Электропневматический двухкаскадный привод с цифровым управлением
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКРМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ!
>877154 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (51) М. Кл. (22) Заявлено 060280 (21) 2880214/25-06 с присоединением заявки ¹
F 15 В 9/03
Государственный комитет
СССР ио делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 30.10.81. Бюллетень ЙЯ 40
Дата опубликования описания 30.1081 (53) УДК 621-540 (088.8) (72) Автор изобретения.И.А.Марочкина
Московский ордена Ленина авиационный институт им. Серго Орджоникидзе (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ДВУХКАСКАДНЫИ
ПРИВОД С ЦИФРОВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ
Изобретение относится к автоматическому управлению и может найти применение при управлении технологическими линиями.
Известен электропневматический двухкаскадный привод с цифровым управлением, содержащий корпус с установленными в нем двухпоэиционными клапанами, поршни, управляемые этими клапанами, золотник и пневматический исполнительный механизм с двумя рабочими полостями, шток которого связан с золотником и поршнями рычагом обратной связи f13 .
Известный. привод критичен к инер- В ционным нагрузкам и нри их значительных величинах может потерять устойчйвость.
Цель изобретения — повышение устойчивости и улучшение динамических 20 характеристик.
Поставленная цель достигается тем, что привод снабжен демпфирующим устройством, выполненным в виде двух поршней с дросселирующими каналами, связанных с золотником через общий щток и расположенных в корпусе с образованием четырех рабочих камер, попарно сообщенных между собой дросселирующими каналами, а каждая пара : 30 сообщена с одной иэ рабочих полостей пневматического исполнительного механизма, причем золотник связан с рычагом обратной связи через упругий элемент, например, пружину.
На чертеже представлена конструктивная схема предлагаемого привода.
Электропневматический двухкаскад- . ный привод с цифровым управлением со-. держит корпус 1 с установленными в нем двухпоэиционными клапанами 2-4, последовательно установленные актив- . но сцепленные поршни 5 .- 7, управляемые клапанами 2 — 4, золотник 8 и пневматический исполнительный механизм, выполненный в виде поршня 9 со штоком 10, размещенных в корпусе 1 с образованием рабочих полостей 11 и 12.
Кроме того, привод содержит демп- фирующее устройство включающее два поршня 13 и 14 с дросселирующими каналами 15 и 16, связанные с золотником 8 общим штоком 17 и расположенные в корпусе 1 с образованием четырех рабочих камер 18 — 21.
Рабочие камеры 18 и 19 сообщены . между собой дросселирующим каналом
15 и линией 22 с рабочей полостью 11, а рабочие камеры 20 и 21 — дроссели877154 рующим каналом 16 и линией 23 с рабочей полостью 12.
Шток 10 связан посредством рычага
24 обратной связью с золотником 8 через упругий элемент, например пружину 25, а через шток 26 — с поршнем 5 старшего разряда.
Далее привод содержит напорные и сливные магистрали, соответственно
27 — 29, линии 30 — 37 управления и линии 38 и 39 пневматического исполнительного механизма.
Привод работает следующим образом.
При отсутствии сигнала поршень 9 пневматического исполнительного механизма и золотник 8 находятся в нейтральном положении. Поршень 5 старше- 15 го разряда находится в крайнем левом (по периметру) положении, а поршни б и 7 — в крайнем правом положении.
Поршни 15 и 16 также находятся в нейтральном положении. 20
При подаче сигнала управления на двухпозиционный клапан 3 линия 31 управления сообщается с напорной магистралью 27. При этом поршень б, а вместе с ним поршень 5, перемещаются (по чертежу) влево, заставляя через рычаг 24 обратной связи и пружину 25 двигаться золотник 8 с закрепленными на нем поршнями 13 и 14 демпфирующего устройства также влево.
Рабочая полость 11 соединяется с напорной магистралью 28, а рабочая полость 12 - co сливной магистралью
29.
