Термоэлектрический холодильник
ОП ИСАНИЕ
И ЗО БР Е ТЕ Н ИЯ
К АВТОРСКОМУ СБИДЕТЕЛЬСТ9У ()879200
Союз Советскнх
Сацналнстнческнх
Республик (о1) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 26.11.79 (21) 2844256/24-06 с присоединением заявки— (23) Приоритет— (51) Ч. 1 л.з F 25 В 21/02
Гасударственных комитет по делам нзобретенчй н открытнй (43) Опубликовано О?.11.81. Бюллетень ЪЪ 41
i 53) УД К 537 32 (088.8) (45) Дата опубликования оппсания 07.11.81 (72) Автор язобретения
Г. Л. Серебряный (71) Заявитель Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильного электрооборудования и автоприборов.г, (54) ТЕРМОЭЛ ЕКТРИ ЧЕСКИ Й ХОЛОДИЛЬНИК
Изобретение относится к приборам, работающим на эффекте Пельтье, и может быть использовано на автотранспорте.
Известны термоэлектрические холодильники преимущественно для автомобиля, содер>кащие теплоизолированную камеру и размещенную в тепло изоляции термоэле«трическую батарею, холодные и горячие спаи которой снабжены ребрами, размещенными в каналах,,продуваемых с помощью вентиляторов, причем канал со стороны горячих опаев размещен за пределами камеры, а канал со стороны холодных спасв сообщен с нею посредством окон (1).
Такие холодильники .неэкономичны, так как прп остановке траиопортного средства потребляют от аккумулятора значительную мощ ность (ток около 10 А прои напряжении
24 В) для поддержания низ:<ой температурь; в холодильной камере.
Цель изобретения — повышение экономич.носта<.
Цель достигается тем, что холодильник дополнительно содержит аккумулятор холода, размещенный между ребра|ми холодных спаев с возможностью перемещения, а также заслонку, соединенную с аккумулятором IH располо>кен ную напротив одного из окон камеры.
IIa фиг. 1 изображен описываемый xoto;.ильник; на фиг, 2 — сечение А — А на (t> tt i . 1.
Холодилънп!< содержит камер 1, теплопзоляци о 2, термоэлектрическую батарею
3 с холоднымп< спаями 4 и горячкин спаями
5, снабженными ребрами 6, 7 соответственно, вентиляторы 8, 9, .каналы 10, 11, окна
12, 13, аккумулятор 14 холода, заслон1о ку 15.
Холодильник работает следующим образом.
Г1ри движении автомобиля включают электропитание термобатареи 3 ti электро15 двигателя вентилятора 8 нагреваемого воздуха при одновременном от1<л|оченип электродвигателя вентилятора 9 охла>кдаемого воздуха и обеспечивают тепловой коитакт гк.д мулятора 14 холода с холодными спаями 4. При этом термобатарея выделяет тепло в поток.нагреваемого воздуха, движущего=я через «анал 10 и омываемого ребра 7, li поглощает тепло нз аккумулятора холода. Благодаря контакту аккумулятора с холодными спаями 4 аккумуллруется холод, например, в виде льда (при температуре окружающего воздуха 30" С при потребяемом батареей токе 7 А и налря>кении 13,5 В образуется 100 г льда за 0,5 ч).
Затем ак:<умулятор 14 холода перемешают
879200
Зо
45 вдоль ребер 6, нарушая контакт аккумулятора с холодными спая ми 4. Одновремен,но с этим включают эле1ктродвнгатель вентилятора 9. При этом работающая термобатарея поглощает тепло из холодильной камеры 1, образующееся из теплопоступлений в камеру через изоляцию 2 и из топловыделений внутри камеры. Поглощение тепла осуществляется из потс ка воздуха, циркулирующего через камеру 1, ка налы 11 и ок.на 12 благодаря теплоотдаче к ребрам. При этом полу ченный ранее холод (напр имер в ви де льда) сохраняется длительное время (напри мер 3 ч) в аккумуляторе 14. При остановке автомобиля снова обеспечивают тепловой контакт аккумулятора 14 холода с холодными спаями 4 благодаря перемещению аккумулятора. Одновременно с этим включают электропитание термобатареи 3 и электродвигателей вент1иляторов 8, 9.
При этом тепло, поступающее .из вне через ребра 6 и 7 в:камеру 1 через батарею 3, являющуюся тепловым мостом, поглощается аккумулятором 14 холода (например тающим льдом), благодаря чему в камере длительное время поддерживается низкая температура без необходимости расхода энергии .на работу двигателей, вентиляторов и термобагареи, Тем самым сокращается энергопотребление холодильника при стоянzax автомобиля и, следовательно, повышается экономичность.
Экономичность холодильника дополнительно повышается благодаря соединению аккумулятора с заслонкой 15 для перекрытия,канала 11 охлаждаемого воздуха и окна 13, поскольку прои отключенных батарее
3 и вентиляторах 8, 9 и включенном в тепловой контакт аккумуляторе 14,на стоянке автомобиля часть тепла поступает через батарею 3!в камеру 1 благодаря естественной конвекции воздуха через каналы 1 1, камеру
1 и ребра 6. В связи с этим теплопоступлением возрастает необходимость дополнительного периодического включения батареи,с вентиляторам и, тем самым повышается энергопотребление .и, соответственно, снижается экономичность холодильвика.
Благодаря тому, что при остановке автомобиля и включении теплового контакта аккумулятора 14 одно временно с заслонкой
15 устраняется соединение .канала 11 с камерой 1 и тем самым естественная .кон векция воздуха, что в .конечном итоге приводит к павыlIIBHIHIo экономичности холодильника.
Таким образом, снабжение холодильника аккумулятором холода, установленным с возможностью перемещения вдоль ребер холодных спаев при указан ной последовательности,работы, позволяет при движении автомобиля быстро накоптить холод, а затем на стоянке использовать этот холод для уменьшенная энергопотребления и, соответственно, повышения экономичности холодильника.
Формула изобретения
1. Термоэлектрический холодильник преимуществен но для автомобиля, содержащий теплоизолированную камеру,и размещенную в теплоизоляции термоэлектрическую бата рею, холодные и горячие опии которой снабжены ребрами, размещенными в ка налах, продуваемых с помощью венpHJIHторов, причем канал со стороны горячих спаев размещен за пределами камеры, а канал со стороны холодных спаев сообщен с .нею посредством окон, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения экономичности, холодильник дополнительно содержит аккумулятор холода, .размещенный между ребрами холодных спаев с возможностью .перемещеоия.
2. Холодильни,к по п. 1, о тл ич а юшийся тем, что о н дополнительно содержит заслонку, соединенную с а ккумулятором,и расположенную напротив одного из окон камеры.
Источник и нформ,ации, принятый во внимание при экаперт1изе:
1. Пешель В. И. и др. Экспериментальные исследования термоэлектрического холодильника для туристских автобусов
«Олимпиада-80». Труды НИИавтоприборов, вып. 45, 1978, с. 4 — 14.
879200
Составитель Т. Юдина
Редактор Т, Загребельная Техред A. Камышникова Корректор С. Файн
Заказ 1471/1113 Изд. № 584 Тираж 581 Подписное
II10 «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5
Тип. Харьк, фил. пред. «Патент»


