Приспособление для определения геометрических параметров положения рельсов надземных подкрановых путей
ОП ИСАНИЕ
ИЗО6РЕТЕН Ия
К АЭТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Соввтскик
Социалистических
Республик (ii)870341 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22)Заявлено 10.08.79 (2l) 2809465/29 11 с присоединением заявки М (23) П рнорнтет
Опубликовано 07.10.81. Бюллетень МЭ7
Дата опубликования описания 07. 10.81 (5I)М. Кд.
В 66 С 7/00
С 01 В 5/14
Гоеудеротесиный комитет
СССР во делам изобретений н открытки (53) УДК 58 1.717..14(088.8) (72) Автор изобретения
В. М . Иваков (7I) заявитель (54) ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ
ПАРАМЕТРОВ ПОЛОЖЕНИЯ РЕЛЬСОВ НАДЗЕМНЫХ
ПОДКРАНОВЫХ ПУТЕЙ
Изобретение относится к технике маркшейдерско-геодезических инструментов
° и может быть использовано при определении геометрических параметров положения рельсов эксплуатируюшихся подкрано-. вых путей, расположенных на небольшой высоте от пола, в цехах с однородным температурным режимом, а также в случаях, когда пути недоступны для цередвижения по ним персонала (реечников) или остановка действующих кранов на время
10 нивелирования невозможна по условиям производства.
Известно приспособление для опреде-! ления геометрических параметров положе!
5 ния рельсов надземных подкрановых путей, содержащее надрельсовую каретку с опорными роликами, контактирующий ролик с прижимной пружиной, а также нивелирные рейки (11.
Недостатком такого приспособления является невозможность его применения в случаях, когда действующие краны не могут быть остановлены по условиям
2 ,производства, неприменимость его для оп
1ределения ширины колеи на недоступных для персонала подкрановых путях, а также необходимость установки нивелира на уровне подкрановых путей, .что связано с известной опасностью работы на высоте.
Цель изобретения - обеспечение удобного проведения замеров.
Это достигается тем, что к надрельсо вой каретке консольно прикреплена расположенная перпендикулярно к ее продольной оси балка, несущая вертикальную опорную штангу, при этом на балке установлен соединенный с кареткой посредством упругого элемента ползун, к которому прикреплены вертикальная штанга, не сущая упомянутые нивелирные рейки и на тяжной отвес.
С целью повышения точности фиксации приспособления в рабочем положении упор ная штанга снабжена выдвижным фиксиру емым упором. Для использования приспособления на подкрановых путях, расположенных на разной высоте, штанги выпол
8703 41 1 и при настройке) у противоположных тупиковых упоров одного рельса, Острия отвесов 13 совмещают с нулевыми делениями горизонтальных реек 11, и приспособле5
° иия фиксируют на полу упорами 8. Нивелир типа НА-1 устанавливают на полу таким образом, чтобы в его вертикальной коллимационной плоскости совместились нити отвесов обоих приспособлений. Затем одно из приспособлений передвигают вручную вдоль рельса, останавливая его в необходимых точках. Совместив при каждой остановке приспособления острие отвеса с нулевым делением горизонтальной рейки, определяют по нивелиру смещение реек
t5
11 и 12 относительно коллимационных плоскостей нивелира, причем величина смещения рейки 11 относительно вертикальной коллимационной плоскости нивелира будет равнозначна относительному горизонтальному смещению рельса в дан20 ной точке, а смешение рейки 12 относительно горизонтальной коллимационной плоскости — относительному смешению рельса по высоте.
Проверку второго рельса производят следующим образом.
С помощью.одного из приспособлений определяют по нивелиру разность высотного положения головок рельсов в одном поперечном сечении, например, у тупиковых упоров и полученную разность алгебраически суммируют с определяемыми при проверке относительными отклонениями по высоте- второго рельса. Затем определе35 ние геометрических параметров положения второго рельса производят аналогично первому.
Определение ширины колеи производят
4 следующим образом. При помощи нивелира методом. прямых угловых засечек размечают поперечники пути. Приспособления устанавливают на противоположные рельсы в одном из поперечников и, приведя
45 их в рабочее положение, как описано выше, замеряют рулеткой расстояние (Ва} между нулевыми делениями горизонтальных реек. Ширина колеи в данном поперечнике пути будет равна:
В=Ва+2с+Р
50 иены иэ отдельных соединяемых между собой секций.
