Устройство для управления двигателем постоянного тока
Союз Советсиик
Социалистические
Рес1тубпии
< ц 1
К АВТОРСКОМУ СВИ4ЕТЕЛЬСТВУ (6I ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 18.06. 79(21) 2782388/24-07
- (5 l ) N. Кл. с присоеаинением заявки М
Н 02 P 3/14
Геоудлрстееклыб комитет
СССР (23) Приоритет ло делам кзобретемвй к онрытвв
Опубликовано 07. 10 ° 81 ° Бюллетень № 37
Дата опубликования описания 07.10.81 (53) УДК 621. . 3 16. 71 (088.8) (72) Авторы изобретения
В. В. Андрущук и иностранец С. Ханево (ЛНЕ) а
Ленинградский ордена Ленина политехнический институт им. М. И. Калинина (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ
ПОСТОЯННОГО ТОКА
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в регулируемых электроприводах постоянного тока.
Известны электроприводы с тиристорными импульсными усилителями, соеди$ ненными в мостовую схему, у которых осуществляется поочередная коммутация тиристоров 1J . Недостатком их является низкий КПД в периоды тормо10 жения двигателя, так как энергия, вырабатываемая двигателем, расходуется только на нагрев якорной обмотки, т.е. передача энергии торможения в питающую сеть исключена .
I5
Наиболее близким к изобретению по технической сущности является устройство для управления двигателем постоянного тока (21, содержащее две мостовые схемы на тиристорах и об", блатных диодах, в общую диагональ которых включен двигатель, два коммутирующих трансформатора, первичные обмотки которых подключены к выходам, узла искусственной коммутации, а втс ричные включены последовательно в цепи питания тиристорной мостовой схемы от выпрямителя, вход которого соединен со вторичной обмоткой сетевого трансформатора, и модулятор длительности, вход которого соединен с выходом задающего блока, а выходыс управляющими электродами тиристоров. В этом устройстве, с целью. частичного устранения отмеченного недостатка, между полюсами источника питания и тиристорной группой введены дополнительные тиристоры, шунтированные резисторами. Однако энергия торможения при этом выделяется на доголнительных резисторах, что не повышает КПД устройства в целом, так как передача энергии торможения в сеть по-прежнему исключена.
Целью изобретения является повышение КПД устройства.
Эта цель достигается за счет того, что в устройство для управления
871289
50 двигателем постоянного тока, содержащее две мостовые схемы на тиристорах и обратных диодах, в общую диагональ которых включен двигатель, два коммутирующих трансформатора, первичные обмотки которых подключены к выходам узла искусственной коммутации, а вторичные включены последовательло в цели питания тиристорной мостовой схемы от выпрямителя, вход которого соединен с вторичной обмоткой сетевого трансформатора, и модулятор длительности, вход которого соединен с выходом задающего блока, а выходы — с управляющими электродами тиристоров введен инвертор, ведомый сетью, вход которого соединен с дополнительной обмоткой сетево-. го трансформатора, регулирующий входс выходом задающего блока, а силовой вход — с выходом диодной мостовой схемы, причем одна из ветвей последней выполнена на тиристорах, управляющие электроды которых соединены с выходом модулятора длительности.
Принципиальная схема устройства показана на чертеже.
Устройство содержит силовые тиристоры 1-4, образующие мост, в диагональ которого включен якорь двигателя 5. Общий вывод силовых тиристоров 2,3 через вторичную обмотку коммутирующего трансформатора 6 соединен с положительным полюсом выпрямителя 7. Общий вывод тиристоров 1,4 через вторичную обмотку коммутирующе го трансформатора 8 соединен с отрицательным полюсом выпрямителя 7.
Первичные обмотки трансформаторов 6 и 8 подключены к соответствую-, щим выходам узла искусственной коммутации 9.
Выход выпрямителя 7 шунтирован конденсатором 10 фильтра.Тиристоры 11, 12 и обратные диоды 13,14 образуют встречный мост, в диагонали которого включен якорь двигателя 5. Общий вывод тиристора 12 и диода 13, а так.же общий вывод тиристора 11 и диода
14 соединены с входом инвертора 15 напряжения ведомого сетью, выход которого подключен к дополнительной обмотке сетевого трансформатора 16.
Выпрямитель 7 также питается от вторичной обмотки трансформатора 16.
Задающий блок 17 подключен к регулирующему входу инвертора 15 и к входу модулятора 18 длительности, выходы
4 которого соединены с управляющими электродами всех тиристоров °
Устройство работает следующим образом.
Включение схемы осуществляетсяподачей импульсов на управляющие входы тиристоров одной из диагоналей тиристорного моста и на один из дополнительных тиристоров.
Допустим, что включаются тиристоры 1,3 и тиристор 121 на управляющий вход которого поступает постоянный отпирающий сигнал. При этом якорь двигателя подключен на выпрямитель 7 и через двигатель течет ток. На интервале отключения тиристоров 1,3 под действием запирающих импульсов трансформаторов 6 и 8 ток якоря двигателя будет замыкаться через открытый тиристор 12, инвертор
15 и диод 14 благодаря действию ЭДС самоиндукции -якорной обмотки. В этот период происходит передача энергии от двигателя в питающую сеть через дополнительную вторичную обмотку трансформатора 16, которая подключена к выходу инвертора 15. В установившемся режиме работы двигатель 5 вращается со скоростью, заданной относитель" ной продолжительностью включения тиристоров 1,2, формируемой блоком 17.
