Откидная рулевая колонка транспортного средства
(72) Авторы изобретения
С.П. Шлейхер, А.А. Фролов и В.С. Го еусов
Ташкентский тракторный завод им. 50-летия СССР (7!) Заявнтель (54) ОТКИДНАЯ РУЛЕВАЯ КОЛОНКА
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть применено на самоходных транспортных средствах, где по условиям посадки водителя требуется откидывание рулевой колонки.
Известны откидные колонки тракторов, содержащие шарнир, вокруг которого происходит угловое перемещение-рулевой колонки, необходимое для облегчения посадки водителя и для !
9 регулирования по углу наклона. На оси шарнира расположен зубчатый сектор, закрепленный на основании, а подвижный фиксатор, входящий в зацеп35 ление с сектором, смонтирован на поворотной части рулевой колонки, которая включает вал и рулевое колесо.
Зубчатый сектор может выполняться с двумя зубьями что позволяет откидыЭ
20 ванне колонки $1J .
Недостаток этой конструкции заключается в отсутствии регулирования наклона рулевой колонки.
Наиболее близким техническим решением к изобретению является откидная рулевая колонка транспортного средства, содержащая шарнир, на оси которого размещен зубчатый сектор, установленный на основании колонки и входящий в зацепление с упомянутым сектором подвижный фиксатор j2). . Недостаток этой конструкции заключается в ступенчатом угловом регулировании рабочего положения колонки, что затрудняет выбор удобного положения °
Цель изобретения — бесступенчатое . регулирование угла наклона рулевой колонки
Цель достигается тем, что зубчатый сектор снабжен зубчатой накладкой, подвижной относительно шарнира, связанной с сектором резьбовым соединени ем.
На фиг. I изображена предлагаемая откидная рулевая колонка, общий вид на Фиг. 2 — разрез А-А на фиг. l; на
3 8702 фиг. 3 - зубчатая накладка; на фиг.4 зубчатый сектор.
Откидная рулевая колонка, содержащая шарнир 1, на оси которого размещен зубчатый сектор 2, установленный на неподвижном основании 3 колонки.
Ось шарнира 1 совпадает с осью 4 кардана рулевого вала 5, который уста» новлен в трубе 6. На валу 5 размещено рулевое колесо 7„ а на трубе 6 .10 установлен управпяемйй подпружиненный фиксатор 8 с ручкой управления 9.
Труба..6 вварена в скобу 10, соединенную шарниром 1 с основанием 3. На шарнире 1 смонтирована зубчатая накладка 11 с радиусным пазом 12, в который вставлен болт 13 для взаимодействия с сектором 2.
Откидная рулевая колонка функционирует следующим образом.
Для изменения угла наклона рулевого колеса 7 от положения 1 до положения III, включая изначальную регулировочную позицию II, необходимо ослабить регулировочный болт 13, тем самым ослабляя зубчатый сектор 2 и накладку 11, и произвести наклон зубчатой накладки 11 по неподвижному зубчатому сектору 2 за счет соосного шарнира 1 и паза на подвижной зубчатой накладке 11.
Выбрав необходимый угол наклона, следует затянуть регулировочньй болт
13. Для того, чтобы оператору установить рулевое колесо в заранее выбранное положение от положения II в
32 4 положение III из положения I, достаточно вывести фиксатор 8 из зацепления на секторе 2 и опустить рулевое колесо до упора на накладке 11.
Описанная конструкция откидной рулевой колонки позволяет осуществить бесступеичатае регулирование по углу наклона и откидывать ее при посадке водителя. Ври возвращении колонки иэ откидного положения в исходное рабочее не требуется каждый раэ выверять ее положение. формула изобретения
I Откидная рулевая колонка транспортного средства, содержащая шарнир, на оси которого размещен зубчатый сектор, установленный на основании колонки и входящий в зацепление с упомянутым сектором подвижный фиксатор, отличающаяся тем, что, с целью бесступенчатого регулирования угла наклона рулевой колонки, зубчатый сектор снабжен зубчатой накладкой, подвижной относительно mapнира.
2. Колонка по и. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что зубчатая накладка связана с зубчатым сектором резьбовым соединением.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.. Патент Великобритании 91172620, кл. В 7 Н, 19?2 (прототип) .


