Приспособление для определения геометрических параметров положения рельсов надземных подкрановых путей


B66C7G01B5/14 -

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗО6РЕТЕН Ия

К АЭТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Соввтскик

Социалистических

Республик (ii)870341 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22)Заявлено 10.08.79 (2l) 2809465/29 11 с присоединением заявки М (23) П рнорнтет

Опубликовано 07.10.81. Бюллетень МЭ7

Дата опубликования описания 07. 10.81 (5I)М. Кд.

В 66 С 7/00

С 01 В 5/14

Гоеудеротесиный комитет

СССР во делам изобретений н открытки (53) УДК 58 1.717..14(088.8) (72) Автор изобретения

В. М . Иваков (7I) заявитель (54) ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ

ПАРАМЕТРОВ ПОЛОЖЕНИЯ РЕЛЬСОВ НАДЗЕМНЫХ

ПОДКРАНОВЫХ ПУТЕЙ

Изобретение относится к технике маркшейдерско-геодезических инструментов

° и может быть использовано при определении геометрических параметров положения рельсов эксплуатируюшихся подкрано-. вых путей, расположенных на небольшой высоте от пола, в цехах с однородным температурным режимом, а также в случаях, когда пути недоступны для цередвижения по ним персонала (реечников) или остановка действующих кранов на время

10 нивелирования невозможна по условиям производства.

Известно приспособление для опреде-! ления геометрических параметров положе!

5 ния рельсов надземных подкрановых путей, содержащее надрельсовую каретку с опорными роликами, контактирующий ролик с прижимной пружиной, а также нивелирные рейки (11.

Недостатком такого приспособления является невозможность его применения в случаях, когда действующие краны не могут быть остановлены по условиям

2 ,производства, неприменимость его для оп

1ределения ширины колеи на недоступных для персонала подкрановых путях, а также необходимость установки нивелира на уровне подкрановых путей, .что связано с известной опасностью работы на высоте.

Цель изобретения - обеспечение удобного проведения замеров.

Это достигается тем, что к надрельсо вой каретке консольно прикреплена расположенная перпендикулярно к ее продольной оси балка, несущая вертикальную опорную штангу, при этом на балке установлен соединенный с кареткой посредством упругого элемента ползун, к которому прикреплены вертикальная штанга, не сущая упомянутые нивелирные рейки и на тяжной отвес.

С целью повышения точности фиксации приспособления в рабочем положении упор ная штанга снабжена выдвижным фиксиру емым упором. Для использования приспособления на подкрановых путях, расположенных на разной высоте, штанги выпол

8703 41 1 и при настройке) у противоположных тупиковых упоров одного рельса, Острия отвесов 13 совмещают с нулевыми делениями горизонтальных реек 11, и приспособле5

° иия фиксируют на полу упорами 8. Нивелир типа НА-1 устанавливают на полу таким образом, чтобы в его вертикальной коллимационной плоскости совместились нити отвесов обоих приспособлений. Затем одно из приспособлений передвигают вручную вдоль рельса, останавливая его в необходимых точках. Совместив при каждой остановке приспособления острие отвеса с нулевым делением горизонтальной рейки, определяют по нивелиру смещение реек

t5

11 и 12 относительно коллимационных плоскостей нивелира, причем величина смещения рейки 11 относительно вертикальной коллимационной плоскости нивелира будет равнозначна относительному горизонтальному смещению рельса в дан20 ной точке, а смешение рейки 12 относительно горизонтальной коллимационной плоскости — относительному смешению рельса по высоте.

Проверку второго рельса производят следующим образом.

С помощью.одного из приспособлений определяют по нивелиру разность высотного положения головок рельсов в одном поперечном сечении, например, у тупиковых упоров и полученную разность алгебраически суммируют с определяемыми при проверке относительными отклонениями по высоте- второго рельса. Затем определе35 ние геометрических параметров положения второго рельса производят аналогично первому.

Определение ширины колеи производят

4 следующим образом. При помощи нивелира методом. прямых угловых засечек размечают поперечники пути. Приспособления устанавливают на противоположные рельсы в одном из поперечников и, приведя

45 их в рабочее положение, как описано выше, замеряют рулеткой расстояние (Ва} между нулевыми делениями горизонтальных реек. Ширина колеи в данном поперечнике пути будет равна:

В=Ва+2с+Р

50 иены иэ отдельных соединяемых между собой секций.

