Торцовое уплотнение
О Il И С А Н И Е 877186
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
CoIo3 Советски к
Сецнаянетичвсник
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l ) Дополнительное к авт. саид-ву (22)Заявлено 01.11 79 {21) 2833951/25-08 с присоединением заявки М—
{23) Приоритет— (5!)М. Кл.
F 16 J 15/34
9вуаарспвккыЯ кввктат веер кв аеаам кзебрвтеккЯ а аткрытвЯ (5З) УДК 62-762 (088. 8) 0"Убликовано 30. 10. 81. Бюллетень Р@ 40
Дата опубликования описания 289282
1:,, j (72) Автор изобретения
И.К,Попов (7!) заявитель (54) ТОРЦОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ
Изобретение относится к уплотнительной технике, а точнее - к конструкции механических уплотнений для вращающихся валов, и может быть применено в уплотнениях, трущаяся пара .которых работает в режиме сухого трения.
Известны уплотнения, в которых применяются, как правило, кольца трения, в состав которых входят компоненты, обеспечивающие смазку при сухом трении.
Недостаток этих компонентов проявляется в повышенном износе колец, . который необходимо своевременно контролировать для планового ремонта.
Известна конструкция торцового уплотнения, особенность которого состоит в том, что его кольца для удобства замены выполнены разъемными В,1.
Однако в уплотнении отсутствует устройство, сигнализирующее о насту" плении предельного износа колец и необходимости их замены.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является уплотнение, содержащее корпус, кольца трения и нажимной механизм, состоS ящий из пружины, фиксирующее ее на валу кольца и жестко укрепленного на нем кожуха, который используется, как ведущее звено для вращающегося кольца трения (2).
Недостаток уплотнения - отсутствие устройства, сигнализирующего о преде гьном износе трущейся пары.
Цель изобретения - обеспечение сигнализации о предельном износе трущей15 ся пары, что предотвращает разгерметизацию уплотнения.
Достигается поставленная цель тем что в торцовом уплотнении, содержащем корпус, кольца трения и нажимной механизм, состоящий из пружины, фиксирующего ее на валу кольца и жестко укрепленного на нем кожуха, во внутренней части кожуха помещен шарик, а между вращающимся кольцом и кожухом выпол3 87718 нена щель, величина которой выбирается так, чтобы при предельном износе трущейся пары шарик проходил через упомянутую щель и улавливался в корпусе устройством, регистрирующим попадание в него шарика, которое выполнено в виде глухого отверстия с электрическими контактами, замыкаемыми шариком.
На чертеже изображена схема предлагаемого торцового уплотнения °
В корпусе 1 плотно установлено невращающееся кольцо 2. Вращающееся кольцо 3 прижато к неподвижному кольцу нажимным механизмом, состоящим из пружины 4, фиксирующего кольца 5, застопоренного на валу 6 винтом 7 и кожуха 8, жестко связанного с кольцом 5. Во вращающемся кольце закреплен палец 9, который входит в паз на кожухе 8. Иежду кольцом 3 и кожухом 8 .выполнена щель 10. Внутри кожуха 8 находится стальной шарик 11. В пластмассовом корпусе 12 имеется внизу карман 13, в котором расположен датчик в виде электродов 14 сигнальной цепи.
Торцовое уплотнение работает следующим образом.
В начале эксплуатации детали уплотнения занимают положение изображенное ма чертеже. По мере износа трущейся пары кольцо 3 сдвигается влево, при этом щель 10 между кольцом 3 и кожухом 8 возрастает. После опре35 деленного износа трущейся пары щель
10 становится больше диаметра шарика
11 и последний выпадает из кожуха в полость корпуса 12. Из полости кор- пуса 12 шарик закатывается в карман
13 и замыкает электроды 14 датчика сигнальной цепи. После получения сигб 4 нала агрегат останавливается для замены изношенных колец трения.
Преимущество предлагаемого уплотнения сос гонт в том, что оно позволяет избежать аварийного выхода основного агрегата в результате разгерметизации уплотнения по причине недопустимого износа колец.
Формула изобретения
1. Торцовое уплотнение, в корпусе которого установлены уплотняющие кольца трения и нажимной механизм, состоящий из пружины, укрепленного на валу кольца и жестко связанного с ним кожуха, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью предотвращения разгерметизации уплотнения из-за предельного износа уплотняющих колец, введен сигнализатор предельного износа уплотняющих колец в виде шарика, помещенного в кожух, выполненного с щелью, примыкающей к вращающемуся кольцу трения и датчика предельного износа, установленного на корпусе уплотнения, при этом ширина щели выбрана иэ условия прохождения в нее шарика при предельном износе колец трения.
2, Уплотнение по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что датчик выполнен в виде глухого отверстия с электрическими контактами, эамыкаемыми шариком.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Великобритании М 878371, кл.!22/5/, опублик. 1961.
2. Авторское свидетельство СССР 352068, кл. F 16 J 15/34, 1972.
877186
Составитель Г.Щуренко
Редактор С.Юско Техред С.Иигунова Корректор И Стен
Заказ .9566/56 Тираж 1009 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, W-35 Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная,4


