9.
Понтон 5 соединен с передвижным щитом 2 посредством гидроцилиндров
10. Направляющие 11 устройства понтона 5 служат для ориентации его в лотке и воспринимают поперечные усилия, возникающие при навале судна на понтон и при ударе судна об ОтбойЗО ный элемент 8.
883237
Судоподъемник работает следующим образом.
При транспортировке судна из нижнего бьефа в верхний, передвижной щит 2 устанавливают в нижнее исходное положение и затормаживают. Клапанный затвор 4 опущен, отбойный элемент 8 поднят в верхнее положение (фиг. 2). Транспортируемое судно заходит в лоток со скоростью, в 1,5
1,8 раза превышающей обычную нормативную входную скорость судна для камер судоподъемников или шлюзов, не имеющих отбойных устройств. В случае, если судоводитель не успевает затормозить судно, то оно наваливается на отбойный элемент 8, и усилие 15 от навала передается через понтон 5 на штоки гидроцилиндров 10.
Поскольку гидроцилиндры 10 присоединены к передвижному щиту 2, который в этот момент заторможен, то в Щ напорных полостях гидроцилиндров создается повышенное давление, в результате чего рабочая жидкость через дроссельные устройства начинает вытекать из напОрных полостей цилиндров в баки маслонапорных установок (на чертеже дроссельныв устройства и маслонапорные установки не показаны).
Это приводит к выдвижению штоков гидроцилиндров и перемещению понтонов вместе с судном, в результате чего оно затормаживается и останавливается. Кинетическая энергия движущегося судна переходит в тепловую энергию, выделяемую маслом при перекачке его иэ цилиндров через дроссельные уст.— ройства в баках маслонапорной установки
Величина хода штоков гидроцилиндров 10 зависит от массы судна, его скорости и допустимого усилия навала. 40
После остановки судна его швартуют к понтону 5, поднимают клапанный затвор 4, и с помощью приводных тяговых тележек 3 передвижной щит 2 перемещается вверх по лотку к полу- 45 шлюзу верхней головы. Одновременно с этим отбойный элемент 8 с помощью канатных лебедок 9 опускается в крайнее нижнее положение, не препятствующее проходу над ним судна. Отбойный элемент 8 может быть и подъемным, в этом случае его поднимают и судно проходит под ним.
Величину подъема отбойного элемента при этом определяют, исходя из судоходного габарита.
Движение передвижного щита в сторону верхнего бьефа происходит до тех пор, пока уровни воды в лотке 1 и верхнем бьефе не выравняются, после чего открывают ворота полушлюза верхней головы (не показаны), и судно выходит в верхний бьеф.
Транспортировка судна из верхнего бьефа в нижний происходит в обратном порядке.
Судно из верхнего бьефа заходит в лоток 1, ворота полушлюза верхнего бьефа закрывают и передвижной щит 2 передвигают в сторону нижнего бьефа.
После выравнивания уровней воды в лотке и в нижнем бьефе, клапанный затвор 4 опускают, и судно из лотка
1 выходит в нижний бьеф.
Предлагаемое изобретение позволяет увеличить скорость захода судна в лоток до величины, равной 1,5
1,8 м/с, что приведет к увеличению пропускной способности судоподъемника на 4%. При объеме грузооборота
10 мли.т экономический эффект составит 100 тыс.руб.
Формула изобретения
Наклонный бескамерный судоподъемник по авт. св. 9 611966, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения пропускной способности судоподъемника, понтон снабжен отбойным элементом, выполненном в виде подвижно смонтированной балки, и амортизаторами, выполненными в виде гидроцилиндров, взаимодействующих со щитом, при этом отбойный элемент и амортизаторы смонтированы на противоположных концах понтона.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 611966, кл. E 02 С 3/00, 1978 (прототип).


