Многоковшовый цепной экскаватор поперечного копания т.т.халикова
Союз Советских
Социалистичеслих
Республик ()863784 (51) М. Кл.з
Е 02 F 5/06
Государственный комитет (53) УДК 621.879..44 (088.8) по делом иэооретеиий и открытий (72) Автор изобретения
Т. Т. Х аликов (71) Заявитель (54) МНОГОКОВШОВЫй ЦЕПНОЛ ЭКСКАВАТОР
ПОПЕРЕЧНОГО КОПАНИЯ Т. Т. ХАЛИКОВА
Изобретение относится к строительной технике, применяемой для рытья магистральных оросительных каналов, и касается многоковшовых цепных экскаваторов поперечного копания с полнопрофильными ковшовыми рамами.
Известны многоковшовые экскаваторы, применяемые для рытья оросительных каналов, в которых для получения полного профиля канала часто используют комбинированные рабочие органы (1).
Известен также шнекороторный каналокопатель марки ЭТР— 301, в котором центральный ротор с двухрядным расположением ковшей разрабатывает центральную прямоугольную часть профиля канала; а два наклонных конусных шнека разрабатывают грунт вдоль откосов (2).
Такие экскаваторы обычно применяют для рытья мелиоративных каналов глубиной не более 3 м, так как технологически выполнить ротор больших размеров весьма затруднительно. Кроме того, недостатком таких экскаваторов является низкая производительность за счет отрывки каналов требуемой глубины за несколько проходов.
Цель изобретения — повышение производительности путем рытья канала за один проход.
Эта цель достигается тем, что каждая секция снабжена вертикальной направляющей с кареткой и дополнительным цепным рабочим органом с рамой, которая одним концом шарнирно соединена с кареткой, а другим — с одним из звеньев ковшовой цепи, при этом профильная ковшовая рама снабжена щитом и зачистными ножами. та На фиг. 1 изображена кинематическая схема экскаватора; на фиг. 2 — ковшовая рама, вид спереди.
На торце ковшовой рамы 1 со стороны забоя при помощи звездочек (приводных
2 и натяжных 3) и роликов (напорных угло15 вых 4, промежуточных 5 и поддерживающих 6) установлены две ковшовые цепи 7 с ковшами 8. Между забоем и ковшовой цепью 7 установлен цепной скрепковый бар 9, состоящий из рамы 10, цепи 11 со скрепками 12, ведущей звездочкой 13 и натяжным
® роликом 14. Рама цепного бара 10 через полуоси 15 и 16 шарнирно соединена через втулки 17 и 18 в нижней своей части с ков863784 и та на профилированное дно канала на раме я- со стороны забоя установлен отгораживаюй щий щит 26.
Применение изобретения обеспечивает
ы получение полного профиля больших магистральных каналов за один проход мач- шины.
Формула изобретения з шовой цепью 7, а в верхней — с подвижно кареткой 19, перемещающейся в направл ющих 20, жестко соединенных с ковшово рамой 1.
По бокам ковшовой рамы установлен приемные бункеры 21, продольные прием ные транспортеры 22 и отвальные попере ные транспортеры 23, ссыпающие грунт в отвал 24.
Экскаватор работает следующим образом.
Приводятся во вращение ковшовые 7 и скрепковые цепи 11. Одно из звеньев ковшовой цепи 7, к которому шарнирно прикреплена полуось 15, ведет за собой нижнюю часть рамы 10 по траектории движения ковшей 8. Верхняя часть рамы, соединенная через полуось 16 с качающейся кареткой 19, совершает возвратно-поступательное движение. После включения механизма движения ходового оборудования, та часть грунта, которая находится в зоне движения ковшей 8, захватывается и ссыпается s приемный бункер, оставшаяся часть грунта разрабатывается скрепковой цепью бара 9, ссыпается на дно канала и захватывается ковшами 8. Таким образом, при одном проходе экскаватора ковшами выбирается весь грунт, находящийся в зоне профиля канала.
Чтобы придать каналу точно установленный его профиль, сзади ковшовых цепей установлены бульдозерные ножевые отвалы 25, которые срезают грунт на углах между дном и откосами и выравнивают неровности поверхности дна и откосов. Для предотвращения попадания открытого грун1. Многоковшовый цепной экскаватор поперечного копания, включающий профильную ковшовую раму, состоящую из двух симметричных секций с ковшовыми цепями, выполненными из звеньев, отвальные транспортеры и привод, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности путем рытья канала за один проход, каждая секция снабжена вертикальной направляющей с кареткой и дополнительным цепным рабочим органом с рамой, которая одним
20 концом шарнирно соединена с кареткой, а другим — с одним из звеньев ковшовой цепи.
2. Экскаватор по п. 1, отличающийся тем, что профильная ковшовая рама снабжена щитом и зачистными ножами.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 79037, кл. Е 02 F 5/06, 1949.
2. Рябов Г. А. и др. Мелиоративные строительные машины. Изд. 2-е, М., «Колос», 1976, с. 234 (прототип).
863784
Составитель И. Синицкая
Редактор Н. Горват ТехредА. Бойкас Корректор М. Шарошн
Заказ 7723/47 Тираж 696 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4