На фиг. 1 схематически изображено приспособление s рабочем положении, об щий вид; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг.1 на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг, 4 — вид по стрелке В на фиг. 1; на фиг. 5 - вид по стрелке Г на фиг, 1.
Надрельсовая каретка 1 снабжена опор ными роликами 2 и 3 и посредством пружины 4 соединена с подвижной кареткой
5, которая выполнена с возможностью пе ремещения ее по направляющим размещена перпендикулярно к продольной оси каретки 1 и связана с ней горизонтальной ,консольной балкой б,поддерживаемой упор ной штангой 7. Внутри штанги 7 размещен выдвижной упор 8, выполненный в виде зубчатой рейки, выдвигаемой при по моши червячного валика 9. Подвижная каретка 5 оборудована вертикальной штан гой 10, несущей нивелирные рейки 11 и
12, нитяным отвесом 13, контактирующим роликом 14 и оттяжным тросиком
15 для обеспечения отжима подвижной каретки 5 при установке приспособления на рельс, Приспособление используют следующим образом.
Перед работой его настраивают. Произ водится это так. Приспособление за штан гу 7 устанавливают кареткой 1 на рельс таким образом, чтобы горизонтальные опорные ролики 2 контактировали с .боко- вой поверхностью рельса, а ролики 3 с верхней поверхностью рельса. При этом пружина 4 обеспечит перемещение подвиж ной каретки 5 вдоль балки 6 до контакта ролика 14 с боковой поверхностью рельса. Затем на горизонтальную балку 6 устанавливают уровень 16 (фиг. 1) и по команде наблюдающего за уровнем оператор манипулирует приспособлением, пере.мещая его за штангу 7 в плоскости, перпендикулярной оси. рельса до наведения пузырька уровня на нульпункт. После этого приспособление фиксируют на полу выдвижным упором 8 и передвигают горизонтальную рейку 11 до совмещения нуЛевого деления рейки с острием отвеса
13 и закрепляют винтом. Приспособление готово к работе..
Аналогично настраивак г и второе приспособление, так как для определения геометрических параметров положения рель. сов необходимо иметь два идентичных приспособления.
После настройки оба приспособления устанавливают в рабочее положение (как где Ва эамеренное расстояние между нулевыми делениями горизонтальных реек, мм; с - известное расстояние от оси нити отвеса до точки касания контактирующего ролика 1 4 к боковой .поверхности рельса, мм;
Р - ширина головки рельса, мм.
5 870341 б
Применение предлагаемого приспособле- этом на балке установлен соединенный с ния позволяет в определенной, степени уп- кареткой посредством упругогс элемента ростить, обезопасить и ускорить процесс ползун, к которому прикреплены вертикаль определения геометрических параметров ная штанга, несущая упомянутые нивелир положения рельсов надземных подкрановых > ные рейки и нитяной отвес. путей. Приспособление может быть приме- 2. Приспособление по п. 1, о т л и нено на предприятиях, где эксплуатируют- ч а ю ш е е с я тем, что, с целью ся краны мостового типа. повышения точности фиксации приспособ пения в рабочем попожении, упорная штанга снабжена выдвижным фиксируемым упоФормула изобретения ром.
3. Приспособление по и. 1, о т л и1. Приспособление для определения гео- ч а ю ш е е с я тем, что, с целью ио
I метрических параметров положения реш пользования его на подкрановых путях, сов надземных подкрановых путей, содер- 15 расположенных на разной высоте, штанги жашее надрельсовую каретку с опорными выполнены из отдельных соединяемых межроликами, контактирующий ролик с прижим- ду собой секций. ной пружиной, а также нивелирные рейки, Источники информации, отличающееся тем,что,сце- принятые во внимание при экспертизе лью обеспечения удобного проведения за-, 1. Ганьшин В. Н. и Репалов М ?Омеров, к надрельсовой каретке консоль- Геодезические работы при строительстве но прикреплена расположенная перпендику- и эксплуатации подкрановых путей. М., лярно к ее продольной оси балка, несу- "Недра", 1972, с. 81-83, 98, рис. 34 шая вертикальную упорную штангу, при а, б (прототип).
y.A )Eld