Под действием перепада давления в рабочих полостях 11 и 12 пневматичес- З5 кого исполнительного механизма поршень 9 перемещается вправо, передавая усилие на золотник 8 через рычаг 24 обратной связи и пружину 25, заставляя его занять исходное положение. 40
Кроме того, при возрастании давления в рабочей полости 11, оно передается по линии 22 в рабочую камеру 18 и далее по дрос елирующему каналу 15 в рабочую камеру 19 под дей 4 ствием перепада давления в рабочих камерах 18 И 19, обусловленного наличием дросселирующего канала 15, поршень 13 перемещается (по чертежу) вправо, предевая усилие на золотник 8.О
B установившемся состоянии поршень 9 занимает положение, соответствующее перемещению поршня.б.
Благодаря перетоку рабочей среды через дросселирующие каналы 15 и 16 давление в рабочих камерах .18 - 21 демйфирующего устройства выравнивается. Золотник 8 и поршни 13 и 14 устанавливаются в нейтральное положение.. динамика привода определяется ди- бО намикой основной части привода, включающей золотник 8 и пневматический исполнительный механизм с поршнем
9 и штоком 10, охваченных рйчагом 24 обратной связи. И
Передаточная функция силовой части привода имеет вид
4(S) = i (1) 8(та б 2+ 2цмтмб+1) где Тм — постоянная времени силовой части нриводау
Км"- коэффициент усиления; коэффициент демпфирования;
S — оператор Лапласа.
Параметры передаточной функции связаны с параметрами привода следующими:соотношениями: (2) тм а
57 1 ТцKз
17, % 8, (e) Fp п9 площадь демпфирующего, устройства) жесткость пружины; постоянная времени демпфирующего устройства; максимальный ход поршней демпфирующего устройства; где F
СпРт*где Т вЂ” постоянная времени пневматического исполнительного механизма;
K> — коэффициент обратной связи по скорости;
m — инерционная масса нагрузки;
К вЂ” коэффициент вязкого трения; у — коэффициент механической передачи обратной связи;
Ft, — площадь поршня пневматического исполнительного механизма; z — коэффициент усиления по давлению.
При введении демпфирующего устройства, выполненного в виде поршней
13 н 14 с дросселирующими каналами
15 и 16 и общим штоком 17, связанным с золотником 8, с учетом незначительности массы демпфирующего устройства, а также сообщении его рабочих камер
18, 19 и 20, 21 с рабочими полостями
11 и 12 пневматического исполнительного механизма постоянная времени его равна (z)
* аа к, * Т
Коэффициент демпфирования скорректированной. системы определяется следующим образом
m+7 k
И 9. Т 1 1 (Кр + Р К
Pg K m
877154 6*- массовый секундный расход через дросселирующие каналы;
Рэ — равновесное давление в рабочих камерах демпфирующего устройства, R,Т вЂ” газовая постоянная и температура рабочей среды.
Таким образом, устойчивость привода достигается за счет увеличения коэффициента демпфирования ч . Параметры корректирующего демпфирующего © устройства (площадь и ход поршня, постоянная времени, жесткость пружины) выбираются исходя из требований к величине коэффициента демпфирования Ч„ .
Формула изобретения
Электропневматический двухкаскадный привод с цифровым управлением, содержащий корпус с установленными в 20 нем двухпозиционными клапанами,порш,ни, управляемые этими клапанами, золотник и пневматический исполнительный механизм с двумя рабочими полостями, шток которого связан с золотником и поршнями рычагом обратной связи, отличающийся тем,что, с целью-повышения устойнивости и улучшения динамических характеристик, привод снабжен демпфирующим устройством, выполненным в виде двух поршней с дросселирующими каналами, связанных с золотником через общий шток и расположенных в корпусе с образованйем четырех рабочих камер, попарно сообщенных между собой дросселирующии ми каналами, а каждая пара сообщена с одной из рабочих полостей пневматического исполнительного механизма, причем золотник связан с рычагом обратной связи через упругий элемент, например пружину.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 217844, кл. F 15 В 9/03, 1966.