На фиг. 1 схематически изображено приспособление s рабочем положении, об щий вид; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг.1 на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг, 4 — вид по стрелке В на фиг. 1; на фиг. 5 - вид по стрелке Г на фиг, 1.

Надрельсовая каретка 1 снабжена опор ными роликами 2 и 3 и посредством пружины 4 соединена с подвижной кареткой

5, которая выполнена с возможностью пе ремещения ее по направляющим размещена перпендикулярно к продольной оси каретки 1 и связана с ней горизонтальной ,консольной балкой б,поддерживаемой упор ной штангой 7. Внутри штанги 7 размещен выдвижной упор 8, выполненный в виде зубчатой рейки, выдвигаемой при по моши червячного валика 9. Подвижная каретка 5 оборудована вертикальной штан гой 10, несущей нивелирные рейки 11 и

12, нитяным отвесом 13, контактирующим роликом 14 и оттяжным тросиком

15 для обеспечения отжима подвижной каретки 5 при установке приспособления на рельс, Приспособление используют следующим образом.

Перед работой его настраивают. Произ водится это так. Приспособление за штан гу 7 устанавливают кареткой 1 на рельс таким образом, чтобы горизонтальные опорные ролики 2 контактировали с .боко- вой поверхностью рельса, а ролики 3 с верхней поверхностью рельса. При этом пружина 4 обеспечит перемещение подвиж ной каретки 5 вдоль балки 6 до контакта ролика 14 с боковой поверхностью рельса. Затем на горизонтальную балку 6 устанавливают уровень 16 (фиг. 1) и по команде наблюдающего за уровнем оператор манипулирует приспособлением, пере.мещая его за штангу 7 в плоскости, перпендикулярной оси. рельса до наведения пузырька уровня на нульпункт. После этого приспособление фиксируют на полу выдвижным упором 8 и передвигают горизонтальную рейку 11 до совмещения нуЛевого деления рейки с острием отвеса

13 и закрепляют винтом. Приспособление готово к работе..

Аналогично настраивак г и второе приспособление, так как для определения геометрических параметров положения рель. сов необходимо иметь два идентичных приспособления.

После настройки оба приспособления устанавливают в рабочее положение (как где Ва эамеренное расстояние между нулевыми делениями горизонтальных реек, мм; с - известное расстояние от оси нити отвеса до точки касания контактирующего ролика 1 4 к боковой .поверхности рельса, мм;

Р - ширина головки рельса, мм.

5 870341 б

Применение предлагаемого приспособле- этом на балке установлен соединенный с ния позволяет в определенной, степени уп- кареткой посредством упругогс элемента ростить, обезопасить и ускорить процесс ползун, к которому прикреплены вертикаль определения геометрических параметров ная штанга, несущая упомянутые нивелир положения рельсов надземных подкрановых > ные рейки и нитяной отвес. путей. Приспособление может быть приме- 2. Приспособление по п. 1, о т л и нено на предприятиях, где эксплуатируют- ч а ю ш е е с я тем, что, с целью ся краны мостового типа. повышения точности фиксации приспособ пения в рабочем попожении, упорная штанга снабжена выдвижным фиксируемым упоФормула изобретения ром.

3. Приспособление по и. 1, о т л и1. Приспособление для определения гео- ч а ю ш е е с я тем, что, с целью ио

I метрических параметров положения реш пользования его на подкрановых путях, сов надземных подкрановых путей, содер- 15 расположенных на разной высоте, штанги жашее надрельсовую каретку с опорными выполнены из отдельных соединяемых межроликами, контактирующий ролик с прижим- ду собой секций. ной пружиной, а также нивелирные рейки, Источники информации, отличающееся тем,что,сце- принятые во внимание при экспертизе лью обеспечения удобного проведения за-, 1. Ганьшин В. Н. и Репалов М ?Омеров, к надрельсовой каретке консоль- Геодезические работы при строительстве но прикреплена расположенная перпендику- и эксплуатации подкрановых путей. М., лярно к ее продольной оси балка, несу- "Недра", 1972, с. 81-83, 98, рис. 34 шая вертикальную упорную штангу, при а, б (прототип).

y.A )Eld

Приспособление для определения геометрических параметров положения рельсов надземных подкрановых путей Приспособление для определения геометрических параметров положения рельсов надземных подкрановых путей Приспособление для определения геометрических параметров положения рельсов надземных подкрановых путей Приспособление для определения геометрических параметров положения рельсов надземных подкрановых путей 

 

Похожие патенты:
Наверх