Уплотнение
ОП ИСАЙИ Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
881440 (6 ) Дополнительное и авт. свид-ву— (22) Заявлено 08.02.80 (21) 28796!5!25-08 (5!) М. Кл.з
F !6 J 15/32 с присоединением заявки ¹â€”
Государственный комитет (23) Приоритет— (Опубликовано 5.11.8!. Бюллетень № 42 (53) УДК 62-762 (088.8) йо деизм изобретений н от«рмтий
Дата опубликования описания 15.11.81
А. Д. Попов и Ф. М. Чеботарев, (72) Авторы изобретения
/ (7l ) Заявитель (54) УПЛОТНЕНИЕ
Изобретение относится к уплотнениям вращающихся валов с повышенным радиальным биением и возможным осевым перемещением.
Известны уплотнения с радиальной самоподжимной манжетой, установленной в жестком корпусе (11.
Однако эта конструкция обеспечивает надежное уплотнение только при малых значениях радиального биения вращающегося вала, продольное значение которого устанавливается в зависимости от окружной скорости уплотняемой поверхности.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является уплотнение, содержащее са моподжи м ную радиальную м а нжету, установленную на втулке, вра- щающейся вместе с валом, с которым она связана эластичной муфтой (2) .
Недостатком данной конструкции является то, что она не обеспечивает надежного уплотнения при повышенных радиальных биениях и аксиальном смещении вала.
Цель изобретения — увеличение надежности уплотнения при повышенных значениях радиального биения и аксиальном смещении уплотняемого вала.
Указанная цель достигается тем, что втулка выполнена из двух шарнирно соединенных частей, в одной иэ которых размещена манжета, а другая закреплена на корпусе.
Причем шарнирное соединение образовано выступами и впадинами, входящими одни в другие, и охвачено гофрированным упругим элементом с поджимающей пружиной.
На чертеже изображено предлагаемое уплотнение, разрез. Вал охвачен радиальнои самоподжимто ной манжетой 2. установленнои во втулку 3 с подшипником скольжения 4. Втулка 3 соединяется с корпусом узла 5 через втулку 6.
Втулки 3 и 6 выполнены ступенчатыми, выс.тупы одной входят в противоположные впадины другой, образуя шарнирное соединение
Место соединения закрыто гофрированным резиновым чехлом 7 с поджимающей пру- жиной 8. Уплотнение закрыто предохранительным колпаком 9:
При вращении в подшипнике 4 вал
20 уплотняется манжетой 2, установленной во втулке 3, шарнирно соединенной с корпу- сом узла 5 через втулку 6. Для надежной работы манжеты 2 необходимо, чтобы ради-.
881440
Составитель Г. Бутома
Редактор О:Персияннева Техред A. Бойкас Корректор М. Коста
Заказ 9916/58 Тираж 009 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! l 3035, Москва. Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП <Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 альные биения вала 1 относительно рабочей кромки манжеты не превышали радиального зазора в подшипнике 4.
Усилие пружины 8 прижимает торцы резинового чехла 7 к втулкам 3 и 6, за счет чего создается уплотнение шарнирного соединения. Кроме того, при осевых колебаниях вала 1 усилие пружины 8 передается через втулку 3 на подшипник 4, прижимая. его к буртику вала 1, что позволяет сохранить стабильным в осевом направлении положение >0 рабочей кромки манжеты 3 относительно вала 1. Повышенные радиальные биения и осевые перемещения вала 1 гасятся в шарнирном соединении и на рабочую кромку манжеты 2 не передаются.
Технико-экономическая эффективность предложенного изобретения состоит в повышении надежности работы уплотнения при повышенных радиальных биениях и аксиальном смещении вала.
Форл ула изобретекия
1. Уплотнение, содержащее корпус, втулку и самоподжимную радиальную манжету, установленную с возможностью отслеживания биения вала, отличающееся тем, что, с целью увеличения надежности уплотнения при повышенных радиальном биении и аксиальном смещении вала, втулка выполнена из двух шарнирно соединенных частей, в одной из которых размещена манжета, а другая закреплена на корпусе.
2. Уплотнение по п. 1, отличающееся тем, что шарнирное соединение образовано выступами и впадинами, входящими одни в другие.
3. Уплотнение по п. 1, отличающееся тем, что шарнирное соединение охвачено гофрированным упругим элементом с поджимающей пружиной.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Орлов H. И. Основы конструирования.
Т. 3, М., «Машиностроение», 1977, с. 95, рис. 207.
2. Голубев Г. A. и др. Контактные уплотнения вращающихся валов. М., «Машиностроение», 1976, с. ?3, рис. 42 (прототип).

