Автоматический гаситель гидравлических ударов
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советсимх
Сов)мвпистмчесимх
Республик
Ж
l ..!
"1 н ъ.
Ф
r (6!) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 29.02.80 (21) 288770! /29-08 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (5!) М. Кл.
F !6 1.55/02
Государственный кемнтет
СССР йв делам нэобретеннй и отнрмтнй
Опубликовано 30.!0.81. Бюллетень №40
Дата опубликования описания 05.11.81 (53) УДК 621.646. . (088.8) {72) Авторы изобретении
В. М. Папин и В. И. Числов
Харьковский инженерно-строительный институт ! (7I) Заявитель (54) АВТОМАТИЧЕСКИИ ГА(.ИТЕЛЬ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ
УДАРОВ
Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано во всех областях народного хозяйства для защиты трубопроводов от гидравлических ударов.
Известен гаситель гидравлических ударов, в котором уменьшение величины гидравлического удара достигается сбросом части воды из напорного трубопровода !1).
Известен также гаситель гидравлических ударов, размещенный на сливном патрубке напорного трубопровода, снабженного обратным клапаном, и содержащий запорный клапан с гидроприводом н задвижку с приводом, причем надпоршневая полость гидропривода клапана связана с напорным трубопроводом до и после обратного клапана !2).
}5
Недостатком, известных гасителей является низкая экономическая эффективность, обусловленная большими непроизводительными потерями рабочей среды при гашении гидравлического удара, которые вызваны медленным закрытием запорного клапана 20 после срабатывания гасителя.
Цель изобретения — повышение экономической эффективности гасителя эа счет
2 уменьшения непроизводительных потерь рабочей среды.
Указанная цель достигается тем, что привод задвижки выполнен в виде гидроцилиндра, надпорш нева я полость которого сообщена с напорным трубопроводом после обратного клапана, а подпоршневая — с надпоршневой полостью цилиндра гидропривода запорного клапана.
На чертеже изображен автоматический гаситель гидравлических ударов.
Гаситель включает запорный клапан I с гидроприводом 2 и задвижку 3 с гидроприволом 4, установленные на сливном патрубке 5 напорного трубопровода 6, снабженного обратным клапаном 7 и задвижкой 8. Надпоршневая полость цилиндра гидропривода 2 сообщена трубкой 9 с напорным трубопроводом до обратного клапана 7 и трубкой 10,.ñíàáæåííîé вентилем II, с подпоршневой полостью цилиндра гидропривода
4 задвижки 3, надпоршневая полость которого связана трубкой 12 с напорным трубопроводом после обратного клапана. Подпорыневая полость цилиндра гилропривода 2 сообщена трубкой !3 с атмосферой.
877210
Формула изобретения
Гаситель работает следующим образом.
После запуска насоса на закрытую задвижку 8 давление, развиваемое насосом, по трубке 9 передается в надпоршневую полость гидропрнвода 2, давление в подпоршневой. полости которого равно атмосферному.
Запорный клапан 1 закрывается. Давление далее по трубке 10 передается к мдпмшневую полость гидропривода 4. Вследствие превышения давлением, развиваемым насосом, давления в напорном трубопроводе после обратного клапана задвижка 3 открывается. о
После открытия задвижки 8 задвижка 3 продолжает удерживаться в открытом положении благодаря разности давлений в подпоршневой и надпоршневой полостях гидро- . привода 4, обусловленной потерями напора в напорном трубопроводе б иа обратном клапане 7 и задвижке 8.Прн возникновении гндроудара, например при отклонении, насоса, давление в труб проводе 6 до Обратного анана 7 тадает, 20 клапан закрывается, а давление после него возрастает. В результате этого запорный клапан 1 открывается и начинается сброс воды через сливной патрубок 5, чем предотвращается повышение давления в напорном трубопроводе выше допустимого.
Понижение давления по трубкам 9 и 10 передается в подпоршневую полость гидро° привода 4 задвижки 3. Под действием перепада давлений на поршне гидропривода задвижка закрывается, причем время ее закрытия регулируется вентилем 11. Закрытие задвижки 3 обеспечивает уменьшение потерь
4 рабочей среды, сбрасываемой после гашения гидравлического удара.
После пуска насоса сначала закрывается эапорный клапан I, а потом открывается задвижка 3, после чего устройство готово к работе.
Технико-экономический эффект заключается в повышении экономической эффективности гаси;еля эа счет уменьшения непроизводительных потерь рабочей среды после гашения гидравлического удара.
Автоматический гаситель гидравлических ударов, размещенный на сливном патрубке напорного трубопровода, снабженного клапаном, и содержащий эапорный клапан с гндроприводом и задвижку с приводом, причем надпоршневая полость цилиндра гидропривода клапана связана с напорным трубопроводом до обратного клапана, отликаюм44и3ся тем, что, с целью повышения экономической эффективности гасителя эа счет снижения непроизводительных потерь рабочей ñðåды, привод задвижки выпслнен в виде гидроцилиндра, надпоршневая полость которого сообщена с напорным трубопроводом после обратного клапана, а подпоршневая — с надпоршневой полостью цилиндра гидропривода запорного клапана.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
l. Авторское свидетельство СССР № 5441, кл. F 16 L 55/02, 1936.
2. Авторское свидетельство СССР № 92055, ил. F 16 1 55/00, 1950 (прототип).
ВНИИПИ Заказ 9567/57 Тираж l009 Подписное
Филиал ППП <Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

