Привод механизма для соединения-отсоединения труб
Союз Советскии
Социалистические
Республик
ОП ИСАКИИ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-sy— (22) Заявлено 25. 11. 74. (21) 2077624/22-03 с присоеаинением заявки № (23) Приоритет "
Опубликовано 23, 09, 81. Бюллетень № 35
Дата опубликования описания 23.09 . 8 1 (53)M. Кл.
Е 21 В 19/10
foc74spcTIENllblll комитет ав делам изобретений и открытий (5ЗР ДК 622. 233. .05 (088. 8) (72) Автор изобретения
Э.К,Егоров,r, Всесоюзный научно-исследовательский институт метЪдттки- . и техники разведки ВИТР (71) Заявитель (54) ПРИВОД ИЕХАНИЗМА ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯОТСОЕДИНЕНИЯ ТРУБ
Изобретение относится к бурению скважин, а именно к механизмам соединения-отсоединения бурильных и обсадных труб.
Известен механизм для свинчивания труб, в котором рабочий орган в виде эажимного устройства связан через зубчатую передачу с индивидуальным электроприводом fig.
Недостатком. этого устройства является нерациональное использование
10 мощности электропрнвода и прочностных характеристик элементов устройства, которое имеет заведомо эавышечную мощность только для кратковременной максимальной нагрузки при раскреп1$ ленни резьбы, Известен также механизм для соединения-отсоединения труб, содержащий ведущий вал с зубчатым колесом рабочего органа, реечную шестерню
20 и зубчатые рейки с гидроцилиидром.
В этом механизме для подведения до- полнительного крутящего момента в момент раскреплення и свинчивания рез ьбово го соединения к реечной шестерне, вспомогательным гидроцнлиндром подводится зубчатая рейка..для зацепления с реечной шестерней 2 3.
Недостатками известного механизма . являются необходимость .в подводе и отводе зубчатой рейки и дополнитель- ном гидроцилиндре.Кроме того, при вводе зубчатой рейки в зацепление возможны случаи непопадания зуба рейки на
sy6 шестерни.
Цель изобретения - повышение надежности работы механизма.
Поставленная цель достигается тем, что привод снабжен муфтой сцепления с поводком, размещенной между зубчатым колесом и реечной шестерней, причем последняя имеет кулачки для взаимодействяя с поводком муфты сцепления.
Кроме того, муфта сцепления подпружинена.
866120
Такое выполнение механизма обеспечивает автоматическое включение и отключение дополнительного привода после снижения крутящего момента на рабочем органе.
На чертеже изображена схема привода механизма соединения-отсоединения .
Привод состоит иэ ведущего вала
1 с зубчатым колесом 2, неподвижно посаженным на вал, и реечной шестерни 3, свободно сидящей на валу. В зацеплении с реечной шестерней находится зубчатая рейка 4,которая получает поступательное движение от гидроцилиндров 5 и 6.
Между зубчатым колесом 2 и реечной шестерней 3 расположена муфта
7 сцепления с поводком 8. На торце шестерни имеются кулачки 9, взаимодействующие с поводком 8 путем касания с коленом поводка 10. Реечная шестерня 3 имеет хвостовик 11 с наружными шлицами, на который надеты муфта 7 сцепления с пружиной 12.
Ведуащй вал 1 получает вращение от гидромотора 13, а зубчатое колесо находится в постоянном зацеплении с шестерней рабочего органа 14 и снабжено полумуфтой 15 под муфту 7 сцепления.
Работа привода происходит следую-, щим образом.
При соединении резьбового соединения рабочая жидкость подается в гидромотор 13. Вращение гидромотора через зубчатое колесо 2 передается на шестерню рабочего органа 14 (захват), вращающего соединяемую или разъединяемую трубу (не показана) .
После свинчивания резьбовых частей труб давление в гидросистеме начинает возрастать и включает подачу рабочей жидкости в гидроцилиндр 5.
Поршень гидроцилиндра, перемещая рейку 4, поворачивает реечную шестерню 3 с кулачками 9, воздействуя на колено поводка 10, которое под действием пружины 12 опускается, включая муфту 7 сцепления с полумуфтой
15 зубчатого колеса 2, что приводит к закреплению резьбового соединения труб.
Возвращение рейки в исходное положение осуществляется переключением подачи рабочей жидкости в гидроцилиндр 6.Кулачки 9 реечной шестерни 3, поворачиваясь в обратную сторону, отключают через поводок 8 муфту 7 сцепления, При бтсоединении резьбового соединения рабочая жидкость подается в гидромотор 13 и гидроцилиндр б,так как крутящего момента гидромотора недостаточно для снятия натяга в
1О резьбовом соединении,при этом рейка
4, перемещаясь, поворачивает реечную шестерню 3 с кулачками, тогда муфта
7 сцепления соединяется с полумуфтой
15 зубчатого колеса 2, а рабочий орган поворачивается на угол, достаточный для снятия натяга в резьбовом соединении. В конце хода рейки 4 кулачок 9 отключает муфту ? сцепления. Гидромотор, продолжая вращать зубчатое колесо 3, развинчивает резьбовое соединение, По окончании операции отсоединения подачей рабочей жидкости в гидроцилиндр 6 рейку 4 возвращают в исходное положение., Благодаря постоянному эацеппению зубчатой рейки с шестерней привода, исключается возможность попадания зубьев друг на друга, что повышает надежность и долговечность механизма привода.
Формула изобретения
i. Привод механизма для соедине35 ния-отсоединения труб, содержащии ведущий вал с зубчатым колесом рабочего органа, реечную шестерню и зубчатые рейки с гидроцилиндром, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с
40 целью повышения надежности работы, он снабжен муфтой сцепления с поводком, размещенной между зубчатым колесом и реечной шестерней, причем последняя имеет кулачки для взаимодействия с поводком муфты сцепления.
2. Привод по и.1, о т л и ч а юшийся тем, что муфта сцепления подпр ужи иена.
ИстОчники информации р о принятые во внимание при экспертизе
1. Патент ФРГ Я 1131618 кл. 5а 33/20, опублик 1959.
2. Патент Великобритании У 852460» кл. 83. 3, опублик. 1956 (прототип) .
Составитель В.Петросов
Редактор В.Лазаренко Техред И.Асталош Корректор Г.Решетник Заказ 8027/49 Тираж 630 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 б
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4