Одновременно с этим блок 17 устанавливают через регулирующий вход инвертора 15 величину ЭДС инвертора, примерно равную ЭДС якоря двигателя, и
35 создает оптимальным условие для рекуперации энергии от двигателя в питающую сеть. С изменением относительной продолжительности включения тиристоров 1 3 устанавливается новое значение скорости машины, новое значение ЭДС двигателя и примерно равное ему новое значение ЭДС инвертора 15, т.е. оптимальный режим работы двигателя 5- и инвертора 15 сохраняется. Это
45;позволяет иметь малый уровень пульсаций тока в нагрузке и сделать минимальными перенапряжения в якорной обмотке 5.
При реверсе машины отключаются импульсы с управляющих электродов тиристоров 1,3. Тиристоры 1,3 закрываются, и ток якоря двигателя 5 протекает под действием ЭДС самоиндукции через тиристор 12, инвертор 15 и . диод 14, осуществляя передачу энергии, накопленной в электромагнитных цепях машины, в питающую сеть. С уп871 равляющего входа тиристора 12 также снимается отпирающий сигнал . Это состояние схемы сохраняется до тех пор, пока ток якоря двигателя не упадет до нуля и тиристор 12 не закроется. За- тем с выхода модулятора 18 начнут подаваться импульсы на управляющие входы тиристоров 2,4 и отпирающий сигнал на вход тиристора Il. Происходят включение второй диагонали тиристорного моста и реверс напряжения на якоре двигателя. Временная пауза между отключением первой и включением второй диагонали нужна для спадания тока якоря до нуля и закрытия тиристора 12, который не имеет своего ком мутирующего трансформатора. В противном случае при открытии тиристрров
2,4 второй диагонали ток источника питания через тиристор 12 и диод 14 течет иа инвертор 15 и параллельно работают двигатель 5 и инвертор 15 от источника питания.
Рассмотрим теперь работу двигателя от второй диагонали при включе.25 нии тиристоров 2 и 4. Ток якоря двигателя под действием источника питания и ЭДС двигателя 5, которые теперь имеют одинаковое направление, резко увеличиваются. На интервале от30 ключения тиристоров 2 и 4 ток под .действием ЭДС самоиндукции якорной обмотки течет через диод 13 и тиристор ll на вход инвертора
15 при этом происходят передача энергии торможения в питающую
35 сеть и уменьшение тока в якорной цепи. Повторное включение силовых тиристоров приводит к закрытию тиристора 11 встречным напряжением источника питания и к росту тока в якор40 ной обмотке.
Таким образом, передача энергия торможения двигателя происходит толь. ко на этапе отключения тиристоров 2, 4 и изменением относительной продолжительностью включения силовых тиристоров можно регулировать величину .тормозного тока двигателя 5 и сле-! довательно, интенсивность торможения.
Одновременно с изменением относитель» ной продолжительности включения дви гателя и пропорционально этой величине происходит регулирование величины ЭДС инвертора 15. В общем случае при необходимости можно устанавливать различные соотношения между ЭДС двигателя 5 и ЭДС инвертора
289 6
15 путем включения на управляющий вход иневртора 15 нелинейного блока.
По мере торможения двигателя 5 скорость уменьшается, и с изменением на правления вращения режим противовключения с отдачей энергии торможения в питающую сеть заменяется двигательным режимом работы, который был рас смотрен Bbtme.
Таким образом, устройство позволяет осуществить эффективное торможение двигателя и обеспечивнет передачу энергии, накопленной в механических звеньях машины, в питающую сеть, что приводит к существенному увеличению КПД электропривода.
Формула изобретения
Устройство для управления двигателем постоянного тока, содержащее две мостовые схемы на тиристорах и обратных диодах, в общую диагональ которых включен двигатель, два коммутирующих трансформатора, первичные обмотки которых подключены к выхо— дам узла искусственной коммутации, а вторичные включены последовательно в цепи питания тиристорной мостовой схемы от выпрямителя, вход которого соединен с вторичной обмот» кой сетевого трансформатора, и модулятор длительности, вход которого соединен с выходом задающего блока, а выходы — с управляющими электродами тиристоров, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения КПД устройства, в него введен инвертор, ведомый сетью, выход которого соедиHeH c дополнительной обмоткой сетевого трансформатора, регулирующий вход— с выходом задающего блока, а силовой вход — с выходом диодной мостовой схемы,,причем одна из ветвей последней выполнена на тнристорах, управляющие электроды которых соединены с выходом модулятора длительности.
Источники информации, принятые,во внимание при экспертизе
I. Глазенко Т. А. Полупроводниковые преобразователи в электроприводах постоянного тока. — Л., Энергия", 1973, с. 238-239.
2. Авторское свидетельство СССР
Ф 414696, кл. Н 02 P 7/24, 1971 (прототип).
Составитель В. Самохин
Техред А, Савка. Корректор С. Шекмар
Редактор Г. Петрова
8452/27 Тираж 733
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб,, д. 4/5
Заказ
Подписное
Филиал ППН "Harem", г .Ужгород, ул. Проектная,



